Грандиозный проект серии выставок картин И.Е. Репина
Государственный Русский музей отправляет в Москву в Третьяковскую галерею более 70-ти произведений И.Е. Репина. Этой выставкой отмечают 175-летний юбилей со дня рождения гениального художника. Она будет открыта в музее уже совсем скоро: в 2019 году, 16 марта. Работники музеев осуществляют исключительные меры для сохранности и защищенности картин великого художника. Полотна перевозят в столицу как груз особого назначения с повышенной охраной.
Масштабное мероприятие
Экспозиция «Илья Репин» представит зрителям более трёхсот полотен, эскизов, рисунков. Такой поистине грандиозной выставки, которая должна представить современное осмысление творчества живописца, ещё не было. Русский музей отправляет и хорошо знакомые и любимые работы вошедшего в историю художника: «Садко», «Какой простор!», и менее известные. Кроме них будут показаны работы великого мастера ещё из двадцати шести музеев Российской Федерации, зарубежья и некоторых частных собраний. Эта экспозиция в Третьяковской галерее будет закрыта 18 августа текущего года. После этого ГТГ подготовит к отправке в Русский музей те картины, которые в нём никогда не экспонировались, за одним исключением: «Иван Грозный и его сын». К запланированной на октябрь юбилейной выставке И.Е. Репина в городе на Неве тщательно готовятся.
Значимое произведение
Огромное полотно, одно из важнейших вех в истории русского искусства и по масштабам, и по значению, которое смогут внимательно рассмотреть гости столицы и её жители – это «Торжественное заседание Государственного совета». Оно было написано к столетнему юбилею этого учреждения. С большой осторожностью совсем недавно это громадное произведение, размеры которого 4 метра в высоту и почти 9 метров в длину, демонтировали со стены. Одновременно над этим работали девять сотрудников. Это было невероятно сложно, но они уложились в один день. Реставраторы привели картину с надлежащее состояние. Само полотно было накручено на вал с большим диаметром. Художники-реставраторы уверены, что в пути дефектов у картины не произойдёт. Конечно, при этом экстраординарном событии присутствовали представители массмедиа. За восемьдесят лет пребывания в Русском музее это эпохальное полотно лишь второй покидает родные стены. Первый раз этот шедевр возили в Кремль в 2002 году.
Краткое описание картины
Илья Ефимович, получив официальный правительственный заказ от Николая II, находился на юбилейном заседании. Он также неоднократно бывал на подобного рода мероприятиях, и его требование, чтобы члены Совета позировали художнику, было выполнено. А их было около 80-ти лиц. Сроки живописцу дали сжатые, и, чтобы в них уложиться, Илье Ефимовичу помогали Б.М. Кустодиев и И.С. Куликов. В результате это полотно имеет огромную историческую и художественную ценность.
Усиление мер безопасности
Как именно будет осуществляться безопасное путешествие шедевра, конечно, не раскрывается. Но, помня о хищении картины А. Куинджи в январе этого года, халатности никто не допустит. В. Гусев, директор ГРМ, считает, что этот инцидент может научить строже относиться к своим обязанностям. Недавно министр культуры В. Мединский в связи с дерзким похищением картины Куинджи объявил директору ГТГ выговор, а к части сотрудников будут применены наказания за нарушение трудовой дисциплины. Как считают эксперты, говоря простым и доступным языком, кража была произведена в результате небрежности и невнимательности к служебным обязанностям. И вот теперь во многих музеях (Эрмитаж, ГРМ, ГМИИ им. Пушкина и других) до конца марта будет произведена проверка должной охраны произведений искусств.
Проблемы Русского музея
В то время, когда все осуждают директора Трегулову, которая не смогла обеспечить сохранности произведения А. Куинджи, у Русского музея появилась трудноразрешимая задача. Одновременно в залах корпуса Бенуа и в анфиладах Михайловского дворца обнаружились протечки крыши. Осыпалась штукатурка и нанесла ущерб иконе «Чудеса Богородицы Тихвинской» (XII век), а также на портрете Александра II (работа живописца Рейхерта) пострадал слой лака. Это счастье, что в затруднительное положение не попали фондовые и реставрационные помещения. Крышу будут ремонтировать как только позволит погода.
Юбилейная выставка – это только начало
Чтобы ни случилось в наших музеях, праздник по поводу 175-летия со дня рождения И.Е. Репина в наших музеях будет обязательно проведён. Более того, он станет началом подобных мероприятий в городах России, а также во Франции и Финляндии. Современный зритель, особенно зарубежный, узнает работы нашего гениального художника, на которого равнялись живописцы Российской империи с середины XIX и до начала XX столетия.
Татьяна Пиксанова
На аватаре: Илья Ефимович Репин «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения» 1903 год, 400×877 см
Илья Ефимович Репин