Картины художника Владимира Гремитских

 

Живопись и графика московского художника Владимира Георгиевича Гремитских (1916-1991) Продажа картин без посредников.

Сайт принадлежит сыну художника Александру Гремитских.

Выдаётся сертификат подлинности. 

 

Новости
Традиции реализма в русской и советской живописи увеличить изображение
Традиции реализма в русской и советской живописи

Под реализмом (от латинского realis – действительный, вещественный) принято понимать в живописи объективную и точную передачу действительности на картину художника. Это понятие впервые употребил французский критик и писатель Жюль Шанфлёри в середине XIX столетия. Этим понятием он провёл грань между академизмом и романтизмом.

 

Передвижничество

 

В Российской империи это направление активно подхватила группа художников, которая объединилась сначала в «Артель художников», состоявшую из 14 живописцев. Это были бунтари, которые заканчивали  Императорскую Академию художеств в 1863 году. Они отказались писать конкурсные работы на заданную тему и ушли из Академии. В 1870 году ими было  образовано «Товарищество передвижных выставок» и утверждён его Устав. Главным идеологом Товарищества был Иван Николаевич Крамской, находившийся под влиянием идей русских революционных демократов. Он высоко ставил общественную роль художника, национальную выразительность и моральную сущность искусства, основанную на принципах реализма.        

Основное, чего добивались русские реалисты, – передать жизнь в её непрерывном движении, изменчивости, правдоподобно подчеркивая портретное сходство своих моделей, их чувства и переживания. Их образы отражают жизнь в самой своей глубинной сути.

 

Выставки

 

Первая выставка передвижников открылась в 1871 году. На ней были показаны для публики Петербурга, Москвы, Киева и Харькова 82 картины. Фурор произвели «Грачи прилетели», скульптура А. Антокольского «Иван Грозный» и полотно Н. Ге «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе». Эта выставка стала настоящим событием и откровением в культурной жизни страны.  Всего состоялось 47 выставок. П. М. Третьяков закупал для своей коллекции лучшие произведения непосредственно с этих выставок, помогая тем самым художникам материально и морально. Для их произведений были характерны трагический взгляд на реалии жизни, обострённый психологизм, например: «Крёстный ход в Курской губернии»,  «Не ждали», «Утро стрелецкой казни»,  «Боярыня Морозова», «Дождь. Дубовый лес», «Христос и грешница», «Над вечным покоем», «Христос в Пустыне», «У дверей школы», «Старики-родители» и многие другие.

 

Традиции реализма в начале XX века

 

Русских живописцев в 10-х годах ХХ-го столетия занимает в основном крестьянская тема, но при этом её звучание становится радостным, праздничным или лирическим. А. Архипов объединяет человека и природу в задумчивом и мечтательном состоянии. Лишь одна его картина, «Прачки» (1901 год), выходит из этого настроения. Художник написал её под социально-критическим углом, использовав серовато-серебристую гамму. Но большинство его произведений с деревенскими сценами и жанровыми портретами являют зрителю красочное и яркое зрелище. На картине «В гостях» свет, потоком льющийся из оконца, и алые  блузки и юбки крестьянок, собравшихся на посиделки, освещают всю небольшую избу. Картины живописца Ф. Малявина, также глубоко проникнутые сценами из крестьянской жизни, поражают разлитым по его полотнам буйством багрово-алого цвета. Этот вихревая гамма безудержно бушует на его произведениях и воплощает неистовый и неукротимый дух народа. К. Юон работает в совершенно противоположном направлении. У него господствуют деликатные соотношения чистых тонов, графичность линий. Он пишет лирические пейзажи природы, старинной архитектуры и жизни. Художники русской реалистической школы воспринимают народный быт как хранителя национального уклада жизни с одной стороны, а с другой – исторический сюжет рассматривается ими как иллюстрация традиционного обихода, векового существования. В этом ряду стоят картины А. Рябушкина, которые повествуют о древней Руси («Едут») и современности («Чаепитие»). С. Иванов увлечен сюжетами из средневековой жизни XVI–  XVII столетий, например, «Приезд иностранцев в Москву». Художники обращаются напрямую к ощущениям зрителей подчеркнутой выразительностью цвета и ритма. Они передают зрителю своё отношение к изображаемому.

 

Промежуточное звено

 

К 20-м годам прошлого века начал складываться и быстро появился в художественной жизни  новый стиль – авангардизм. Художники резко отказались от общепринятых приёмов реалистического изображения. Они подчёркнуто полемизировали и остро противопоставляли старому свои искания новых традиций. Далеко не каждому нравился «Чёрный квадрат» К. Малевича, работы В. Кандинского, который стал основоположником нового течения, где цвет и формы, играя главную роль, должны были вызывать ряды ассоциаций. В этом же духе были и такие направления как суперматизм, лучизм, футуризм, примитивизм, абстракционизм, кубофутуризм и конструктивизм. В этих направлениях активно и увлечённо работали Н. Гончарова, Н. Удальцова,  О. Розанова, М. Ларионов, А. Экстер, И. Клюн, а также многие другие. Такое явление, как авангард, характерно для слома эпох, что и происходило тогда в России. Его эстетика предполагала осознанный эксперимент, отрицание норм обывателя, создание новых форм и приемов и, наконец, эпатаж.

Художники русского авангарда вели свои поиски в древнерусском и крестьянском искусстве, в вывесках магазинов, лубках. Искусство авангарда подчёркнуто агрессивно, нигилистично, но в лучших своих произведениях объединяет созидательное и разрушительное начала.

 

Тридцатые годы

 

В начале 1930-х годов нарком Просвещения А. Луначарский ввёл понятие «новый социальный реализм». В газете «Известия»  прошли публикации его статей на тему «социалистического реализма». Его поддержал М. Горький, который высказался  примерно так: «соцреализм – это творчество, целью которого должно стать развитие человека ради победы над природой, ради счастья жить на земле и обрабатывать её и превращать землю в прекрасное жилище». Государству требовалось искусство, которое подтолкнёт человека к трудовым подвигам, изменению идей и мыслей людей, направляя их к более глубокому изучению ленинских учений. Основными принципами термина соцреализм, который впервые ввёл в обиход И. Гронский, стали народность, идейность, показ мирной жизни и героических поступков для всеобщего блага, конкретность, изображение того, как меняется быт людей, как он улучшается. При этом произведения искусства должны были создаваться для пользы общества.

Выражая природу советской творческой деятельности, этот метод был реалистическим, что связывало его с традициями мирового и русского искусства, а его социалистический характер, развивая лучшие мировые тенденции, обуславливал его новаторство. Произведения скульпторов Н. Андоева и А. Матвеева, В. Мухиной и И. Шадра, М. Аникушина и Л.Кербеля, Н. Томского и Е. Вучечича, живописцев Ю. Пименова и А. Пластова, Б. Иогансона и А. Дейнеки, Е. Моисеенко и Г. Коржева, С. Чуйкова и П. Корина давно стали классикой. Соцреализм – это счастливые произведения на темы труда геологов, которые ведут поиски в тайге, радостные рабочие на лесосплавах,  инженеры и студенты, физкультурники с гармоничными фигурами, которые наслаждаются безупречным владением своим телом.  Грандиозная работа Веры Мухиной  «Рабочий и колхозница», как и плакаты А. Дейнеки того времени – «Физкультурница»,  «Механизируем Донбасс» – подводят зрителя к культу физической культуры и труда, к его механизации. Оптимизм соцреализма до сих пор заразителен, поскольку он с трепетом относился к воспеванию труда. Однако он не поэтизировал домашний труд и семью, относясь к быту, как к мещанству, тянущему к рутине. В жертву работе на благо общества должно было приноситься всё личное.

 

День сегодняшний

 

В настоящее время в России и на мировом рынке высоко ценятся произведения соцреализма. Они выставляются на лучших аукционах и широко представлены в личных коллекциях. За рубежом, в частности, в Америке и Европе, куда переехала часть даровитых российских живописцев, все работают только на продажу, на потакание вкусам публики. Их реалистические произведения с успехом выставляются в галереях и салонах. Они часто пишут по заказам покупателей. К сожалению, практика «рисуй и продавай» стала приживаться и в нашей стране. Наши лучшие художники должны направлять творческую молодёжь на создание для страны музейных ценностей. Эта философия должна стать приоритетом в воспитании профессионалов.