Юношей в годы войны болгарский живописец и график Анастас Пацев был членом подпольного комсомольского комитета, поступил в партизанский отряд, в рядах которого сражался за свободу родины. После победы в сентябре 1944 года Анастас Пацев был принят в Художественную академию в Софии.
Его учителями были выдающиеся мастера — Илия Петров и Дечко Узунов.
Думается, особенно близким стало художнику суровое, остропсихологическое искусство И. Петрова.
Трагические воспоминания о годах борьбы с фашизмом бередят воображение Пацева и по сей день. Став зрелым художником, он не утратил тех качеств, что сформировала в нём тяжелая молодость,— чувства глубокой ответственности за каждый творческий шаг, особо проникновенного взгляда па окружающую жизнь, события, людей.
Возвращаясь к прошлому, Пацев создал единственную в своем роде серию — «Партизанские воспоминания», насчитывающую около трёхсот графических листов и полотен. Этот цикл экспонировался в Болгарии других странах, вызывая всюду острую, иногда полемическую реакцию зрителей.
По своему строю — внутренней напряжённости, нервности образов, характеру обработки живописной поверхности холста — работы Пацева во многом близки экспрессионизму. Однако рамки этого направления явно узки и не выдерживают живого и яростного напряжения памяти художника.
Его «Партизанские воспоминания» проникнуты «моральной несломленностью», как их точно охарактеризовал известный болгарский поэт-партизан Веселин Андреев. Страницы драматических событий — сцены боёв, гибели друзей, расстрелов, горе матерей — оживают в произведениях Анастаса Пацева во всей их страшной достоверности, но всегда согреты человеческим теплом, пронизаны оптимистической верой в грядущую победу.
Образы, созданные художником, острохарактерны. Для Пацева нет «типового партизана», у его героев есть своя биография, они обретают живую жизнь в его картинах и графических листах.
Анастас Пацев «Партизан Борис» Масло. 1980 г. |
Отличительная черта работ Пацева — стремление свободно развернуть фигуры в пространстве. Художник видит их объёмными, окружёнными потоками воздуха, света, то растворёнными в них, то возникающими как самостоятельно движущееся тело. Такая специфика видения позволила Пацеву создать большую серию композиций «Невесомость» (1978—1979). Этот аспект восприятия действительности продиктован новым для человечества открытием — невесомостью человека в космосе, физической утратой тяжести. Конфликт между органической связью человека с Землей и стремлением оторваться от неё заложен в противоположности двух начал — самом существе земного рода людского и беспредельности Космоса. Эта идея выражена во многих произведениях художника.
Философская концепция бытия человека глубоко волнует Пацева. Извечное нравственное противостояние Добра и Зла, жертвы и предательства чутко переживаются художником и всегда остаются главной нравственной проблемой его творчества. Образы людей в произведениях Пацева часто прямо обращены к зрителю — они вопрошают, будоражат, заставляют задуматься о прошлом и настоящем. Это — и юный боец с плотно сжатыми губами, заострёнными чертами молодого лица, страстным, напряжённо-вдохновенным взглядом («Партизан Борис»). Это — и художник, на мгновение оторвавшийся от работы и устремивший на нас испытующий взор («Художник»), И хотя эта работа отчасти автопортретна, Пацев подчёркивает здесь не индивидуальность конкретного человека, но стремится создать обобщённый образ творца как воплощение гражданской совести.
Но было бы неверным думать, что Пацев в своих работах обращается только к драматическим темам — об этом говорит композиция «Материнство», написанная в тёплых золотистых тонах, полная гармонии и музыкальности.
В картине «Воспоминание» художник особенно искренне и страстно ведёт сложный рассказ о себе, своей трудной судьбе, о большой и чистой любви. Облик его жены возникает как прекрасное видение молодости. Такой он видит её и сейчас, спустя много лет. Она осталась в воспоминаниях Пацева как светлый гений; себя он представляет отягощённым грузом пережитых дней, страданий, разочарований и раздумий. И пейзаж — взволнованный, вздыбленный — аккомпанирует общему строю композиции.
Анастас Пацев «Воспоминание» Масло. 1979 г. |
В картинах Пацева колорит играет иную роль, нежели в большинстве произведений болгарской живописи. Цветовая гамма его полотен строится на контрастах. Художник часто оставляет «участки» белого, незакрашенного холста, пишет резкими мазками, подчёркивает контуры, которые чётко формируют фигуру, пейзаж. Он избегает полутонов, валеров, сложных градаций цвета. Он всегда категоричен и ясен. Но как бы условна ни была трактовка фигуры человека или архитектуры, его картины всегда точно сконструированы, пространственно организованы.
Не все работы Пацева одинаково убеждают зрителя. Но его лучшие произведения, связанные с непосредственно пережитым, с образами и событиями, выстраданными и прочувствованными, обладают эмоциональной силой и страстностью.
И. Воейкова
журнал "Творчество" № 11 1981 год
Анастас Пацев «Хиросима» Масло. 1979 г. |