Среди живописцев, начавших свой творческий путь на рубеже 60-х годов, достойное место занимает Андрей Петрович Суровцев — один из ярких представителей московской школы. Он — живописец по самому складу своего дарования. Чувство цвета, звучный тонально-сгармонированный колорит, весомая фактура мазка делают его картины эмоциональными и красивыми. Образная наполненность и внутренняя динамика отличают лучшие полотна художника, будь то тематические картины, портреты, натюрморты или пейзажи.
«Ещё в детстве, — рассказывает Суровцев,— я не мог равнодушно видеть хорошо отточенные карандаши. Они приводили меня в восторг, побуждали немедленно что-то «изобразить». Рисовал я всегда и везде и охотно показывал свои рисунки окружающим. В семье, где я вырос, всячески поощряли мой интерес к искусству, мечту стать художником».
В 1945 году Суровцев был принят в Московскую среднюю художественную школу, где учащимся прививалась высокая живописная культура, любовь к мастерству. С 1952 по 1958 год он — студент Московского государственного художественного института им. В. Сурикова. Упорный труд под руководством опытных педагогов Г. Королёва, Н. Христолюбова, В. Ефанова, К. Максимова, неустанное постижение наследия мастеров русского реалистического искусства, наконец осознание собственных возможностей и целей в живописи принесли свои плоды. Самостоятельную жизнь в искусстве художник начал, имея серьезную профессиональную подготовку.
Творческая судьба Суровцева сложилась удачно. Ещё будучи студентом, он участвовал в Международной художественной выставке VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Его дипломная композиция «Массовка» с успехом демонстрировалась на Всесоюзной выставке дипломных работ, а затем в юбилейной экспозиции, посвящённой 40-летию Ленинского комсомола. Картина «Высотники» написанная по впечатлениям от поездки в Запорожье вскоре после окончания института, обратила на себя внимание и тепло была встречена зрителями. С тех пор Суровцев постоянный экспонент всех больших смотров изобразительного искусства — всесоюзных, республиканских, московских.
А.П. Суровцев «Высотники» Холст, масло. 280х155см 1959 г. |
«За 25 лет участия в различных выставках, — говорит художник, — меня больше знают по тематическим картинам». В тематических полотнах ярко раскрылось многообразие творческих устремлений живописца, разносторонность его жизненных интересов. В 60-е годы Суровцева увлекает индустриальная тема. Новостройки Сибири и Крайнего Севера, Братская и Иркутская ГЭС, металлургические заводы Урала, Украины и Белоруссии — вот далеко не полный перечень мест, где он побывал с этюдником и альбомом. Особенно плодотворными оказались поездки, в результате которых он создал несколько композиционных холстов, посвящённых Воскресенскому и Березниковскому химкомбинатам («Наш завод строится», «Березниковский комбинат», «Строители»).
Не менее значительны картины о нефтяниках Тюмени— «Нефть Тюмени» н «Девушки-операторы», привлекающие своей художественной правдой. Эти произведения несут в себе подлинные приметы времени, проникнуты ритмом и дыханием современности. В них проявилось характерное для искусства «сурового стиля» стремление правдиво изобразить истинного героя нашего времени — человека-созидателя, убеждённого строителя коммунизма.
Удачным было и обращение Суровцева к историко-революционной и военной темам. Для выставки, открытой к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина он написал картину «Рот фронт», повествующую о Гамбургском восстании. Сила, решимость, классовое единство рабочих, возглавляемых вождем немецких коммунистов Э. Тельманом, переданы автором убедительно. Думается, историко-революционная тема ждёт своего продолжения в его творчестве.
Война ворвалась в жизнь художника, когда ему не было ещё и одиннадцати лет, однако впечатления того грозного времени запали в душу и к ним он возвращается постоянно. Подтверждение тому- полотна «Небо Москвы 1941 года», «Тыл фронту», «Парламентёры» и особенно «Дети войны».
Суровцев Андрей Петрович «Дети войны» 1985 г. |
Ещё одна интересная тема, неоднократно запечатлённая на холстах Суровцева, — спорт. Картины художника, посвящённые футболу, хоккею, баскетболу, темпераментны, красивы, написаны со знанием специфики спортивного состязания.
Суровцев Андрей Петрович «Хоккей с шайбой» 1961 г. |
Однажды в конце футбольного матча на стадионе «Динамо» его захватил острый, драматичный момент: на защиту своих ворот выстроилась «стенка» футболистов, готовая отразить удар противника. Эту напряжённую ситуацию, когда всё решает не только спортивное мастерство, но и сплочённость, дружба, взаимовыручка членов команды, передал Суровцев в картине «Штрафной удар». Оригинальны по композиции и образному решению картины художника «Хоккей», «Мечты Серёжи» и своеобразный автопортрет художника «Сегодня на Юго-Западе футбол», написанные в 1970-х годах.
А.П. Суровцев «Штрафной удар» Картон, масло. 59х70 см 1978 г. |
«Полезным для себя, — говорит художник, — считаю обращение к разным жанрам, каждый из них требует решения своих задач. Композиционную работу веду параллельно с выездом на натуру, картину из «воспоминаний» или на спортивную тему — с камерными вещами. Мне это помогает снять усталость, «освежить» глаз, так как работамв одном жанре грозит появлением стилевого однообразия и досадных повторов».
Одновременно с крупными тематическими композициями было создано много портретов, натюрмортов. Своеобразный художественный документ эпохи представляют собой портреты рабочих, встреченных художником во время поездок на стройки и заводы страны. Пишет он и интимные, камерные портреты близких ему людей («Портрет матери», «Таня», «Тётя Надя»). Особенно удачен полный ласкового юмора и душевного тепла «Портрет сына».
Человек наблюдательный и чуткий к красоте, Суровцев умеет открыть её в обыденном и повседневном. Об этом свидетельствуют такие натюрморты, как «Передача из Канады», «Старое серебро и гранаты», «Натюрморт с репродукцией Рембрандта» и другие.
А.П. Суровцев «Старое серебро» |
Суровцев А. П. «Персики и розы» 1960- е гг. Холст, масло. 50 x 60 см |
По-новому раскрылся живописный талант художника в пейзажах, занявших едва ли не главное место в его творчестве последнего десятилетия. Суровцева привлекает преимущественно пейзаж городской. На его холстах перед зрителем предстают старые кварталы Москвы, города Средней Азии.
А.П. Суровцев «В старом Ташкенте» Холст, масло. 80х110см 1980 г. |
За десять лет работы сложился большой цикл, посвящённый старым русским городам, в которых «живёт органичная связь прошлого с настоящего», — Гороховцу и Касимову, Суздалю и Боровску, Кинешме и Тутаеву, Зарайску и Старице. Они не только талантливо написаны, но и отмечены глубоким национальным чувством.
Особенно хочется выделить композиции, изображающие Касимов. Они удивительно разнообразны по пластическим мотивам: тут и спускающиеся к реке маленькие уютные улицы, и базар, и старые торговые ряды, и белая колокольня на площади... Цветовая гамма касимовских пейзажей — мягкая, приглушенная, но сложная и богатая по колориту («Воскресный базар в Касимове», «Рязанский спуск», «Улица в Касимове»). В этих произведениях ощущается заметный рост мастерства художника по сравнению с работами 60-х — начала 70-х годов — их отличает более глубокое осмысление натуры, более тщательный отбор выразительных средств, более цельное и продуманное цветовое решение.
Суровцев А. П. «Овраг в Касимове» 1980-е гг. Оргалит, масло. 75 x 85 см |
Эмоциональная палитра пейзажей Суровцева многообразна. Он работает в разное время года, но особенно полюбились ему тихие, чуть грустные осенние дни, окутывающие всё вокруг голубовато-серой дымкой. Однако наряду с камерными по настроению композициями ему удаются и активные по колориту, звонкие по краскам полотна, такие, как, например, пейзаж «Слобода» или написанный прямо с натуры этюд «Жёлтый дом в Тутаеве».
А.П. Суровцев «Жёлтый дом в Тутаеве» Холст, масло. 82х100 см |
«При одновременном обращении к разным жанрам,— замечает Суровцев, — происходит процесс взаимообогащения. В работе над натурным пейзажем появляются конструктивное мышление и композиционный подход, необходимые для создания станковой картины. В свою очередь работу над картиной обогащает опыт, приобретённый на натуре».
В пейзажах Суровцев освоил обширный натурный материал, испробовал разнообразные пластические ходы. Сейчас он подошёл, как нам кажется, к новому этапу творческого пути, на котором должен произойти синтез всех накопленных находок и достижений. Об этом свидетельствуют произведения конца 70-х — начала 80-х годов, посвящённые тем местам столицы, где прошло детство художника, — пейзажи «Проходной двор на Арбате», «Арбатская площадь», интерьерные композиции «Окно моего детства», «Воспоминания об Арбате». Их отличает эмоциональная наполненность образа, острое чувство современности.
А.П. Суровцев «Арбатская площадь» Холст, масло. |
А.П. Суровцев «Московский пейзаж» |
«Наиболее захватившие темы продолжают жить во мне, ждут дальнейшей разработки. Остаться художником современной темы, не потерять связи с современностью, по-своему донести до зрителя поэтический смысл нашей жизни — моя основная задача», — говорит Андрей Петрович Суровцев.
Н. БАРКОВА
Журнал «Художник» №5, 1984 г.
На аватаре: художник Суровцев Андрей Петрович (1931 - 2006)
Андрей Петрович Суровцев в мастерской |
А.П. Суровцев «Шпана арбатская» Холст, масло. |
А.П. Суровцев «Весна в Староконюшенном» Холст, масло. |
А.П. Суровцев «Натюрморт с красным подносом» Холст, масло. |
Суровцев А. П. «Осень на Волге» 1960-е гг. Холст, масло. 40 x 70 см |
Суровцев А. П. «Волоколамск. Улица.» 1970-1980 гг. Холст, масло. 73 x 100 см |
А.П. Суровцев «Берёзовая роща» Холст, масло. 1960-е гг. 50х70 см |
А.П. Суровцев «Волоколамск. Площадь.» Холст, масло. 80х90 см |
А.П. Суровцев «Женский портрет» Холст, масло. 65х45. 1986 г. |
А.П. Суровцев «Автосервис» Холст, масло. 150х150 см |
А.П. Суровцев «Красные дома в Касимове» |
Суровцев Андрей Петрович «Ярополец. Усадьба Гончаровых.» Холст, масло. |
А.П. Суровцев «Новый мост в Старице» Картон, масло. |
А.П. Суровцев «Дом в Сивцевом Вражке» Холст, масло. |
А.П. Суровцев «Площадь в Хороховце» Холст, масло. |
А.П. Суровцев «Остановка в Зыряновске». 1976 год. |
А.П. Суровцев «Арбат. 1941год.» Холст, масло. |