Картины художника Владимира Гремитских

 

Живопись и графика московского художника Владимира Георгиевича Гремитских (1916-1991) Продажа картин без посредников.

Сайт принадлежит сыну художника Александру Гремитских.

Выдаётся сертификат подлинности. 

 

Новости
Творческая лаборатория Александра Карпана. (статья из каталога Витебск, 2002) увеличить изображение
Творческая лаборатория Александра Карпана. (статья из каталога Витебск, 2002)

В стилистическом хаосе современного художественного пространства творчество витебского акварелиста Александра Карпана выглядит довольно традиционным. В то же время его акварели и рисунки поражают зрителей ярким и современным звучанием, гармоничным сочетанием известных классических приёмов акварели и новаторства в создании изобразительных форм. Художнику присуще удивительно живописное видение натуры, неординарное мастерство владения акварельной техникой. Высокая профессиональная грамотность, выразительность и лёгкость индивидуальной манеры акварельного письма сегодня являются важными компонентами творческого имиджа Александра Карпана.
Начало формированию яркой творческой индивидуальности было положено уже в период обучения Александра Карпана на художественно-графическом факультете Витебского университета (1974-1979) у известных белорусских акварелистов Ивана Столярова, Алеся Мемуса, Валентины Ляхович а также предопределено первыми творческими экспериментами молодого художника. Именно тогда - в начале 70-х годов - поколение художников, к которому принадлежит и Александр Карпан, ощутило острую потребность в глубоком изучении профессиональных основ искусства, в возврате к утончённой, изысканной живописи, основанной на выразительном и конструктивном рисунке, своеобразно понимаемой эстетике цвета.
Начиная с 1979 года Александр Карпан принимает активное участие в международных, республиканских, областных художественных выставках. Его произведения не раз экспонировались в Нинбурге, Бремене, Франкфурте-на-Майне (Германия), Лионе (Франция), Литтэркен- ни (Ирландия), Варшаве (Польша), Минске, Витебске, Могилёве (Беларусь).
В последнее время Александр Карпана всё чаще называют одним из наиболее талантливых витебских акварелистов среднего поколения. Причём это мнение не только искусствоведов, художников твёрдо стоящих на позициях реалистического искусства, но и тех, кто не приемлет в современном творчестве традиционных форм. Прйчина такого единодушия кроется в удивительном умении Александра Карпана, ориентируясь на реалистическое отображение действительности искать для этого яркий и современный художественный язык. 
Акварели Александра Карпана привлекают внимание и притягивают к себе эффектной манерой живописи, особенной изысканностью форм, продуманной до мелочей композицией, гармонией колористического решения. А ещё концептуальностью созданного образа, сочетанием интеллектуального и чувственного, глубоко осмысленного и формального...
Нередко Александр Карпан использует тот или иной конкретный сюжет для создания художественного образа, но чаще отдаёт предпочтение сложным и совершенно неоднозначно прочитываемым образным конструкциям.
Натюрморт - один из приоритетных жанров в творчестве Александра Карпана. Каждая композиция натюрморта - это до мелочей продуманная мизансцена. Художник составляет их из самых разнообразных, порой, казалось бы несопоставимых по характеру объектов и добивается иллюзорной похожести в отображении пластики предметов. В композициях Александра Карпана часто встречаются как, антикварные, так и просто старые бытовые вещи, которые ещё хранят на себе тепло чьих то прикосновений. Прошлое, которое нам уже не принадлежит, превращается в современное, обычное - в необычное, повседневное - в исключительное... «В окружающем мире нет неживых предметов,» - писала когда то известная русская поэтесса Анна Ахматова, и натюрморты Александра Карпана каждый раз напоминают нам об этом.
В акварелях Александра Карпана основная роль принадлежит выразительной пластике форм, разнообразной живописной фактуре, которая то «материализуется», приобретает вид конкретных вещей, то существует независимо от них, как условный графический приём. Несмотря на то, что объекты в произведениях художника изображены объёмными, среда, как привычное глазу трёхмерное пространство мало интересует Александра Карпана. Чаще он ищет её колористический эквивалент и только едва намечает горизонтальную плоскость на которой располагает предметы. Нередко фоном композиций служат пятна удачно ритмически организованного чистого и насыщенного цвета. Здесь краска свободно течёт, набрызгивается, проскребается лезвием, смывается...
В пейзажах Александра Карпана преобладают лирические природные мотивы. Здесь можно встретить увлекательные картины белорусской природы а также, близкие сердцу художника этюды местечек на его родине Житомирщине (Украина). Для пейзажных композиций художника характерно использование всего многообразия оттенков насыщенных умбристых, охристых, коричневых, изумрудных цветов.
В немногочисленных портретах, Александр Карпан стремится представить образ в тематическом ракурсе или же ищет неординарное его колористическое решение. Особое внимание, наряду с отображением пластической выразительности персонажа, уделяется передаче его психологического состояния. В рисунках обнажённой модели, которые исполнены почти в классической академической манере, поражают не только внешняя эффектность графической техники, но и доскональное владение пластикой, линией, тоном. Часто рисунок с натуры становится важным этапом работы над тем или иным художественным образом.
Выразительность и точность рисунка, графическая обострённость живописных форм, уравновешенность композиционных ритмов, в определённой степени эмоциональный аскетизм натюрмортов Александра Карпана приближают его манеру к стилистике художников Северного Возрождения. В то же время особое внимание к декоративному, формально-пластическому оформлению композиции сближает работы Александра Карпана с произведениями художников 20-х годов прошлого века, представителями «новой реальности». Однако никакие параллели не в состоянии полностью отобразить истинный творческий портрет витебского акварелиста. Александр Карпан индивидуален и, очевидно, неповторим в своих творческих исканиях. Представляя одно из современных направлений развития традиционной акварели, Александр Карпан хочет быть самим собой, и каждый раз подтверждает это своё желание в огромном количестве создаваемых им рисунков и акварелей.


Витебск. 2002
Михась Цыбульский