Картины художника Владимира Гремитских

 

Живопись и графика московского художника Владимира Георгиевича Гремитских (1916-1991) Продажа картин без посредников.

Сайт принадлежит сыну художника Александру Гремитских.

Выдаётся сертификат подлинности. 

 

Новости
Выставка «Пейзаж в творчестве художников России. Живопись» увеличить изображение
Выставка «Пейзаж в творчестве художников России. Живопись»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Россия, Русь — куда я ни взгляну...

За все твои страдания и битвы

Люблю твою,

Россия, старину,

Твои леса, погосты и молитвы,

Люблю твои избушки и цветы,

И небеса, горящие от зноя,

И шёпот ив у омутной воды,

Люблю навек, до вечного покоя...

Россия, Русь!

Храни себя, храни!

 

Николай Рубцов

 

 

Студёное дыхание зимы, пылающее золото осени, затерявшиеся среди бескрайних полей и лесов деревни или словно проникнутые мучительными думами об исторических судьбах Отчизны изображения памятников древней архитектуры в окружении наступающих на них типовых образцов современной застройки — таков далеко не полный тематический и эмоциональный диапазон произведений, представленных на республиканской выставке «Пейзаж в творчестве художников России. Живопись».

 Она экспонировалась в Москве в залах на Кузнецком мосту осенью 1989 года. Выставка стала свидетельством неослабевающего интереса мастеров РСФСР к пейзажной живописи, наглядно показала многие достижения и проблемы искусства России сегодняшнего дня.

 

Сошников Иван Сергеевич «Тёплый май» Холст, масло. 1975 г.
Сошников Иван Сергеевич «Тёплый май» Холст, масло. 1975 г.

 

С давних пор пейзаж как самостоятельный жанр был не только отражением существующих представлений об окружающем мире, но и очень чутким показателем духовных устремлений той или иной эпохи. Проникнутые светлым пантеистическим чувством пейзажные картины художников Возрождения, величественные классические ландшафты Никола Пуссена и Клода Лоррена, многоликий, постоянно меняющийся калейдоскоп впечатлений в полотнах импрессионистов — все эти явления неразрывно связаны с глубокими философско-мировоззренческими основами художественного творчества.

Особенно это касается традиций русской пейзажной живописи, в которой ярко выраженное лирическое, глубоко-личностное начало всегда органично соединялось с высоким гражданственным пафосом.

Мастера венециановской поры и передвижники, «мирискусники» и представители «московской школы» начала нашего века, каждый по-своему, весьма индивидуально создавали выдающиеся образцы такого рода искусства.

 

Владимир Гремитских «Вечер» картон, масло; 50х70; 1976 г.
Владимир Гремитских «Вечер» картон, масло; 50х70; 1976 г.

 

Творчество современных пейзажистов России является логическим продолжением национальной художественной традиции и не может рассматриваться вне её контекста. Ибо эта живая, необычайно плодоносная традиция по сути дела никогда не прерывалась.

Разным этапам развития советской художественной культуры были свойственны взлёты и падения. Были периоды, когда внешняя помпезность и фальшивая бодрость содержания подавляли собой всё выстраданное и искреннее, что могло быть в искусстве. Но пейзаж был одним из немногих жанров, в котором художник мог, не оглядываясь, достаточно полно выразить себя. Возможно, поэтому пейзажный жанр не знал периодов заката или спада интереса к нему со стороны практически всех российских художников, исповедовавших различные воззрения на искусство и жизнь.

 

В 1978 году состоялась первая представительная выставка «Пейзаж в произведениях живописцев Российской Федерации». Она продемонстрировала значение этого жанра в общей структуре современного отечественного искусства, позволила выявить широту творческого диапазона мастеров, представляющих как большие коллективы художников Москвы и Ленинграда, так и различные области и автономные республики Российской Федерации.

С тех пор прошло более десяти лет. Бурный процесс перемен, происходящих в советском обществе, внёс свои коррективы в традиционную шкалу оценок и суждений. На поверхность всплыло множество проблем, о существовании которых десятилетие назад либо не подозревали, либо не имели возможности говорить открыто.

 

Тутунов Андрей Андреевич «Вечер на озере» Холст, масло. 50х80 см
Тутунов Андрей Андреевич «Вечер на озере» Холст, масло. 50х80 см

 

И, возможно, одна из самых наболевших, самых важных сейчас проблем, стоящих перед страной,— экологическая. Быть или исчезнуть навсегда природе, жить или не жить человечеству? Какое наследство оставим мы будущим поколениям? В подобном контексте произведения художников, воспевающих вечную красоту, гармонию пейзажей нашей необъятной Родины — просторы Сибири, природу Камчатки, Кавказа, Алтая, среднерусской полосы, Севера,— звучали как страстный призыв к современникам сохранить, сберечь эту красоту.

И, конечно, художников-пейзажистов, как во все другие эпохи, продолжают волновать вечные для этого жанра творческие проблемы: духовный образ природы, её красота в различных состояниях времён года и суток, всё многообразие лесов, гор, рек, полей, озёр, облаков и т. п.

 

Другая актуальная тема, настойчиво звучащая в работах российских пейзажистов,— сохранение традиционного, веками складывавшегося облика старинных русских городов, спасение разрушающихся на глазах памятников архитектуры. Художники стремятся увидеть и запечатлеть гармонию сосуществования современного человека и окружающей его рукотворной среды, создававшейся на протяжении многих столетий, но зачастую варварски уничтожаемой ради мнимых новаций или просто по недомыслию...

 

Гремитских Владимир Георгиевич «Переславль Залесский» Холст, масло; 50х70 см; 1963 г.
Гремитских Владимир Георгиевич «Переславль Залесский» Холст, масло; 50х70 см; 1963 г.

 

На выставке были представлены произведения мастеров различных поколений, обладающих несхожими тематическими и художественными пристрастиями. В небольшой статье нет необходимости перечислять всех авторов и их работы. Отметим только наиболее характерные тенденции и явления.

В первую очередь это произведения таких известных, признанных мастеров, как А. М. Грицай, М. Кончаловский, М. Маторин, В. Иванов, Н. К. Соломин, И. Сорокин. Рядом с ними — А. Курнаков, В. Чулович, В. Щербаков, Н. Барченков, А. Папикян, А. Тутунов, Э. Браговский и др.

Их работы, отличающиеся оригинальным, самобытным художественным языком и индивидуально-неповторимым прочтением тем и сюжетов, объединяло одно общее качество: высокий профессионализм и глубина образно-эмоционального содержания. Это мы видим и в величественно-монументальном полотне В. Иванова «Весна на Оке», и в лирическом изображении природы в картине А. Тутунова «Идиллический пейзаж», и в работе Э. Браговского «Красный дом в Галиче».

 

Браговский Эдуард Георгиевич «Красный дом» 1968 г. Холст, масло. 100,0x80,0 см Мурманский областной художественный музей.
Браговский Эдуард Георгиевич «Красный дом» 1968 г. Холст, масло. 100,0x80,0 см Мурманский областной художественный музей.

 

Своего рода цементирующее звено, костяк выставки составили произведения художников, тесно связанных с лучшими традициями русского реалистического пейзажа.

Полотна Н. Федосова, Г. Сысолятина, М. Абакумова, М. Кугача, Н. Зайцева, М. Изотова, А. Клюева, В. Харлова, В. Страхова, Е. Рябинского и других мастеров демонстрировали серьёзное, вдумчивое отношение к явлениям современности. Высокое живописное мастерство, выразительный колорит не являются для живописцев самоцелью — это только «инструменты», позволяющие воплотить, материализовать авторские раздумья о категориях нравственно-философских, связанных с сопричастностью к судьбам Родины.

 

Особого внимания, несомненно, заслуживали два полотна: «Дыхание зимы» Никиты Федосова и «Родина» Михаила Кугача. Каждое из них по-своему может быть не только воплощением творческой программы автора, но и выражением представлений о сути и характере пейзажной живописи, которые исповедуют немало российских художников.

Картина Никиты Федосова подчёркнуто драматична: суровые, неуютные мысли навевает изображение студёной воды, мрачных силуэтов деревьев и покрытых снегом крыш крестьянских домов. Динамичная, корпусная манера письма соответствует напряжённости цветовой и композиционной ритмики.

В элегично-торжественной поэтике пейзажа Михаила Кугача, напротив, природа казалась застывшей в какой-то торжественной и таинственной тишине. Типичный для русского Севера мотив деревенской часовенки на берегу большой реки становится собирательным символом родной природы.

Названные работы, несмотря на индивидуальную неповторимость образного видения и живописной манеры их создателей, характерны пристальным интересом, искренним уважением к национальной пейзажной традиции. Здесь можно говорить об общности духовных философско-нравственных идеалов, тождестве понимания сути и задач пейзажной живописи, которые во многом роднят двух современных российских пейзажистов с вековыми традициями отечественного искусства.

 

Никита Федосов «Дыхание зимы» Холст, масло. 1989 г.
Никита Федосов «Дыхание зимы» Холст, масло. 1989 г.

 

Следует отметить, что подавляющее большинство представленных на выставке произведений принадлежало к области лирического пейзажа.

Очевидно, уже сама специфика этого жанра предполагает возвышенно-поэтические интонации. Но их нюансы могут быть поистине неисчислимыми, поскольку каждый художник обладает своим видением мира. Это в равной степени относилось и к пейзажам И. Орлова, И. Фадина, Г. Канунникова, Н. Павлова, Ф. Торхова, К. Коваля, К. Шебеко, и к работам Н. Н. Соломина, В.Полотнова, Я. Шплатова, Л. Яблокова, И. Ямбердова, В. Ельчанинова.

Одухотворенность была свойственна городским пейзажам В. Бабицына, В. Забелина, Г. Пасько, Д. Обозненко, а также Н. Кабанова, Э. Козлова, К. Коровина, В. Чехлова. Их работы способны вызвать самые разные литературно-философские ассоциации.

В данном случае очень характерными представлялись несколько полотен, в их числе «Гроза начинается» И. Орлова. Образный строй этого произведения, окрашенный эмоциональной напряжённостью, раскрывает внутреннее духовное содержание природы, способное воздействовать на душу и сознание человека. В нём есть и тонкая поэтика русской природы, и настоящий космизм восприятия отдельного факта в контексте бесконечной многообразной вселенной.

Напротив, работа Г. Канунникова «Весенняя улочка», написанная мажорными по звучанию красками, положенными широко и свободно, пронизана светом тёплого апрельского солнца. С особым чувством художник пишет весеннее небо, улочку — много раз виденную, но всякий раз волнующую красоту пробуждающейся природы.

В эпически-торжественной мелодии композиционно-пластического ритма работы М. Изотова «Мста» присутствовало ощущение величавого спокойствия согретой летним зноем природы и своеобразной трансформации конкретного пейзажного мотива в собирательный образ, олицетворяющий мир высокой поэзии.

 

Кугач М.Ю. «Храм в селе Озеряево» Холст, масло.
Кугач М.Ю. «Храм в селе Озеряево» Холст, масло.

 

Однако лирическая тема, будучи доминирующей на выставке, не исчерпывала собой всего многообразия образно-эмоционального содержания экспонировавшихся произведений.

Картина «Ночная тишина» А. Суховецкого воспринималась как некий мираж, сказочное явление, в котором изысканные пропорции ампирной постройки органично и естественно вписываются в окружающую природу.

Призрачно-хрупкой, загадочной, выглядела природа и живущий с ней в неразрывном Единстве человек в картине В. Телина «Лето».

Звенящие, подчёркнуто яркие краски пейзажа М. Абакумова «Тихая пристань» звучали не только гимном красоте среднерусских городов, но и раскрывали пронзительную боль за их постепенное исчезновение.

Также неоднозначно воспринималась и форсированная мажорность цветовой структуры в работах владимирцев В. Юкина «Вечер», К. Бритова «Гости приехали», В. Кокурина «Земля отцов». Мощным жизнеутверждающим началом была проникнута широкая живописная фактура полотна В. Сергина «Тихий вечер. Кемчуг».

 

Сопричастность своему времени, активная заинтересованность в скорейшем решении злободневных проблем и поэтическая страстность образного мышления, широкий диапазон формально пластических решений — вот, пожалуй, определяющие особенности творчества российских пейзажистов сегодняшнего дня. Высокое профессиональное мастерство у большинства из них находится в неразрывном единстве с последовательностью гражданско-философских позиций и симпатий. И республиканская выставка тому подтверждение.

 

Л. МОСКАЛЁВА

Журнал «Художник» № 9, 1990 г.

 

На аватаре: Владимир Гремитских "Серый день"  холст, масло; 60х80;  1990 год