КРАСКИ АЗЕРБАЙДЖАНА
Изобразительное искусство Азербайджана отличает прежде всего неповторимое своеобразие тематики. Героическая работа нефтяников, в непрерывном сражении с морем и ветром добывающих нефть с морского дна, вдохновляет художников республики.
Нефтяные вышки, уходящие в морскую даль, раскалённые добела южное небо и море — не курортное, а рабочее, сверкающее в просветах между портовыми кранами и бортами нефтеналивных судов,—современный город, выдвинувшийся в море, гигантские нефтехранилища и идущие сквозь пролеты мостов гружённые нефтью составы, под тяжестью которых мерно проседают рельсы,—вот что изображено на их полотнах.
Индустриальная стихия не подавляет человека. Бакинских рабочих — немногословных, упрямых, исполненных чувства собственного достоинства, видим мы на картинах. Их фигуры подчеркивают чёткий индустриальный ритм, одухотворяют, придают ему осмысленность и стройность. Сдержанная страстность отличает сгущённый и чуть сумрачный колорит картин. В нём словно проступают исконные краски пропитанной нефтью древней азербайджанской земли.
Красные и синие, фиолетовые и коричневые тона — вот излюбленная палитра, которой пользуются художники, умеющие с её помощью добиться большого цветового богатства, выразить напряжённость своего живописного темперамента.
Выставка произведений азербайджанских художников, открытая на ВДНХ, вновь утвердила сложившееся о них представление. В скульптурных портретах нефтяников, в ряде линогравюр и прежде всего в многочисленных полотнах живописцев снова прошли перед зрителем величественные ритмы нефтяной индустрии, засверкали знакомые красочные соцветия. Это свидетельствует о том, что и темы, и краски азербайджанских художников не случайны. Они рождены жизнью республики, её природой, мироощущением её людей.
Вместе с тем выставка внесла в этот устойчивый образ и новые свежие штрихи.
Прежде всего это заметно в работах «Апшеронский мотив» Таира Салахова, «Радость» Тогрула Нариманбекова. Авторы много внимания уделяют цвету, ритму, ясности и звучности колорита.
По предыдущим выступлениям азербайджанских художников зрителям знаком показательный для их образных решений внутренний конфликт между сковывающей жёсткостью урбанистических линий и упорной волей человеческих характеров, между холодными индустриальными формами и живым теплом создавших их человеческих рук. Кажется, что теперь эта вера художников в творящие силы жизни, в её упрямое торжество ещё более возросла. Во всяком случае, в лучших произведениях выставки эта тенденция сказалась достаточно определённо.
Г. ПОСПЕЛОВ
Журнал «Художник» № 11, 1964 г.