Картины художника Владимира Гремитских

 

Живопись и графика московского художника Владимира Георгиевича Гремитских (1916-1991) Продажа картин без посредников.

Сайт принадлежит сыну художника Александру Гремитских.

Выдаётся сертификат подлинности. 

 

Новости
ЯКУТСКИЙ ЖИВОПИСЕЦ ЮРИЙ СПИРИДОНОВ

 

Якутия — одна из первых автономных республик, образованных в составе Российской Федерации. Земля, на которой в иные времена и жить-то считалось наказанием, превратилась за годы Советской власти в край интенсивного развития промышленности и сельского хозяйства, культуры и искусства. Сегодня в этой занимающей чуть ли не половину Сибири автономной республике плодотворно работает большой отряд художников, влюбленных в наш Крайний Север. Одни из них стали признанными в стране мастерами изобразительного искусства, другие только начинают свой творческий путь.

 

На Всесоюзной художественной выставке «Молодость страны» внимание многих зрителей привлекала небольшая картина «Мой путь» молодого якутского живописца Юрия Спиридонова. Это центральная часть триптиха, который имеет автобиографический характер.

Композиция картины проста: заснеженные просторы необозримой тундры прорезают три вертикали. На переднем плане торчат из снега нарты, поставлен приготовленный для работы этюдник, чуть дальше воткнут в снег длинный шест погонщика оленей. И больше ничего. Но за рамой картины чувствуется присутствие автора, ехавшего на оленях и остановившегося в пути, чтобы сделать этюд. От верхнего до нижнего края полотна тянутся борозды санного следа. Высоко в небе повисло солнце, по-весеннему пригревая землю после долгой полярной зимы. Размягший, рыхлый снег отсвечивает голубизной, словно вбирая в себя цвет бездонного синего неба. Размышления о собственном пути художника составляют содержание картины.

 

Юрий Спиридонов родился на берегу моря Лаптевых в Анабарском районе Якутской АССР — в местности, которая даже не обозначена на карте. Здесь стояли два чума его родителей и родственников — оленеводов. Вокруг расстилались просторы тундры, вдали видны были горы, и слышался вечный рокот моря. Мальчик восхищался бесконечным разнообразием красок тундры и далёких гор, его притягивало и море, покрытое плавающими льдинами. Небо постоянно меняло свой цвет, то полыхая призрачным светом северного сияния, то покрываясь разноцветными полосками, словно кто-то нарочно его так расписал. Эти впечатления от родных мест Юрий старался передать в правой части триптиха, носящей название «Отчий дом».

 

Как и многие дети, он начал рисовать рано. Но в отличие от сверстников уже в пятом классе твёрдо знал, что, когда вырастет, станет художником. В школе районного поселка Саскылах, где учился Юрий, не было рисовальных классов, сюда не заглядывали художники. Поэтому мальчик занимался рисованием самостоятельно и очень настойчиво. После окончания школы приехал в Ленинград поступать на художественно-графический факультет педагогического института имени А. И. Герцена. Привёз с собой объёмистую папку рисунков и живописных этюдов, которые понравились преподавателям института своей непосредственностью и бесхитростной правдой. Кто-то даже сравнил их с произведениями Тыко Вылко, отчего Юрий очень смутился, так как в то время ещё ничего не слышал об этом талантливом художнике-самоучке.

 

Незабываемые годы учебы в институте, музеи и памятники Ленинграда — с этого началось страстное желание посвятить себя только живописи. Но после окончания института в 1978 году он возвращается домой школьным учителем рисования. И всё же никогда не расстаётся с этюдником.

Мы видим художника в левой части триптиха, которая так и называется — «Возвращение»: он только что сошёл с вертолёта, доставившего людей в тундру с Большой земли. Рядом с винтокрылой машиной олени в упряжке. Такое сопоставление сделано не ради экзотики: это типичная для Заполярья сцена, ведь там авиация и олени — единственные и самые удобные способы передвижения. Мажорность чистого и звучного цвета, реальность изображаемых мотивов, обогащённых глубоким образным содержанием,— эти черты становятся заметными в творчестве молодого художника.

 

Желание посвятить себя творческой деятельности привело Спиридонова  в Якутск, где сосредоточена культурная жизнь автономной республики. Его приняли в молодёжное объединение при Союзе художников Якутии. Творческие командировки по родному краю, участие в выставках расширили кругозор живописца, повысили профессиональное мастерство.

 

Особенно запомнилась поездка на юг Якутии в район строительства Байкало-Амурской магистрали. Впервые художник смог воочию увидеть широту и масштабность республики, богатство и разнообразие ландшафта. Под впечатлением этой поездки он пишет небольшую по размерам картину «Вечер в Нерюнгри».

В уютной долине расположились на отдых тяжёлые самосвалы, следующие по трассе на стройку. Закатное солнце заливает всё окрест розовым светом, ярко сияют оранжевые борта машин, а горы становятся тёмными и таинственными...

 

Юрий Спиридонов из каждого путешествия привозит много этюдов. А сейчас вновь собирается в дорогу — на этот раз на Северный Ледовитый океан, за новой картиной.

 

3. ИВАНОВА

Журнал «Юный художник» № 11.  1982 г.