Картины художника Владимира Гремитских

 

Живопись и графика московского художника Владимира Георгиевича Гремитских (1916-1991) Продажа картин без посредников.

Сайт принадлежит сыну художника Александру Гремитских.

Выдаётся сертификат подлинности. 

 

Новости
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖНИКОВ ТУРКМЕНИИ увеличить изображение
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖНИКОВ ТУРКМЕНИИ

 

Отчётные республиканские выставки — хорошая традиция в художественной жизни страны. Они дают возможность проследить успехи, сделанные в искусстве отдельных национальных школ за последний период, рост мастерства художников, а также ставят новые задачи, которые ещё предстоит разрешить.

 

На выставке художников Туркмении, проходившей зимой этого года в Ашхабаде, были представлены произведения живописи, графики, скульптуры, театрально-декорационного искусства, выполненные за последние два года. Эта выставка показала, что в последнее время художники Туркмении сделали немалые успехи.

 

Как на одну из наиболее характерных черт выставки можно указать на большое количество работ, посвящённых жизни республики, её людям, её природе. Именно произведения на современные темы: жанры, портреты, пейзажи преображённой земли определили характер выставки. Она показала, что в работе над картинами на темы современности художники Туркмении добились значительных успехов в повышении художественного мастерства.

 

Ведущее место на выставке, бесспорно, занимала живопись. В своих картинах художники стремились как можно шире и полнее показать жизнь Туркмении. Положительно сказались в их творчестве результаты многочисленных поездок по республике. Советская Туркмения предстала перед зрителями в новых пейзажах, в которых видны необъятные, цветущие хлопковые поля, обширные пастбища, нефтяные вышки, величественные сооружения каналов... Можно было видеть и картины художников, непосредственно показывающие труд людей, портреты современников — рабочих, колхозников, воинов-пограничников.

 

Картина «Путь к воде» одного из наиболее интересных художников Туркмении, И. Клычева, явилась непосредственным результатом пребывания художника в пустыне Кара-Кумы на стройке канала. Художник уже был известен советскому зрителю своими работами «За лучшую долю», «Портрет китайского художника Ци Му-дуна».

Иззат Клычев. Портрет китайского художника Цы-Му-дуна. Масло.
Иззат Клычев. Портрет китайского художника Цы-Му-дуна. Масло.

Новая картина, «Путь к воде», раскрыла перед нами большие возможности Клычева в решении одной из самых ответственных тем сегодняшнего дня — темы труда советского человека. В картине чувствуется увлечённость художника темой, его возвышенное представление о труде советского человека как о подвиге. Тема в его картине звучит величественно. Как часто нас разочаровывают картины наших художников (и отнюдь не только художников Туркмении) о труде своей серостью, протокольностью, скукой. Этого нет у Клычева. Он сумел раскрыть тему труда как тему смелого покорения человеком природы, заставил увидеть силу, волю, непреклонность человека в его труде-подвиге.

Решение картины интересно. В её художественном строе многое напоминает монументальную роспись. Сцена, в основу которой положен жизненный эпизод, доведена до такой степени обобщения, которая придает ей почти символическое звучание. Нельзя не отметить продуманную, чёткую композицию картины, а также и её колористическое решение. Большой живописный дар художника сказался в том, как показаны бескрайние обожжённые пески и покрытое облаками пыли небо. Композиция, колорит органически передают атмосферу героического труда строителей. И всё же хотелось бы видеть в картине больше психологически полноценных образов строителей, тем более что Клычеву под силу решать эти задачи. Об этом, кстати, говорят портреты художника.

Иззат Клычев. Путь к воде. Масло. 1959 г.
Иззат Клычев. Путь к воде. Масло. 1959 г.

Нам представляется, что в целом в работах Клычева, известных нам по этой и предыдущим выставкам, есть черты, которые позволяют говорить о некоторых своеобразных национальных особенностях художественной формы.

 

Интересными и значительными были работы Г. Брусенцова, показавшего на выставке картины и на современные и на исторические темы. Его большое полотно «Белое золото» поэтически раскрывает одну из важнейших сторон жизни республики — родины хлопка.

Художник показал женщин-колхозниц, ожидающих машины около рассыпанного на земле хлопка. Живы и непринужденны позы женщин, радостно оживлены их лица. Лучи заходящего солнца окрашивают хлопок в золотистый цвет, оживляют одежды, скользят по фигурам. Перед нами светлая, радостная, поэтическая картина жизни. Удачно нашёл художник ритм движений, сумел передать своеобразную красоту национальной одежды туркменок. Колористические особенности картины, широкая манера письма, декоративность, подчиненная раскрытию национальных особенностей быта, характеров, говорят о том, что Брусенцов ищет выразительные средства, которые могут наиболее органично и полно передавать содержание произведения.

 

Обращало на себя внимание полотно Е. Адамовой «Передовая бригада». По идейному содержанию, образному строю эта картина близка произведению Брусенцова. Яркая, звучная по цвету, вся залитая солнцем, картина рассказывает о том, как молодые женщины-туркменки пришли полюбоваться на плоды своих трудов — заботливо взращенный ими высокий цветущий хлопок.

Эта сцена очень празднична, проникнута светлым, радостным настроением; удачно найдены типажи туркменок. Адамова — требовательная к себе художница, и эта картина говорит о том, что она совершенствует своё мастерство живописца.

Евгения Михайловна Адамова.  Передовая бригада. (Цветение). Масло. 1959 г.
Евгения Михайловна Адамова. Передовая бригада. (Цветение). Масло. 1959 г.

Темам труда были посвящены многие картины выставки. Среди них кроме упомянутых следует назвать «Чабана» Ч. Амангельдыева, «Монтажников» Ильина, «Нефтяников Кум-Дага» А. Кулиева, «Рыбачек» Н. Червякова.

 

Большое место на выставке, как уже упоминалось, занимает портрет. Над образом нашего современника работают многие художники. В произведениях Н. Червякова «Сын полка», «Портрет рыбака Байрамова Худайберды», «Сульфатчик», Г. Соснина «Портрет Овезова Берды», Ч. Амангельдыева «Портрет старого большевика И. В. Бухаренко», в работах Е. Адамовой и Г. Брусенцова, Н. Доводова и А. Галкина мы видим лучших людей республики.

Геннадий Яковлевич Брусенцов «Портрет женщины-туркменки» Масло.
Геннадий Яковлевич Брусенцов «Портрет женщины-туркменки» Масло.

Однако надо отметить, что очень мало было хороших композиционных портретов. Здесь мы видим, как правило, одинаковые композиционные решения, многие работы не свободны от фотографичности. Вполне понятно желание многих художников изобразить человека в процессе труда, на производстве, у станка, на стройке, однако это далеко не всем удаётся. Отсутствует органическое слияние среды и человека. Человек скорее иллюстрирует, дополняет мотив производственного процесса. Внутренний мир героя остаётся не раскрытым.

 

Наиболее удачной попыткой решения портрета-картины представляется произведение Я. Аннанурова «Ковровщица». Горделиво выпрямившись, вполоборота к зрителю стоит у станка туркменка. Быстрым и привычным движением рук она разматывает нитки. Интересен портрет и в цветовом решении: в нём привлекают сочные и яркие краски.

Романтическая приподнятость характеризует «Портрет курсанта военного училища Яздурдыева Мурада» художника А. Галкина.

 

Своеобразным и оригинальным решением, продуманностью деталей привлекает «Гозель» И. Клычева Произведение перерастает рамки обычного портрета. Это картина, в которой чувствуется преемственность традициями национального народного искусства, что придает ей особое своеобразие и обаяние.

Иззат Клычев. Гозель. Масло. 1959 г.
Иззат Клычев. Гозель. Масло. 1959 г.

Довольно сильным разделом выставки был натюрморт. Здесь нужно отметить работы И. Клычева «Виноград», В. Павлоцкого «Завтрак», Г. Брусенцова «Розы», П. Тутинасова «Завтрак», С. Бабикова «Натюрморт с гранатами».

 

Видное место принадлежит индустриальному пейзажу — образу природы, преобразованной руками человека. Результатом поездки на Каспий явилась целая серия пейзажей Красноводска, выполненных Г. Бабиковым: «Бурный день», «Штиль», «Вышки уходят в море», «Пробуждение». В этих работах проявилась чуткость художника к особенностям пейзажа нашего времени. Правда, надо сказать, что его произведения грешат повторением композиции.

Геннадий Фёдорович Бабиков. Пейзаж. Масло.
Геннадий Фёдорович Бабиков. Пейзаж. Масло.

Пейзажи Н. Ходжамухамедова огорчают отсутствием верности натуры, кроме того, они довольно однообразны в цветовом решении. Особенно это относится к триптиху «Утро», «День» и «Вечер». Название частей триптиха вызывает сомнение, так как в них трудно заметить какую-либо разницу в передаче времени дня.

 

Большой и значительный раздел выставки составляют исторические картины, посвященные Туркмении, борьбе народа с многочисленными угнетателями, героическим событиям Гражданской войны.

Непокорённый дух туркменского народа удалось передать молодому художнику Аману  Амангельдыеву в картине «Угон в рабство» («Из прошлого»).

Через горы угоняют завоеватели местное население. Медленно движется вереница людей со связанными руками. Олицетворением несломленных сил народа в картине является фигура юноши-туркмена, гневно смотрящего в лицо угнетателям. Xудожник нашёл интересное композиционное решение, передающее медленное движение толпы, появляющейся из-за горы и скрывающейся за её вершиной.

Вторая картина Амана Амангельдыева «Переход через Кара-Кумы», изображает эпизод из времён Гражданской войны в Туркмении — знаменитый Айданский переход.

Аман Амангельдыев «Туркменские ковровщицы» Масло.
Аман Амангельдыев «Туркменские ковровщицы» Масло.

Многих художников привлекает образ выдающегося туркменского поэта XVIII века, народного певца свободы, независимости и братства Махтумкули. Образ поэта мы видим в работах А. Кулиева («Махтумкули с сыном»), А. Хаджиева («Махтумкули-ювелир»).

 Мастерством и художественным вкусом отмечена работа Чары Амангельдыева «Молодой Махтумкули читает своё произведение отцу Азади». Картина немногословна, но выразительна. В лице поэта художник сумел передать его внутреннюю собранность. Он стоит посреди кибитки со свитком в руках и читает стихи отцу, внимательно слушающему его. Тонкая и стройная фигура поэта освещена ярким, падающим со стороны светом, который заставляет интенсивно звучать переливы тонов красного цвета: халат, ковёр, сапоги. Все детали интерьера мягко тонут в темноте. Такой приём освещения не кажется здесь нарочитым.

Чары Амангельдыев. Молодой Махтумкули читает своё произведение отцу Азади. Масло. 1959 г.
Чары Амангельдыев. Молодой Махтумкули читает своё произведение отцу Азади. Масло. 1959 г.

В картине Г. Брусенцова «Ходжа Непес у Петра I» изображена существенная страница истории Туркмении. Ходжанепес один из немногих в XVIII веке понял значение дружественных связей с Россией и предложил русскому царю соединить реку Аму-Дарью с Каспийским морем, проложив таким образом путь в Индию.

Момент встречи и разговора Ходжанепеса с Петром I и является сюжетом произведения Брусенцева. Действие происходит в Монплезире. Художник стремился передать оживлённый характер этой беседы. Но при всей живости сцена не лишена некоторой театральности, чисто внешних эффектов, страдает несобранностью отдельных частей, она рыхла.

Геннадий Яковлевич Брусенцов «Ходжа Непес у Петра I». Масло. 1959 г.
Геннадий Яковлевич Брусенцов «Ходжа Непес у Петра I». Масло. 1959 г.

Обозревая живопись данной выставки, видишь много нового и интересного. Сейчас уже нельзя подходить к живописцам Туркмении со старой меркой, когда считали, что поскольку здесь не существовало своих традиций станковой живописи, то всё, что создавалось, нужно принимать с полныным удовлетворением.

Правда, и сейчас мы ещё не можем говорить о до конца сложившейся национальной живописной школе. И вместе с тем налицо явные успехи в овладении тематической картиной. Сейчас мы можем уже ставить перед собой задачи не просто овладения профессиональными навыками, а борьбы за создание выразительной национальной художественной формы.

Трудно заранее определить, какие черты станут характерными и общими для живописи Туркмении, но несомненно то, что в сложении национальной школы живописи художники прежде всего должны исходить из национального своеобразия современной жизни, быта, традиций народной культуры. Задачи борьбы за мастерство тесно сливаются с задачами создания национальной формы большого идейного советского искусства.

И Клычев «За лучшую долю», 1958 год, холст, масло, частное собрание.
И Клычев «За лучшую долю», 1958 год, холст, масло, частное собрание.

Рассмотрев живописные работы, представленные на республиканской выставке Туркменистана, можно сделать следующий вывод: настало время борьбы за совершенство формы, рост профессионального мастерства. Надо быть более требовательными к выразительным художественным средствам в работе над картиной большого идейного содержания. То положительное, что намечается в произведениях И. Клычева, Г. Брусенцова, Ч. Амангельдыева, Е. Адамовой и других художников, должно лечь в основу дальнейшей работы по развитию национально-своеобразного реалистического изобразительного искусства Туркменистана.

 

Скульптура была представлена в небольшом количестве. Выделялись произведения молодого скульптора А. Щетинина, много и плодотворно работающего в майолике.

 

Новые задачи ставят перед собой не только живописцы, но и графики. Необходимо отметить, что в графике удачно выступают молодые художники. Впервые на выставке появились графические работы, выполненные в линогравюре. Художники П. Знаменщиков и Ю. Новиков вполне овладели этой техникой и нашли свои оригинальные решения.

Большие успехи есть и в сатирической графике. Здесь же зритель встретился и с киноплакатом. Пусть это ещё первые шаги в искусстве Туркмении, но многие поиски дали уже положительные результаты.

 

Г. ФИЛИМОНОВА

Журнал «Искусство» №5. 1960 г.

 

На аватаре: Иззат Клычев «В пустыне Каракум», 1953 год, холст, масло, Музей изобразительных искусств Туркменистана, Ашхабад.