В самых различных областях значительны заслуги одного из крупнейших русских живописцев и педагогов XVIII века — Антона Павловича Лосенко (1737 —1773).
Основоположник исторической живописи, поборник реалистического рисунка, мастер портрета, он был одновременно и превосходным педагогом-воспитателем, оказавшим благотворное влияние на развитие русской художественной школы.
«Сему-то опытному художнику обязаны все тогда обучавшиеся в Академии не только живописи, но даже скульптуре и гравированию. Он во многом образовал их и руководствовал к достижению той отличности, которую некоторые достойно заслужили»,— писал И. А. Акимов, ученик Лосенко.
Недолгой, но богатой впечатлениями была жизнь Лосенко. Современник двух императриц, художник был свидетелем резких перемен вкусов, взглядов, обычаев, интересов, убеждений и принципов русского общества.
В царствование Елизаветы дворянство, освободившись от обязательной службы, старалось заполнить непривычный досуг плодами заимствованной европейской культуры. Резко возрос спрос на изящные украшения жизни, эстетические развлечения. С французскими модами и манерами вошёл в русскую жизнь театр, в частности, особое внимание стало уделяться Придворной певческой капелле, для которой отбирали талантливых мальчиков чуть ли не со всей России. Среди мальчиков-хористов появился в 1774 году и семилетний сирота из города Глухова Антон Лосенко.
В предопределении его жизненного пути большое значение имели серьёзные занятия музыкальной грамотой, атмосфера императорского дворца, где были собраны шедевры русского и европейского искусства. Шестнадцати лет, когда у Лосенко начал ломаться голос, он был отдан в обучение И. П. Аргунову.
Иван Петрович Аргунов (1729—1802). Предполагаемый автопортрет. |
Великолепный портретист, Аргунов передавал ученикам не только основы профессионального мастерства, но и любовь к натурному рисунку, внимание к личности портретируемого, его психологии. Надо полагать, что художник был доволен своими учениками, ибо в выданном им аттестате отмечал освоение ими основ профессионального мастерства и способность к самостоятельной работе.
Дарования молодого художника были сразу замечены тонким знатоком и ценителем искусств графом И. И. Шуваловым — первым президентом русской Академии художеств. Иван Иванович находит возможность отправить Лосенко за границу в качестве пенсионера академии.
Луи Токке. Граф Иван Иванович Шувалов. 1750-е гг. Государственный Эрмитаж. |
Завершив обучение в Париже и Риме, Лосенко возвращается в Россию в 1769 году и становится педагогом Академии художеств. Именно ему, одному из первых воспитанников академии, суждено было заложить в её стенах основы теории профессионального мастерства.
Позднее, в 1793 году, другой воспитанник академии, теоретик искусства И. Урванов, напишет в своем «Кратком руководстве...» :
«Учение или наука состоит в познании нужных правил, которые бы показывали истинный путь к достижению совершенства. Ибо без порядочного учения и без знания нужных правил многие и с природным дарованием закоснев без успеха остались».
Таковы стали требования академического образования того периода. Это было уже время правления Екатерины.
К стремлению украшать жизнь присоединилось стремление украшать ум. Двор был увлечён просветительской литературой, завязывал связи с энциклопедистами. Императрица вела переписку с Дидро, Вольтером, который работал над историей Петра Великого, Даламбер едва не сделался воспитателем Павла I.
В этих условиях идеи Лосенко, касавшиеся того, что обучение должно быть построено на единой системе, на единых дидактических требованиях, на основе изучения закономерностей природы и натуры, были как нельзя более своевременными.
А.П. Лосенко. «Авель» Холст, масло. 1768 г. |
В поисках рационального подхода в обучении рисунку Лосенко исходил из закономерностей зрительного восприятия. Плоскому контурному рисунку, идеализации реальных форм, на которые ориентировали молодых художников педагоги старого поколения, Лосенко противопоставляет светотеневой объёмный рисунок, в основу обучения кладёт изучение анатомии, перспективы, законов освещения.
В 1772 году он пишет теоретико-методическое пособие «Изъяснение краткой пропорции человека для пользы юношества, упражняющегося в рисовании, составленное» с изображениями мужской головы и фигуры анфас и в профиль. Исследуя пропорции древних статуй, обобщая опыт предшественников, Лосенко первым в России создаёт систему построения человеческой фигуры.
А.П. Лосенко. Натурщик, сидящий на камне. |
Изучение пропорций человеческого тела всегда имело существенное значение для подготовки художника. Начиная с древнейших времён, нам известно множество систем построения пропорций человеческой фигуры, в том числе системы Витрувия, Леонардо да Винчи, Дюрера. Пособие Лосенко, отражая классические каноны построения человеческой фигуры, отличалось тем, что не было рассчитано на слепое заучивание и точное соблюдение учениками системы идеальных соразмерностей классического образца. Наоборот, знание изложенных им расчётов должно было помочь художнику определить характерные особенности живой натуры.
А.П. Лосенко. Обнажённый натурщик. |
По расчётам Лосенко, «вышина всего человека составляет 8 его голов или 10 лиц, что учинит 30 частей, а каждая часть содержит в себе 12 доль. «Голова» разделяется на 3 части и 9 доль, а именно, череп составляет 9 доль, а три части — лицо, то есть: 1-я часть — лоб, 2-я — нос и глаза, 3-я — рот и подбородок. От линии бровей до линии глаз 2 / 2 доли, а весь глаз до брови 3/2 доли; вышина ноздрей 2/2 доли; от низу носа до линии рта 3 доли. Верхняя губа — 1 доля, исподняя — 2 доли».
Таблица из пособия А. П. Лосенко «Изъяснение краткой пропорции человека для пользы юношества, упражняющегося в рисовании, составленное» |
По идее Лосенко, обучение, начиная с первых шагов в рисунке, должно избегать всякой механичности и направляться на сознательное усвоение принципов и методов реалистического изображения. Методика основывалась на закономерном единстве учебных и творческих задач в рисунке, гармоническом сочетании рационального и эмоционального в обучении и творчестве.
В традиционное копирование рисунков и гравюр известных мастеров (первоначальная ступень обучения рисунку) Лосенко внёс сознательное, творческое начало. Он ратовал за то, чтобы к копированию ученики относились обдуманно и чтобы оно основывалось на определённой методике, нацеленной на последовательное решение учебных задач по возрастающей трудности.
С этой целью он сам создал целый ряд рисунков-образцов, чтобы наглядно раскрыть принципы изображения формы человеческого тела, начиная от деталей фигуры и кончая целой фигурой в движении. Каждый рисунок преследовал решение определенной учебной задачи.
А. П. Лосенко. Рисунок руки. |
Какую задачу, например, ставил перед учениками рисунок Лосенко, где изображены согнутая левая рука и лопатка натурщика.
Прежде всего ученики, копируя этот рисунок, изучали механизм движения и характер изменения форм мышц руки при их сокращении. Художником хорошо прочувствована и убедительно передана взаимосвязь частей, единство движения, начиная от лопатки и кончая кистью руки. Рисунок свидетельствует о глубоком знании его автором законов распределения светотени на объёмной форме, умении оперировать линией и тоном.
Выполненные с натуры, образцовые рисунки Лосенко носят живой характер и направлены на всемерное сближение процесса копирования с условиями работы с натуры.
Эти рисунки находили широкое применение в Академии художеств. Многие из-за систематического использования на занятиях обветшали; дошедшие же до наших дней хранятся в фондах Третьяковской галереи и Русского музея.
Значительны были нововведения Лосенко и в процесс изучения гипсовых слепков античной скульптуры. Стремясь развить у молодых художников изобразительные навыки в рисунке, Лосенко не заставлял учеников слепо следовать канонам, подражать античным образцам. Он разработал строгую систему изучения гипсовых слепков. Занятия, начинаясь с изображения деталей — кистей рук, строения ног, головы,— должны были заканчиваться рисунком целой фигуры человека — статуи.
Сами античные фигуры Лосенко разделил на три группы с учётом их конструктивных и пластических возможностей для учебного процесса. К I группе отнёс статуи типа Венеры, ко II — торс Аполлона Бельведерского, к III — Лаокоона.
Рисуя статуи I группы, ученики стремились передать плавные взаимопереходы форм, мягкость движения и контуры.
Работа над II группой заключалась в изучении внутренней структуры формы, в прослеживании анатомической закономерности распределения главных мышц и характера их изменения при определённом движении. Приобретенные на этих двух этапах знания и навыки рисования давали ученику возможность приступить к рисованию скульптурных групп, выражающих различные эмоциональные состояния.
Таким образом, изучение гипсовых слепков античной скульптуры заканчивалось решением задач, направленных на развитие образного восприятия ученика. Эти начала находили своё дальнейшее развитие уже непосредственно в изучении живой натуры.
А.П. Лосенко «Юноша, подающий щит. Рука, согнутая в локте» 1770-е гг. Бумага, итальянский карандаш, мел. 28,7 х 22,4 см Государственная Третьяковская галерея |
Стремление Лосенко наполнить античную скульптуру живым дыханием было так велико, что его рисунки с гипсовых слепков приобретали черты, присущие рисункам живой натуры. Это особенно видно на выполненном Лосенко рисунке гипсовой головы.
Методика изучения живой натуры как высший этап обучения молодого художника предусматривала решение задач, когда постановка натуры связывалась с определёнными сюжетными действиями, выражая конкретные эмоциональные состояния.
Натурщика на первых порах изучения ставили в несложном движении (он просто стоял или опирался на палку). Затем, на следующем этапе, натура изучалась в определённом физическом действии.
Так, последовательно усложняясь в характере, итоговая натурная постановка наряду со сложным движением должна была выражать определённую экспрессию и эмоциональное состояние. Посмотрев на работу Лосенко «Авель», можно представить, какой характер имела постановка и трудность решаемых учениками задач на заключительных этапах обучения в академии. Знатоков искусства изумляли как удивительный ракурс тела Авеля, лежащего на земле, так и пластическое совершенство рисунка.
А.П. Лосенко. «Авель» Холст, масло. 1768 г. |
Особенный интерес вызывают подготовительные рисунки, натурные зарисовки и наброски, в которых Лосенко проявляет живое художественное восприятие действительности и выступает как крупнейший художник («Женщина у колыбели», «Плачущая женщина»). Простые, лаконичные по своему графическому решению, они свидетельствуют о внимательном, строгом изучении художником натуры, о его замечательной наблюдательности.
А.П. Лосенко «Женщина у колыбели» 1764-1765 гг. |
Творческую задачу, самую суть замысла художника отражают рисунки, исполненные в связи с работой над одной из самых известных картин Лосенко — «Владимир перед Рогнедой» (именно за неё художник получил в 1770 году звание академика и профессора живописи).
А. П. Лосенко. Головы воинов. Рисунок к картине «Владимир и Рогнеда» 1769 г. Государственный Русский музей. |
А.П. Лосенко. Голова крестьянина. |
Особая смысловая нагрузка ложится на руки Владимира и Рогнеды, оказавшиеся в центре картины. Руки, которые должны были одновременно быть достоверными в живописном отношении и передавать искусственность внешнего благополучия ситуации.
Мастерски владея рисунком, Лосенко сумел передать характерные особенности рук, трудноуловимую игру пластических форм. Тонкая светотеневая моделировка формы, плавность и лёгкость линии контура усиливают выразительность рисунков. Они выполнены на серовато-голубой бумаге с незначительным использованием мела, что способствует ощущению объёмности формы и пространства.
Не только большие знания в области теории и практики искусства, но и тесное общение с учениками в процессе учебных занятий сделали Лосенко одним из самых популярных педагогов Академии художеств.
А.П. Лосенко «Владимир и Рогнеда» Холст, масло. 1770 г. |
Всего четыре года проработал Лосенко в академии, но за этот короткий период он успел воспитать многих выдающихся мастеров искусства, в том числе таких, как П. Соколов, И. Акимов, М. Козловский, Ф. Щедрин, И. Мартос.
Некоторые его ученики, будучи и талантливыми педагогами, в свою очередь, воспитали целую плеяду художников. Передаваясь от поколения к поколению по традиции, идеи А. П. Лосенко развивались в русской художественной школе; они совершенствуются советскими художниками-педагогами и в наши дни. Несмотря на то, что от времени Лосенко нас отделяет более 200 лет, его принципиальные для русской художественной школы идеи не потеряли значения. Внимательное отношение к богатому художественному и методическому наследию А. П. Лосенко способно во многом помочь молодым художникам в совершенствовании мастерства и вкуса.
М. ДАНАШЕВ
Журнал Юный художник №11. 1981 г.
А.П. Лосенко. Путешественники в Риме (Путешествующие) (1767 г.) |
А.П. Лосенко. Натурщик. Бумага серая на картоне, сангина. 62 x 44 см Киевский национальный музей русского искусства, Украина |
А.П.Лосенко. Натурщик. 1763-1775гг. Бумага, сангина |
А. П. Лосенко. Нептун на водах. |
А.П. Лосенко. Натурщица. 1764-1765 гг. |