Кировский живописец Инна Алексеевна Широкова принадлежит к поколению советских художников, творческий путь которых начался в период, отмеченный заметной активизацией процессов в советском искусстве.
В 1961 году после окончания Горьковского художественного училища она вернулась в свой родной город, где живёт и работает по сей день. Тогда же, более двадцати лет назад, она сразу заявила о себе как о «картинщике»: на областной выставке появился первый большой холст молодого автора «Перед экзаменами».
С тех пор написано много жанровых картин, портретов, натюрмортов, которые показывались в различных экспозициях. Широкова — признанный мастер в коллективе кировчан и среди художников зоны «Советский Север».
Её произведения с успехом экспонируются и на более широких художественных смотрах, где оцениваются зрителями и критикой как яркое и самобытное явление российского искусства.
Индивидуальность автора проявляется в своеобразной манере письма, яркой, насыщенной цветовой гамме, тематической направленности полотен, в которых видна любовь художника к человеку, своему современнику, к народной жизни. Глубоко национальное, жизнерадостное и оптимистичное искусство Широковой питается традициями народного творчества, в котором она находит для себя неиссякаемый источник вдохновения.
Как уже отмечалось, начало самостоятельной творческой работы Широковой совпало со временем, когда на арену художественной жизни вышло новое поколение живописцев, произведения которых несли полемическую заостренность.
Инна Алексеевна вспоминает, что на неё, как и на многих выпускников училища, огромное впечатление произвела картина В. Попкова «Строители Братска». Они восприняли это полотно как одно из самых значительных явлений в живописи того периода. Молодёжь привлекали творческое дерзание, искренность и смелость, с которой лидеры этого направления, позднее названного «суровым стилем», заявляли о своих взглядах па искусство, на роль художника в обществе.
Разделяя во многом эти взгляды, Широкова тем не менее не испытала на себе влияния «сурового стиля». Её собственные искания шли в ином русле.
Зная и любя русское искусство, отдавая в нём предпочтение отдельным мастерам (особенно близки ей К. Петров-Водкин и Б. Кустодиев), Широкова в своём творчестве впрямую не опирается ни на одного из них. Сюжетные мотивы её работ, их образы и стилистика порождены её особой «укоренённостью» на родной почве, микроклиматом среды, с ранних лет питавшим будущего художника.
И.А. Широкова «У зеркала. Автопортрет.» Холст, масло. 1978 г. |
Она родилась на земле, богатой талантами, в семье художников. Формирование её личности происходило среди людей, теснейшим образом связанных с изобразительным искусством, как профессиональным, так и народным. С детства она знакома с дымковской игрушкой и со многими мастерицами дружит до сих пор, в юности открыла для себя хохлому, с годами общение с рукотворным искусством русского парода переросло для неё в необходимость.
В мастерской ему отведено почётное место. И не ради модного антуража, оформляющего интерьер. Северные прялки, городецкие доски, хохломские братины, дымковские игрушки для Широковой стали не только предметами эстетического любования, художница черпает в народном творчестве не внешние приёмы, заимствует не стилистику (хотя мода на народное искусство, буквально «захлестнувшая» общество, создаст предпосылки и для подобного использования его достижений), оно помогает постичь характер образного мышления их создателей, в нём открывается огромный мир накопленного нравственного опыта, в конечном счёте эти рукотворные изделия помогают понять душу народа. В процессе этого познавания формировалось её мировоззрение, изобразительно-выразительная система искусства, обретённая не «вдруг», не в результате «озарения».
И.А. Широкова «Хохлома» Холст, масло. |
Становление и совершенствование мастерства заняло у Широковой почти десятилетие. Она постепенно отходила от увлечения докоративизмом открытого цвета, от соблазна использовать необычные ракурсы, намеренно подчёркивать черты внешности и пришла к углублению и усложнению внутреннего строя образов.
Но, освобождая свой «язык» от наносного, внешнего, стремясь всякий раз найти средства, наиболее полно выражающие замысел, Широкова в содержательной части работ оказалась удивительно последовательной. Если мысленно выстроить ряд основных её произведений, они предстанут в большом разнообразии сюжетных мотивов: жизнь удивляет художницу то в момент приготовления школьников к выходу на сцену («Перед выступлением»), то ярким зрелищем, народного гулянья («Проводы русской зимы») или оживленным шумом базара («Базар»); это может быть короткая передышка юных балерин у рабочего станка («Групповой портрет выпускниц Кировского культпросветучилища») или работа большого завода, где стеклодувы заняты своим нелёгким трудом («Стеклозавод»).
И.А. Широкова «Стеклозавод» Холст, масло. 165х175 см. 1974 г. |
И.А. Широкова «Юность» Холст, масло. 140х120 см. 2008 г. |
Герой каждого из этих холстов — человек-творец. И для Широковой не столь важно, в какой области — материальной или духовной — идёт созидание. Художнице равно ценны и изделия, поколениями создаваемые крестьянскими руками, и современные формы стекла, возникающие на конце трубок стеклодувов, и танец балерины, и сам дух веселья, рождённый народом на коллективном празднике. Неиссякаемая творческая потенция, активное деятельное начало человека, творящего красоту, — по этому пути тянется нить преемственности от изделий народных мастеров к нашему времени, не оскудевшему талантами, в этом видит Широкова прочность духовных связей.
Последние семь—десять лет — время обретения автором творческой зрелости — можно определить как один из этапов подъёма её искусства. Именно в этот период родился цикл, посвящённый хохломе. Первый холст был написан в начале 70-х годов.
А затем наступило время, когда Широкова как бы заново набиралась впечатлений, накапливала материал. И вот в последние годы один за другим появляются всё новые и новые полотна, каждое из которых дополняет и развивает конкретную тему. Несколько раз, например, варьировался художницей сюжет картины «Семёновская сказка».
И если в первых своих работах она не смогла уйти от обыденности обстановки цехов, в которых трудится мастерица, то во всех последующих вариантах, а особенно в тех, которые были написаны в 1979 и 1981 годах, видно, что автор стремится создать именно «сказку», разместив женщин не в обычных цехах фабрики, а в своеобразных теремах с красивыми, богато украшенными арочными перегородками. Художница любуется плавными движениями рук женщин, занятых росписью самых различных предметов, находит определённый ритм в расположении фигур, объединённых длинным столом.
И.А. Широкова «Семёновская сказка» Холст, масло. 1981 г. (Вариант) |
И.А. Широкова «Семёновская сказка» Холст, масло. (Вариант) |
И.А. Широкова «Семёновская сказка» Холст, масло. |
Здесь хотелось бы несколько слов сказать о своеобразном методе работы Широковой над произведениями. Её искусство питается жизненными впечатлениями. Но в то же время в каждом полотне чувствуется большая доля творческого воображения автора. Впечатления от увиденного накапливаются и откладываются в памяти, основная работа проходит в сознании художницы.
Начиная писать холст, Широкова почти не делает предварительных эскизов, «раскрывает» полотно сразу, несмотря на его размер.
В жанровых картинах художницы, посвящённых народным промыслам, проявляется определённая творческая «независимость» Широковой от натуры. Это отстранение осознанно. Широковой и здесь дорога прежде всего мысль о том, что руками простых тружениц, наших современниц, создаётся чудо, которому отдают дань признательности и соотечественники, и зарубежные ценители народного искусства. Именно поэтому она меняет обстановку комнат, где работают расписчицы деревянной посуды или мастерицы дымковской игрушки, поэтизирует её.
|
Тем же восхищением делами рук человеческих рождена большая часть её натюрмортов, посвящённых всё той же дымковской игрушке, семёновским матрешкам, хохломским ковшам, братинам и поставцам. Натюрморты дают возможность хидожнице полностью реализовать свой колористический дар. Эти полотна, написанные сильно, сочно и смело, воспринимаются как радостный и искрящийся праздник творчества, который звучит то мажорно, торжественно, то нежно, лирически («Золотой натюрморт», «Натюрморт с бумажными цветами», «Натюрморт с синим окном» и другие).
В «сказочном» ключе написаны и «праздники», куда в первую очередь, думается, можно отнести «Проводы русской зимы» и многочисленные «Базары». Инна Широкова любит писать эти сюжеты, точно угадывая стихию народного гулянья, когда всё шумит и волнуется вокруг. Живая непринуждённость поведения гуляющей, весёлой толпы, правдивая передача характеров и настроений людей, участвующих в празднестве, заставляют поверить, что перед нами кусочек жизни, достоверно переданный живописцем на холсте.
И.А. Широкова «Девушка с самоваром» |
Это впечатление во многом идёт от композиционного построения полотна, его «фрагментарности». «Срезая» рамой фигуры, Широкова заставляет зрителя домыслить живую толпу, часть которой изображена на полотне. При всей кажущейся случайности такого решения в нём есть выверенность и образная выразительность, которые могут питаться только жизненными впечатлениями, художническим опытом.
Чтобы убедиться в этом, достаточно вглядеться в фигуры, лица людей, изображённых на картинах. Нарядные одежды, улыбающиеся, раскрасневшиеся на морозе лица, расписные ларьки и лабазы, припорошенные снегом, — всё сливается в яркое, незабываемое зрелище.
Говоря о тематическом разнообразии художницы Инны Широковой, хотелось бы остановиться на производственной теме в её искусстве. Она неоднократно писала портреты рабочих, ею было создано несколько вариантов картины «Кузнецы». Но наибольшего успеха в этой теме художница все-таки добилась в полотне, которое связано с трудом мастеров- стеклодувов. Их нелёгкий, но удивительно красивый труд предстаёт в картине «Стеклозавод» как гармония физического и прекрасного. И труд здесь воспринимается как симфония, включающая в себя красоту цвета, особый, как бы музыкальный ритм движений рабочего человека, управляющегося с раскалённым, светящимся шаром жидкого стекла.
Любовь живописца к натуре, одарённой, творческой, проявляется не только в жанровых картинах, но и в её портретном цикле. Широкова пишет портреты лишь тех людей, кого хорошо знает. Не случайно её мастерская всегда открыта для гостей, куда приходят её коллеги — художники, а также писатели, актёры, врачи, учёные, журналисты. Мир этот очень дорог художнице, это мир единомышленников, людей, близких ей по духу, мировосприятию. Именно здесь, в общении, рождаются замыслы многих портретных работ. Иногда она создаёт несколько вариантов портрета одной и той же модели, каждый раз осуществляя новый взгляд на неё в другом композиционном или колористическом решении.
Достоинства портретов Широковой определяются способностью автора подмечать и запечатлевать на холсте характерные черты внешности человека, его манеру держать себя, разговаривать, двигаться, всё то, что для художника является одновременно ключом к раскрытию состояния и настроения портретируемого. Модели в её портретах в основном статичны, лишены движения. Но очень редко внешнюю статику изображённого можно отождествлять со спокойствием внутренним, душевным.
Композиционная построенность холстов, их напряжённое колористическое звучание сообщают портретируемым внутреннюю энергию, подчеркивают сугубо индивидуальные черты характера человека.
В немалой степени раскрытию характера модели способствует и фон. У Широковой он — всегда активно действующая среда, также работающая на образ. Им определяется место действия, по нему можно многое узнать о самом человеке, его профессии. Примером могут служить такие работы, как «Мои соседи по мастерской», «Портрет профессора В. А. Журавлёва», «Портрет заслуженной артистки РСФСР Т. И. Ветко». Глубоко индивидуальный облик изображенной личности несёт в себе и черты типические, присущие людям этих профессий — художнику, врачу, актёру.
Интересен в этой связи цикл портретов-картин, посвящённых актёрам театра кукол. В портретах режиссера Вадима Афанасьева («Рождение образа»), актрисы Альбины Рычковой, куклы, изображённые на фоне, так активны и выразительны, что воспринимаются уже как самостоятельные образы. Настолько крепко, выразительно психологически даны две большие куклы в натюрморте «Рождение кукол», что работа выходит за границы жанра, выбранного автором.
|
На протяжении всего творчества Широкова с особым увлечением писала детские портреты. И сегодня это одна из самых любимых и благодатных, как сама она считает, тем. Детские образы в картинах художницы покоряют зрителя искренностью, непосредственностью, естественностью поведения. Каждый из них — маленький человек со своим внутренним миром и настроением. В этом отношении характерны портреты Светланы, племянницы художницы, которая стала одной из самых любимых моделей автора. В одном из ранних холстов она изображена ещё совсем ребенком с любимой игрушкой в руках. В более поздней работе «Света» — это уже подросток, вступающий в пору юности. Сопоставляя холсты, можно увидеть, как тонко чувствует живописец изменения, произошедшие во внутреннем мире девочки.
Несколько лет тому назад активно вошла в творчество Инны Широковой и тема юношества. Чаще всего она реализуется в групповых портретах, картинах (хотя встречаются и однофигурные композиции). Обычно автор представляет образы молодёжи как коллектив единомышленников, объединенных общей целью и делами. Таковы триптих «Студенты», «Групповой портрет выпускниц Кировского культпросветучилища» и другие.
Примечательны автопортреты Широковой Их много, они разные по настроению и состоянию. В каждом — отражение определённого этапа творческого пути. Одни лирические, грустные («У зеркала. Автопортрет»), другие безмятежно созерцательные («Зимний автопортрет»). Но в большинстве случаев художница предстаёт перед нами в момент творчества, как, например, в работе 1981 года, где изображает себя за мольбертом с кистью в руке, серьёзно и задумчиво глядящей на зрителя. Сравнивая автопортреты — ранние с более поздними, — ясно видишь, как усложнился и углубился внутренний мир художницы, насколько чётче и явственнее обозначился её характер.
И.А. Широкова «Автопортрет с собаками» |
Оглядывая созданное Широковой к началу 80-х годов, довольно трудно определить, какому жанру она отдаёт предпочтение. Художница одинаково заинтересованно работает над натюрмортами, портретами, тематическими композициями. Нередко они объединяются в одном произведении, расширяя и обогащая его жанровые границы.
Как и любой художник, Инна Широкова не застрахована от неудач. У неё, человека, всегда находящегося в поиске, были работы, которые принесли немало огорчений. Но как бы ни трудны были пути обретения собственного лица, об одном можно сказать с уверенностью: ни одно своё произведение художница не писала равнодушно. Без чувства волнения, радостного, а подчас даже и восторженного удивления перед жизнью Инна Широкова не берёт кисть в руки. Этим чрезвычайно ценным качеством, данным от рождения, она всецело делится со зрителем.
Инна Широкова сейчас в расцвете творческих сил. Она всё зорче всматривается в окружающую жизнь, острее чувствует характер современников. Её искусство с каждым годом набирает всё большую силу.
В. ПЕРЕСТОРОНИНА
Журнал «Художник» №1, 1984 г.