Так или иначе, каждый человек сталкивается с искусством непосредственно в быту. Как это происходит? Мы иногда неосознанно тянемся к прекрасному и приносим домой букет и подбираем для него вазу. Полевые цветы мы поставим так, а садовые иначе. И место выберем самое выигрышное. И получилось, что мы прикоснулись к искусству. Или делаем у себя в квартире ремонт. Тут фантазия разыгрывается в полной мере в зависимости от количества наших средств. Вот и возникло главное слово, которое составляет, на наш взгляд, суть искусства – фантазия, воображение творческого человека. Ведь творец ничего механически не копирует. Это касается поэзии, прозы, музыки, живописи. Он своим замыслом стремится отобразить жизнь в том многообразии, в котором ему дано увидеть.
Навстречу природе
Пойдите в лес или в поле. Посмотрите на привычный пейзаж другим взглядом. Приглядитесь к маленькой былинке, по которой ползёт божья коровка. Рассмотрите внимательно кружевной лист папоротника или синие глазки простенького цикория, и вы увидите доселе невиданный мир, микрокосмос. В каждой росинке отразится маленький кусочек мира, он будет неповторим. Как писал Уильям Блейк, вы найдёте «небо в чашечке цветка», в песчинке – бесконечность. Или вдруг вы решите найти таинственное озеро, спрятанное в глубине зарослей, о котором вы только слышали. Сам его поиск – уже приключение и выход из повседневности. И вот вы дошли до озерца, дно которого выстлано листьями, и вода в нём тёмная и прозрачная. В ней отражаются окружающие озерцо травы и цветы. Равнодушный и трезвый взгляд может не заметить ни стрекозу с красными крыльями, ни серебряных мальков, ни извилистых теней от ракиты, которая серебрится от росы. Таков был взгляд тургеневского Базарова, который во всём искал функциональности и пользы. Не пропускайте прекрасного в обыденности, тогда вы с безупречным вкусом сможете в произведениях искусства научиться отличать ложную красивость и фальшивое от истинного и правдивого.
Шедевр
Принято думать, что шедевров не так уж и много. Но откройте томик А. Пушкина, А. Фета, Ф. Тютчева, М. Лермонтова. Вы в них найдёте совершенные безукоризненные произведения, которые пленяют сразу. А томительные слова старинного романса «Не искушай меня без нужды» – тоже, конечно, печальный шедевр Баратынского. Шедевр – и «Завещание» М. Лермонтова, и его «Тамань», да и почти все его стихотворения. Мы окружены шедеврами. Об одном, который пленяет людей уже более пятисот лет, нам хочется подробно рассказать.
«Джоконда»
Посмотрим на портрет и попытаемся понять, в чем состоит секрет его магического воздействия, ни с чем не сравнимой популярности.
«Мона» – это госпожа, портрет «госпожи Лизы», известный также как «Джоконда». Произведение, небольшое по размеру, 77см х 53 см, написано на доске из тополя. Даты и подписи на ней нет, как и на всех работах Леонардо. Женский портрет не изумляет зрителя роскошью одежды госпожи Лизы, яркостью красок и собственно красотой самой женщины. Ничто на отвлекает внимания от пристального, приковывающего к себе взгляда «Джоконды», который и является интригойкартины художника. Именно его пытаются разгадать. Как живописец строит контакт между зрителем и моделью? Мы смотрим на неё, пытаясь проникнуть в её внутренний мир, а это оказывается очень сложно. Магия портрета состоит в том, что женщина увлекает, но одновременно ставит чёткую преграду, перейти которую зритель не может. Это и есть одна из главных интриг «Джоконды». Улыбка и взгляд – это главное, то есть основное – это лицо женщины. Все детали подчинены этому главному. Композиция проста и строга, тщательно выверена с математической точностью. На тёмный фон проецируется нижняя часть фигуры, сидящей на лоджии, и несколько сливается с ним. Верхняя часть ясно прописана на фоне уходящего вдаль пейзажа. Модель главенствует над пейзажем, который является здесь неким обобщенным образом природы. Модель не позирует. Она проста, гармонична, естественна и доминирует на картине. Таким образом, она побеждает время и пространство. Верхняя и нижняя часть композиции соотносятся друг с другом как три к пяти (нижняя часть три). Это золотое сечение. Леонардо вывел это правило, которое потом будут использовать все мастера Высокого Возрождения. Фигура образовывает довольно чёткую пирамиду. И если провести ровно по центру вертикаль, то она пойдёт точно по зрачку левого глаза. Таким образом, художник твёрдо знал, как расположить фигуру, чтобы она смотрела на нас, и чтобы у неё была связь со зрителем. Для художника она была очень важна. Это правило сработало, когда раскрывался индивидуальный характер Моны Лизы. Кроме этого, в это композиции несколько раз повторена форма круга. В него математически точно вписана голова, затем полукружия дублируют круг, повторяя эту линию. Это, прежде всего, положение рук и вырез платья. Затем это так или иначе соотносится с ритмами и мотивами пейзажа, который зритель видит издалека. При этом математическая точность предполагала большую естественность. Всё изумительное, чудесное мастерство Леонардо воплотилось в этом портрете: модель контактирует с нами. Она завораживает и привлекает к себе и одновременно ставит перед нами преграду. Это одно из чудес этого вроде бы простого портрета женщины. Повторим, здесь всё очень естественно, у неё очень простое лицо, простая прическа, очень будничное платье. На шее, в ушах, на руках нет украшений. Волосы свободно спускаются на плечи, голова прикрыта прозрачной вуалью. Это совсем не парадный портрет. В нём необычно решено соотношение пейзажа и фигуры: зритель их видит с разных точек зрения. Модель – фронтально, а фон – сверху. Линия горизонта разная. Слева горизонт закрыт цепью высоких гор, которые заканчиваются над головой модели. Переведя взгляд направо, зритель видит опускающуюся линию горизонта. Слева Мастер стушевывает границы пейзажа и фигуры. Чётких контуров здесь нет. Зато справа контур головы Джоконды обретает ясность, чёткость и вырисовывается на фоне неба, отделяясь от пейзажа. Какое впечатление это производит? Джоконда начинает доминировать над миром, расположенным вокруг неё. В пейзаже пытались увидеть какое-то конкретное место. Идут споры, Тоскана это или Ломбардия. Атмосфера таинственного пейзажа, где стелится туман, вьётся гладь воды и теряется где-то в ущелье, вершины гор в снегу – это все находится в Ломбардии к северу от Милана. Находясь в Милане, Леонардо уже написал портрет, но продолжал работать, видимо, над пейзажем. Таким образом, в женском портрете Леонардо формулирует очень важные для себя идеи: создает портрет с натуры, но закладывает в него более глубокие, серьёзные и общие понятия. Здесь главным для Леонардо является сфумато. Именно она, светотень, дает живописцу возможность создать подвижное выражение на лице, которое может выражать грусть и радость, а также иные оттенки эмоций и чувств человека. Леонардо умел тенью подчеркнуть форму, где-то выявить, где-то, наоборот, её как бы нивелировать. И чётких контрастных границ теней у Леонардо нет. Всё есть скольжение светотени, и она рождает движение духовного состояния модели. Именно свет становится для Леонардо главным средством драматургического построения картины и психологического раскрытия характера. Несколько слов о колорите. Сейчас колорит картины однородный, коричневатый. Она в очень хорошей, более того, в превосходной сохранности, но дело в том, что работа покрыта пожелтевшим лаком, и он довольно сильно меняет колорит. Потому что пейзаж не зелёный, как он воспринимается в наши дни. Это результат того, что жёлтый лак взаимодействует с синим пигментом, которым написан пейзаж, и даёт зелёный цвет. Помимо этого Леонардо сделал красную, тёплую грунтовку под живопись снизу, а верхнюю часть, где лицо, загрунтовал холодным светоносным синим. В прошлом люди верили, что художник в нарисованное им подобие человека может вложить его живую душу. В отношении портрета Моны Лизы такая мысль высказывалась неоднократно. Когда смотришь на этот портрет женщины, веришь, что изображенная на нём женщина – живая, и всё время нам что-то говорит, транслирует.
Итоги
Женский портрет, который мы называем Джоконда, является портретом реальной женщины – Лизы Джерардини. Леонардо работал над портретом в 1503 – 1505 годах. Он закончил его, пребывая во Флоренции, но по своим меркам Мастер не довел его до совершенства. Леонардо регулярно возвращался к своим работам, если была возможность. Поэтому предполагают, что пейзаж был написан в Милане. Следовательно Леонардо мог возвращаться к этому портрету неоднократно. Случайно или неслучайно, он отделил его от реальной женщины, обобщая и наполняя образ Лизы своими мыслями о мироздании. Потому портрет Джоконды превратился в символ – гениальное представление о человеке вообще в единстве его психических и душевных качеств. Истинная магия этого женского портрета состоит в том, что живописцу удалось объединить тело и душу и заставить их жить одной жизнью. Эта жизнь течёт у нас на глазах. Это главное чудо картины художника.
Творческое отношение к своей жизни
Попробуйте уйти от привычной схемы: дом – работа – дом. Выбрать время при желании можно, даже минимальное – 10-15 минут йоги в день без медитаций медленно, но верно будут менять вас. Возраст здесь не имеет значения. Кому-то ближе покажется плавание или велосипедные прогулки с семьёй. Важно приобщиться к культуре, для начала, возможно, физической и сделать тело подвластным себе. А потом придет желание пойти на классический балетный спектакль, где всё гармонично - музыка, движения, костюмы, декорации. Постепенно придёт и восприятие инструментальной музыки. А может, вас внезапно увлечёт рисование, как Уинстона Черчилля, которого живопись в 40 лет спасла от депрессии. Потом он не расставался с кистью всю оставшуюся жизнь. Иметь фотоаппарат сейчас доступно каждому. Фотографируйте интересные моменты жизни на улице, своих друзей, и это будет летопись вашей жизни, которую будет занимательно иногда пересматривать и делать новые выводы о том как жить дальше.
Татьяна Пиксанова