В республиканском музее изобразительных искусств имени М. Ф. Габышева с конца января по март 1985 года работала выставка произведений Афанасия Петровича Мунхалова. Экспозиция объединила более 130 работ, выполненных в разных техниках эстампа, книжную графику, эскизы к спектаклям, рисунки тушью, гуашью, темперой, живопись маслом.
Среди ранних произведений Мунхалова — серия цветных линогравюр «Колхозные будни» (1963), которая отличается сочной декоративностью цвета, занимательными бытовыми подробностями. Она близка по стилистике циклу Эллея Семёновича Сивцева «Моя Родина — Советская Якутия» (1956), которым по сути начался профессиональный якутский эстамп. Это неудивительно: оба художника вышли из мастерской Е. Кибрика — профессора МГХИ им. В. И. Сурикова.
А. Мунхалов. «За чаем» Из серии «Колхозные будни». 1963 г. Цветная линогравюра. 52х68,8 см Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия) |
Первые чёрно-белые линогравюры (сюиты «Солнце светит всем», 1963; «Мой Север», 1965) сюжетно близки поискам якутской графики середины 60-х годов, отразившимся, в частности, в известной серии В. Васильева «Новое и старое» (1965—1967). Но такие листы, как «Тихий разговор», «О солнце», «Слушают мир», свидетельствовали о том, что Афанасий Мунхалов обладает своим мировидением и мироощущением. Благодаря тиражированию листы приобрели широкую известность в республике и за её пределами; по ним судили о жизни далёкого северного края в различных уголках земного шара.
А. Мунхалов. «Колхозное собрание» Из серии «Колхозные будни». 1963 г. Цветная линогравюра. 42,3х60 см Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия) |
А. Мунхалов «Друзья» из серии «Солнце светит всем». Гравюра. 1963 г. |
Серия «Гражданская война в Якутии» (1968—1969), выполненная к 50-летию Великого Октября,— своеобразная графическая фреска, в монументальных образах которой раскрылась гражданская позиция художника. Убеждают искренность интонации этих листов, глубоко личный подход автора к важной теме.
А. Мунхалов. Свет «Правды». Из серии «Гражданская война в Якутии». Линогравюра. 1968—1969. |
А. Мунхалов. «Атака». Из серии «Гражданская война в Якутии». Линогравюра. 1968—1969 гг. |
На протяжении 1970-х годов растёт мастерство А. Мунхалова, лаконичнее и выразительнее становятся образы его произведений, в его графическом языке появляются элементы символики и аллегории.
До предельной экспрессии доведены все изобразительные средства в публицистических циклах «Америка во Вьетнаме» (1967), «Думы о времени» (1974), «Победа и Мир» (1979). С болью и гневом обнажает в них художник проблемы, волнующие народы всех континентов: борьба за мир, противоборство Добра и Зла, агрессии, войны, насилие и фашизм, борьба за социальную справедливость.
А. Мунхалов «Агрессия». Из серии «Америка во Вьетнаме». 1967 г. Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия) |
Напротив, лирическая интонация доминирует в поэтичных композициях «Гроза над аласом», «Пробуждение», в цветных литографиях, объединённых под общим названием «Солнечная» (1980).
Серия чёрно-белых линогравюр «Песня о Ленине» (1981) стала серьёзным вкладом в якутскую Лениниану.
Одна из последних работ художника — цикл «Читая Ойунского» (1982)— пронизана многочисленными ассоциациями с прозаическими и поэтическими произведениями основоположника профессиональной якутской литературы.
А. Мунхалов «Портрет П.А. Ойунского ». 1964 г. Линогравюра. 54х58,5 см Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия) |
Пластическая выразительность, чувство формы отличают рисунки Мунхалова с натуры («Голова старика», «Школьница», «Спящий ребенок»).
Его книжная графика была представлена иллюстрациями к «Бабушкиному аласу» М. Тимофеева, книгам С. и И. Даниловых, красочными гуашами к книге сказок И. Егорова «Таю и солнце», к «Букварю» на якутском языке.
Живописные произведения графика — это небольшие камерные пейзажи этюдного характера («У берега», «Северное море»).
А. Мунхалов «Река Амга» Картон, масло. 50х68,5 см Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия). |
С его работой в театре знакомила серия эскизов к опере «Нюргун Боотур Стремительный», выполненная совместно с В. Ивановым.
И всё-таки главное дело жизни Афанасия Мунхалова — эстамп. От изобилующей подробностями цветной линогравюры к лаконичной чёрно-белой гравюре на линолеуме и цветной литографии — таков путь исканий художника. К какой бы теме он ни обращался, он всегда раскрывает её.
А. Мунхалов «На праздник» Из серии «Люди Севера». Линогравюра. 1966 г. |
Широкое культурное значение творчества Мунхалова отразилось не только в обширной географии международных выставок, но и в том, что по мотивам его произведений написаны стихи, музыка, созданы хореографические композиции.
Т. Тишина
Журнал «Художник» № 9, 1985 г.
На аватаре: Афанасий Петрович Мунха́лов (10 января 1935 — 9 сентября 2014)