Картины художника Владимира Гремитских

 

Живопись и графика московского художника Владимира Георгиевича Гремитских (1916-1991) Продажа картин без посредников.

Сайт принадлежит сыну художника Александру Гремитских.

Выдаётся сертификат подлинности. 

 

Новости
Артём Пучков. Моё путешествие в Тибет.  увеличить изображение
Артём Пучков. Моё путешествие в Тибет.

Этот рассказ Артёма интереснее любых статей о нём....

 

«…Когда с вами впервые происходит нечто, что выше слов - это значит, что жизнь постучалась в вашу дверь.» 
( Ошо. Индийский философ ) 

 

 

Думаю, в жизни каждого художника были интересные истории и приключения. У меня была незабываемая творческая поездка в Индию и Тибет. Все произошло по воле случая. На одной из выставок в Алуште ко мне подошел какой-то смешной человек в шлепанцах, назвался искусствоведом из Дома-музея Н.К.Рериха и приобрел мою картину, сказав что-то о положительной энергетике в работах. Тогда я не обратил на него особого внимания, но каково же было моё удивление, когда через год я получил приглашение в Индию поработать при Доме-музее Рериха в долине Кулу. Открыв визу и вооружившись двумя этюдниками, я полетел в Дели. Багаж был минимальным: краски, кисти, фотоаппарат (мыльница), необходимые вещи и немного денег, которые в дальнейшем мне очень пригодились, хотя я, якобы, ехал на полный пансион. 

В Дели меня встретил маленький человек, говорящий с акцентом на русском - фотограф Венцислав Семионов из Софии. Его тоже пригласили в эту экспедицию для создания фотоматериала о Гималаях и Тибете для глянцевых журналов Болгарии. 

Все, казалось, начиналось хорошо и слажено. 

Собралась разношерстная публика, которая несколько дней суетилась, бегала по Дели, стараясь красиво открыть выставку Н.Рериха в Русском центре. Мне пришлось им помочь, хотя в мои планы это не входило. Через несколько дней все сели в маршрутный автобус и поехали в долину Кулу, в Дом-музей Н.Рериха (сутки езды на бешеной скорости под завывание индийских национальных инструментов). 

Долина Кулу – одна из самых красивых в Индии, это снежные вершины Гималаев, плодородные поля и сады, бурлящие потоки вод реки Биас. 

В Кулу неожиданно мне сказали, что все собираются в экспедицию на Тибет, но я могу остаться в музее (при музее есть гостиница). 

"Да, конечно!" - подумал я. Передо мной открывался великолепный вид на заснеженные вершины Гималаев и я не мог не воспользоваться таким шансом. В Кулу полно магазинов для альпинистов. Быстро купил неплохой рюкзак, куртку и все необходимое для похода. Взяв напрокат (достаточно дорого) джип ,мы двинулись к Гималаям, через п.Манали и оттуда на Тибет через перевал Ротанг (3980м.). 

Красота этих мест меня просто потрясла, всю дорогу ехал, открыв рот от удивления. Первая остановка была в п.Кейлонг, туда мы добрались поздно вечером. Подобные поселки буквально напичканы убогими гостиницами для туристов и альпинистов. Следующий день был переломным в моей, казалось бы, экскурсии. 

Утром Венцислав поссорился с руководителем группы (с человеком, с которого все начиналось в Алуште) из-за расхождения в религиозных убеждениях и философии Н.Рериха. Венцислава вытурили из машины, сказав, что он имеет средства на обратный путь, и спокойно поехали без него дальше. От такого поведения "пасторов Духовности" я просто обалдел. Как можно оставить в Гималаях человека: одного, без денег, без помощи, знающего о жизни в высокогорье только по книжкам? Я высказался по этому поводу и был следующим. Остановившись в одной маленькой деревушке по пути следования, решил подождать Венцислава. Я понимал, что он, конечно, не повернет назад. 

Гималаи были его мечтой, как и моей, и он, конечно, продолжит свой путь вперед! К вечеру я его встретил. Этот момент можно считать отправной точкой моего путешествия. В местном телеграфе (если его можно назвать таковым), с одним телефоном, который надо крутить за ручку, как в "Смольном") увидели приколотые на стене отксерокопированные карты местности. Купив их, мы продолжили путь. Нам никто не мешал, останавливались, где хотели, и занимались своим делом. Венц бегал со своими штативами, а я, собирая огромное количество зевак, писал быстрые этюды. Я чувствовал, что этот материал совершенно уникален, старался впитать в себя все: красоту увиденного, быт и характер людей и отношений. Будет ли когда-нибудь возможность повторить мой путь – большой вопрос. Надо было работать на пределе, и время показало, что я был прав. 

Интересный момент: по возвращении из экспедиции мне подарили книгу о Н.Рерихе. Я был очень удивлен, когда обнаружил, что писал те же мотивы, что и Николай Константинович, т.е. сидел прямо на тех же местах в тех же монастырях, где был он. 

Так потихоньку через перевалы в горах, заброшенные города, которые по вечерам вводили меня в мистический ужас, мы вошли в город Лех – столицу гималайского княжества Ладакх, бывшую столицу Буддизма. Там мы поселились в одном доме, где жила семья верующих. Интересный уклад, воспитание и дисциплина, которая царила в этой семье, заставляла посмотреть на жизнь с другой стороны. 

Вечером того же дня я попросил показать мне Bathroom , чтобы помыться, мне показали на дверь. Мальчик быстро натаскал в ведрах горячую воду, но когда я туда зашел, увидел, что потолка в помещении нет. Пришлось окатывать себя горячей водой, а тем временем на голову падал снег. После я задал вопрос - почему? Мне спокойно ответили, что грязь улетает вверх. Я всегда думал наоборот. 

Как-то на улице мы увидели мальчика в шапочке с шариками на пружинках. Он корчил рожицы, шарики смешно прыгали. Перед ним лежала шапка с мелкими монетами. Этим он зарабатывал, бизнес такой. Мы кинули ему пару монет. Потом что-то толкнуло меня спросить: "А мне денег дал бы?" Мальчуган тут же высыпал мне в руки все, что он заработал за день. Мы опять спросили: "Почему?" Мальчик ответил: "Вы же попросили, значит Вам надо!" 

В пути нас не переставала удивлять бедность, скромность быта и высокая, как Гималаи, духовность этого народа. Один знакомый художник, побывавший в тех местах, очень точно сказал: 

«Я побывал в беднейших странах, там люди зачастую не имели ничего, кроме одежды, которая была на них. Но они всегда улыбались, и у них не было никакой агрессии. Это поразительно, потому что у каждого из нас есть, где жить, есть еда и, почти в каждой семье, есть машина, но мы считаем себя бедными. Видимо, мы не знаем, что такое – настоящая бедность. И что такое – счастье, мы, наверное, тоже не знаем.» 

Суровые, не обычные явления природы всюду заставали нас врасплох. Никто не предупредил, что в Лехе во второй половине дня часто бывают пыльные бури. Как-то утром мы пошли за 10км. на этюды к монастырю Стакмагомпа. Интересный монастырь. Он часто изображается на гравюрах: мне хотелось порисовать, Венцу - сфотографировать. Обратный путь был кошмаром. Песок в глазах, в ушах, во рту, всего пронизывает сотнями иголок, хорошо, что ветер дул в спину. 

В г. Лех мы были 4 дня. 
Там же к нам подселили трех девушек, которые прилетели из Австралии к местному оракулу. Он принимает посетителей раз в году, в какой-то лунный день, к нему едут люди со всего света. Рассказывает о твоём прошлом и предсказывает будущее. Девушки звали с собой, но мы не пошли. Зачем? 

В пути познакомились с молодым человеком. Он пешком шел в Дели учиться, как наш М.В.Ломоносов когда-то. Юноша был монахом буддистского храма в Лехе, но одежды монаха на нем не было. 
Не хотел он ее надевать, говорил, что это уже архаизм. Этот юноша стал нашим проводником в дальнейшем. Как-то в пути он остановил нас. 

"Отдохните ребята" - сказал он. Через минуту в 100 метрах от нас произошел колоссальный обвал скалы, летели камни величиной с дом, пути уже не было, и нам пришлось обходить это место в течение нескольких часов. Но самое неприятное - встретить на своём пути селевые потоки и топи. Приходится раздеваться до гола и пробираться по пояс в серой грязи. Как-то пришлось заночевать перед селевым потоком, надо было подождать, чтоб он хоть немного сошел. Мы нашли старый заброшенный дом, крыши не было, но были столы. Соорудили ложе, обложились рюкзаками и надели всю теплую одежду, которая была с собой. Наутро проснулись засыпанные снегом, но мы так устали, что не почувствовали, как он пошел. 

Маршрут пролегал от селения к селению. Там мы могли что-то поесть и отдохнуть. 
Кстати, о еде – отдельный разговор, он весьма актуален и каждому, кто собирается в какое-либо путешествие с приключениями, следует отнестись к нему весьма серьезно. Есть можно только молочные продукты и рис. Я ещё заказывал томатный суп, хотелось горячего и жидкого. Все очень острое, есть невозможно, но потихоньку привыкли. "Чили-масала" присутствует в любой еде, все горит внутри, однако в пути всякая еда хороша. 

Перец и пряности даже в конфетах, мне не показалось это вкусным. 

Был смешной случай. Как-то в одной деревушке мы увидели большой деревянный сруб и спросили - Что это? Нам ответили, что это - местный бар. "Наконец!" - сказал я. 
Вечером того же дня мы туда зашли. Внутри - деревянные столы, на которых стояли графинчики с водкой 30'. Для моряка - это пыль! Мы присели. 

Тибетцы собрались гурьбой и что-то бурно обсуждали. Потом повернулись к нам и сказали, что русские умеют крепко пить. Спросили, будем ли мы пить - кто кого? Я понял, что напротив меня посадили местного чемпиона по употреблению алкоголя. После нескольких рюмок, парня унесли за руки, за ноги. Потом посадили следующего, и с этим произошло тоже самое. Из бара мы уходили под гул аплодисментов. Удивительно, но они совсем не могут пить, алкоголь их просто убивает. 

Мое повествование не всегда последовательно, но и ходил я в Гималаи не вчера. 
Мы продолжали свой поход. Шли через перевалы, попадая в удивительные места. Наш проводник рассказал нам, что скоро мы увидим чудо - облако между горами, которое никуда никогда не уплывает, т.е. всегда висит над долиной. Смотреть на это чудо с высоты - истинное наслаждение, проникаешься понятием созерцания. Через пару часов мы его увидели – на самом деле это было Чудо! Разве на свете всего семь чудес? 

Созерцание - неотъемлемая часть мироощущения этого народа. Я привез много интересных фото из Индии: на двух из них, совершенно одинаковых с первого взгляда, сидят несколько стариков и задумчиво смотрят вдаль на заснеженные горы. Отличались эти фото только тем, что были сняты утром и вечером. Старики целый день были заняты созерцанием. Как ни вспомнить знаменитые кадры с аксакалами из фильма «Белое солнце пустыни»? 

Множество необычных и неожиданных встреч дарила нам дорога. 
Как-то решили сделать марш-бросок - пройти 60 км за один день, но не рассчитали силы, через 40 км мы уже падали с ног. К тому моменту нас уже было семеро. К нашей группе примкнули австралийцы, немцы и девушка из Таиланда. До этого они не знали друг друга и все были одиночками. Немец всю дорогу пел русские народные песни, рассказав, что коллекционирует их. 

Усталость забирала последние силы, настроение резко портилось, и вдруг – очередное чудо: с горы спускается молодая пара с гималайскими лошадками. Идут в свое селение. Мы взмолились, чтобы они помогли нам добраться до поселка. Те любезно согласились и посадили нас на лошадей, сами же, взвалив наш груз себе на плечи, пошли рядом. Девушка несла на голове мою огромную тяжелую сумку, придерживая ее левой рукой. Вскоре пошел дождь. И это был не просто дождь, "дождь, как из ведра". Девушка шла первой и все так же придерживала сумку левой рукой, в рукаве у нее было, по меньшей мере, ведро воды. Стемнело. Ночь в Гималаях черная, ничего не видно, где-то далеко внизу слышен шум реки , и чувствуешь, что лошадка прыгает по скалам, как горный козел. В этот момент дух захватывает, никто не знает, куда ты летишь и где приземлишься. Добравшись до селения, я расцеловал лошадку от избытка чувств. Надо признаться, что до этого момента не испытывал большой любви к лошадям. 

Гималайские лошадки значительно меньше своих собратьев , однако это им не мешает легко справляться с крутыми горными тропами , перевалами, нести тяжелую поклажу. Они очень умны. 

Конечно, спросил у парня, почему вещи не положили на лошадей, и почему его молодая жена несла сумку на голове, придерживая её только левой рукой. Он ответил, что лошадь стоит дороже женщины, и что правой рукой она была привязана к ведущей лошадке. Я узнал, что девушке было всего 20 лет и она за все попросила 40 рупий т.е. один доллар. 

Я стараюсь писать просто рассказ путешественника, не касаясь философских и религиозных аспектов. Они описаны многими авторами, к примеру, Александрой Давид-Неэль. Она написала ряд книг о Тибете. Еще одна попытка понять и передать Восток с точки зрения европейской ментальности и европейского мироощущения. Переложить на европейский лад восточную философию пытался и Н.Рерих с семьей. На Востоке надо быть, его нужно прочувствовать, видеть всё своими глазами. У меня было ощущение, что я впервые увидел по- настоящему верующих людей, для них вера в Бога - это все, это их жизнь. 

Через некоторое время мы спустились в Шринагар(на санскрите- богатый город) - столицу штата Кашмир. 
Кашмир является предметом жарких споров и бесконечных военных столкновений между Индией и Пакистаном вот уже более полувека и мы умудрились попасть туда именно в такой горячий момент. 

Дымились воронки после боя. Суетились военные, но мы на них даже не обращали внимания. 
Шринагар – удивительный город. Он раскинулся в живописной долине подле лотосового озера Дал, наполненного водой от таяния горных ледников. На его берегах проживает более миллиона человек. 

Красота Шринагара завораживала. Орлы повсюду, как у нас воробьи. Город расположен в высокогорье. Подошли к водному такси, очень быстро договорились и нас отвезли к дому на воде - гостинице. Перед ней стояли две лодки, ими мы могли воспользоваться в любое удобное для нас время. В доме висели ковры, стояли красивые вазы и даже была ванная комната (ежедневно молодой человек наполнял ванну горячей водой). Каждый день мы плавали по бескрайнему озеру Дал. Жизнь местного населения проходит на воде : тут и там снуют лодки продавцов рыбы, фруктов и овощей. На маленьких лодочках плавают дети, они продают цветы. Вечером одного дня к нам подплыла лодочка, в которой сидела девочка, с горой, наверное, не проданных лотосов. Она приветливо улыбнулась и кинула к нам в лодку всю охапку этой красоты. Мы были приятно удивлены и тронуты. Одна из моих живописных работ так и называется - «Продавец цветов» . 

Я старался писать очень быстро акриловыми красками. Закаты были вообще фантастически красивы. Совершенно "открытые" цвета: желтый, оранжевый, красный, фиолетовый. 

Картина «Вечер в Шринагаре» родилась там. Картины « Вся красота мира – в цветке лотоса», «Эдем» и мн.др. – итог ярких, сильных впечатлений, оставленных Шринагаром . 

В Шринагаре есть крепость, сделанная из гранитных глыб. Стоит в заболоченной местности, наполовину в воде, но местные сказали, что близко к ней подходить не стоит, там царство змей. Вопрос, кто по воде доставил туда гранит в сотни тонн? 

После Шринагара мы с трудом добрались до Дели. Путь был долгим и сложным: и на конях, и на крышах жутких автобусов среди кур и коз. Как они умудряются возить коз на крышах? И под ствол автоматов нас брали, и сражались с пауками в одной гостинице. Кстати, существуют в гостинице окна, или их вообще нет - особого значения не имеет, окна все равно не открываются. Однажды случайно попалась гостиница с открытыми окнами, очень обрадовались, думали, что воздухом ночью подышим, но как бы ни так! Эту ночь мы запомнили надолго, она прошла в борьбе с насекомыми всех мыслимых и немыслимых видов. 

В Дели мы сделали себе экскурсию по "Золотому треугольнику Индии": Дели, Агра, Джайпур. Красота неимоверная! Каждый город дарил свои незабываемые впечатления. В Дели поразил и удивил старинный фонтан. У его воды отдыхают не только утомленные зноем горожане, но и тысячи сказочной красоты бабочек. Это зрелище сложно описать, есть только одно подходящее слово -чудо! 

Меня иногда спрашивают: « Неужели среди этой красоты Вы ни разу не встретили суровости ?» 

В Индии есть очень суровые люди - это ситхи. Как-то я хотел разменять деньги, чтобы пройти в музей. Перед входом стоял ситх (им разрешено носить холодное оружие), он мне любезно разменял деньги, а потом сказал, что я должен ответить добром на добро и купить пачку открыток у его друга (ларек был перед входом ), когда я вежливо отказался, человек сразу схватился за саблю, которая у него висела на поясе. Хорошо, что полиция была рядом. Они его держали, а я наивно пытался объяснить ему, что открытки мне не нужны. 

По возвращении домой, я с головой окунулся в работу. В итоге - через полтора года открылась первая выставка в галерее КЭП в Симферополе. Были приглашены танцовщицы (учились в школе индийских танцев в Калькутте), музыка, телевидение. Вторую выставку решили сделать в Киеве. И в Киеве прошло все замечательно. Единственное, было странно, что человек, который на себя взял организацию выставки, не старался продавать картины. 

Вскоре я уехал в Крым и позвонил в Киев только через неделю, спросить, как продвигаются дела. Меня ошарашили, сказав, что через два дня после открытия, мой менеджер забрал все картины и уехал. Как потом выяснилось, уехал навсегда. Сорок две картины в дорогих рамах. Почти два года работы. В итоге - затяжная депрессия. 

Через несколько недель зашел А.Долгих (художник) и сказал: " Он у нас украл не только картины, он украл нашу надежду". Десять художников поплатились за свою наивность и доброту, я был последним. Удобно. На выезде. 

Некоторое время спустя ко мне в мастерскую пришел друг и спросил, долго ли я буду пребывать в этом состоянии? Я ответил, что у меня ничего нет. Он оставил деньги на холсты, краски. Через полгода я открыл выставку в галерее на Андреевском спуске в Киеве. Было не 40 картин, но 20 - уже что-то. Все прошло хорошо, часть картин была продана. Я опять вернулся в своё нормальное, рабочее состояние. Прошло пару лет. Как-то шел прогулочным шагом по центру Праги. В окне одной галереи увидел Тибетскую картину (из тех первых). Конечно, зашел, поговорил с хозяином и он сказал, что картина его, и что в некоторых пражских галереях есть еще несколько картин. Естественно, я нашел их, и познакомился с их новыми владельцами. Принимали очень хорошо, сразу предлагали мастерскую, дом, работу. Вот так – нет худа без добра! 

Хочу закончить свое небольшое повествование стихами моего давнего друга поэта и композитора Ольги Дитце(Мальцевой), которая после посещения моей Тибетской выставки за одну ночь написала четырнадцать стихов и подарила их мне. 

«Все кажется давно забытым сном, 
Лишь голова закружится хмельная, 
Когда перед распахнутым окном, 
Цветов Тибета аромат вдыхая, 

Стоит художник, думая о том, 
Как кратка наша жизнь и как мгновенна… 
Воспетый Рерихом, Гепанг священный 
Застыл пред ним в величии своем!» 

(О.Мальцева-Дитце)