Картины художника Владимира Гремитских

 

Живопись и графика московского художника Владимира Георгиевича Гремитских (1916-1991) Продажа картин без посредников.

Сайт принадлежит сыну художника Александру Гремитских.

Выдаётся сертификат подлинности. 

 

Новости
Юбилейная выставка, посвящённая первым художникам Алтая увеличить изображение
Юбилейная выставка, посвящённая первым художникам Алтая

Двадцать пять лет назад открылся Алтайский краевой музей изобразительных и прикладных искусств.* Тогда коллекция насчитывала около трёхсот произведений. Сейчас собрание музея включает более шести тысяч экспонатов. Гордость коллекции русского искусства — полотна И. Аргунова, А. Саврасова. В. Поленова, П. Кузнецова, Б. Пастернака, К. Коровина, П. Кончаловского, А. и С. Ткачевых и других художников.

 

Юбилейная выставка, которая открылась 8 февраля 1985 года, посвящена первым художникам Алтая. Именно музеем было исследовано, собрано и сохранено творчество Григория Гуркина, Андрея Никулина, Алексея Борисова и других первых профессиональных живописцев Алтая. Изучение темы «Становление профессионального искусства Алтая» неразрывно связано с деятельностью одного из первых искусствоведов музея Лариса Иосифовна Снитко (1928—1982).

 

Лариса Иосифовна Снитко. Фото Б.А. Щербакова.
Лариса Иосифовна Снитко. Фото Б.А. Щербакова.

 

Живописная история Алтая началась в конце прошлого века. В 1897 году двое талантливых юношей — Григорий Гуркин из Улалы (ныне Горно-Алтайск) и Андрей Никулин из Барнаула поехали в Петербург учиться. Первый стал учеником И. Шишкина, второй с успехом окончил Училище технического рисования Штиглица. Именно в их творчестве тема красоты и своеобразия природы Горного Алтая впервые была открыта как неисчерпаемая тема искусства.

 

Григорий Иванович Гуркин
Григорий Иванович Гуркин

Андрей Осипович Никулин
Андрей Осипович Никулин

 

Григорий Иванович Гуркин (1870—1937) с 1903 года постоянно жил и работал в селе Анос на живописном берегу Катуни. Это село стало как бы тем центром, который притягивал художников, писателей, учёных, путешественников. Отсюда началась первая художественная экспедиция 1908 года к вершине Алтая — Белухе. Трудное путешествие, продолжавшееся несколько месяцев, дало богатый этюдный материал. Он послужил основой для создания многих известных полотен. Среди них центральное место занимают «Озеро горных духов» (1910), «Хан-Алтай» (1936).

 

Гуркин Григорий Иванович «Озеро Горных духов» 1910 г. Холст, масло. 95х127 см  Государственный художественный музей Алтайского края.
Гуркин Григорий Иванович «Озеро Горных духов» 1910 г. Холст, масло. 95х127 см Государственный художественный музей Алтайского края.

Гуркин Григорий Иванович «Хан Алтай. Легенда» 1920 г. Бумага, масло. 22х31 см   Национальный музей Республики Алтай имени А.В. Анохина.
Гуркин Григорий Иванович «Хан Алтай. Легенда» 1920 г. Бумага, масло. 22х31 см Национальный музей Республики Алтай имени А.В. Анохина.

 

Общественное признание Гуркина связано с его персональными выставками в Томске (в 1907—1908, 1910, 1915 годах). Уже первая выставка имела такой большой общественный резонанс, что в журнале «Нива» в 1908 году были опубликованы репродукции и очерк М. Далькевича о творчестве художника.

В советское время Григорий Гуркин — участник ряда выставок в Москве. Именно тогда появился отзыв А. В. Луначарского о картинах художника: «Отмечу ещё замечательные по тонкости живописи, прямо-таки драгоценные по краскам пейзажи Чорос-Гуркина... **  Как забралась на Алтай такая утончённая техника — я уж не знаю». В творчестве художника Алтай предстает величественным, могучим заповедным краем, овеянным легендами и мифами алтайского народа.

 

Гуркин Григорий Иванович «Кочевье в горах» 1910-е гг. Холст, масло. 70,2х97,2 см  Государственный художественный музей Алтайского края.
Гуркин Григорий Иванович «Кочевье в горах» 1910-е гг. Холст, масло. 70,2х97,2 см Государственный художественный музей Алтайского края.

 

 

Андрей Осипович Никулин (1878—1945) — художник иной творческой ориентации. После окончания училища он совершил поездку по Италии, Франции. Ему близки были завоевания импрессионизма. Цветным, солнечным запечатлен Горный Алтай в его полотнах «Голубой Алтай», «Кедровый лес», «Камни на реке Белокуриха».

 

Андрей Осипович Никулин «Голубой Алтай» Начало ХХ века. Холст, масло. 88,5х109,5 см  Государственный художественный музей Алтайского края.
Андрей Осипович Никулин «Голубой Алтай» Начало ХХ века. Холст, масло. 88,5х109,5 см Государственный художественный музей Алтайского края.

 

Жизнь и творчество художника связаны не только с Алтаем. А.О. Никулин — преподаватель Боголюбовского рисовального училища в Саратове. Лиричные волжские пейзажи также представлены в экспозиции выставки.

 

Андрей Осипович Никулин «Над Волгой» 1910-е гг. Холст, масло. 51,0х46,4 см Государственный художественный музей Алтайского края.
Андрей Осипович Никулин «Над Волгой» 1910-е гг. Холст, масло. 51,0х46,4 см Государственный художественный музей Алтайского края.

 

Звания заслуженный деятель искусств РСФСР Андрей Осипович Никулин был удостоен за работу на «Мосфильме» (1926—1945). Его ученик по работе в кино Борис Чеботарёв — наш земляк. Его живописные работы, выполненные на Алтае в 1927 году, входят в экспозицию выставки.

Учеником Андрея Никулина по первой на Алтае художественной школе, открытой в 1919 году, был Павел Иванович Басманов (1905-1993), чьи акварели «Прогулка», «Водовозка. Сибирь» навеяны воспоминаниями детства и юности, связанными с Алтаем.

 

Павел Иванович Басманов «Прогулка» Середина XX века. Акварель, гуашь. 10,3х15,1 см  Томский областной художественный музей.
Павел Иванович Басманов «Прогулка» Середина XX века. Акварель, гуашь. 10,3х15,1 см Томский областной художественный музей.

Павел Иванович Басманов «В степи. Водовозка. Сибирь» 1933 г. Бумага, акварель. 16х24 см  Государственный художественный музей Алтайского края.
Павел Иванович Басманов «В степи. Водовозка. Сибирь» 1933 г. Бумага, акварель. 16х24 см Государственный художественный музей Алтайского края.

 

В Алтайской губернской художественной школе наряду с Андреем Никулиным преподавали молодые тогда художники Василий Васильевич Карев, Елена Людвиговна Коровай и Михаил Иванович Курзин. Впоследствии Василий Карев — один из активных деятелей АХРР, творчество Елены Коровай и Михаила Курзина связано со становлением живописи в Узбекистане. Их ранние алтайские работы свидетельствуют о молодом задоре, стремлении к поискам новых живописных средств.

 

Художники-футуристы Михаил Иванович Курзин (1888— 1957) и Елена Людвиговна Коровай (1901—1974)
Художники-футуристы Михаил Иванович Курзин (1888— 1957) и Елена Людвиговна Коровай (1901—1974)

 

Большой вклад в развитие художественной культуры края в советское время внёс Алексей Николаевич Борисов (1889—1937). Он приехал на Алтай в 1918 году, окончив Харьковское художественное училище и школу Общества поощрения художеств в Петербурге. На выставке представлены театральные эскизы, «Автопортрет» и «Портрет жены» А.Н. Борисова.

 

Алексей Николаевич Борисов «Автопортрет» 1920-е гг. Дерево, масло. 40х30 см  Государственный художественный музей Алтайского края.
Алексей Николаевич Борисов «Автопортрет» 1920-е гг. Дерево, масло. 40х30 см Государственный художественный музей Алтайского края.

Алексей Николаевич Борисов «Портрет жены» 1920-е гг. Холст, масло. 108х97 см  Государственный художественный музей Алтайского края.
Алексей Николаевич Борисов «Портрет жены» 1920-е гг. Холст, масло. 108х97 см Государственный художественный музей Алтайского края.

 

Новая юбилейная выставка в музее вызвала большой интерес общественности. Творческое наследие первых художников Алтая является истоком и живой традицией для современного искусства края.

 

И. Галкина

Журнал «Художник» № 9, 1985 г.

 

* С 1993 года — Государственный художественный музей Алтайского края. 

 

**  Г.И. Гуркин принадлежал к народности телеутов и происходил из рода Чорос, отсюда его псевдоним Чорос-Гуркин.

 

На аватаре: Здание Государственного художественного музея Алтайского края (бывший купеческий особняк).