В осуществлении грандиозной программы эстетического воспитания советского народа важная роль принадлежит художественной печати. Художественная репродукция — самое действенное средство пропаганды и популяризации изобразительного искусства. Благородная задача — сделать высочайшие достижения русской и мировой живописи и графики подлинным достоянием многомиллионных масс трудящихся и подрастающего поколения — может быть решена только с помощью полиграфии.
Всё это заставляет наши издательства по-новому, с большим вниманием и чувством ответственности отнестись к качеству выпускаемых репродукций. За последние годы издательства и полиграфические предприятия добились определённых успехов в этой области. Так, ленинградское издательство «Художник РСФСР» с 1960 года стало выпускать, правда, до сих пор в экспериментальном порядке, наиболее высококачественные «факсимильные» репродукции. Однако, в целом, качество наших художественных изданий ещё далеко не соответствует задачам эстетического воспитания. Произведения искусства нередко в них выглядят серыми, обедненными, иногда воспроизводятся с грубыми искажениями.
Причина этого в значительной степени кроется в неразработанности теории художественной репродукции.
Многие из наших издательских работников и полиграфистов неправильно представляют себе характер требований, предъявляемых к репродукции, рассматривают её качество как понятие чисто техническое. А качество художественной репродукции — это, в первую очередь, понятие эстетическое.
Мы должны предъявлять к полиграфическим копиям-репродукциям требования такого же порядка, как к подлинным картинам, рисункам и другим произведениям искусства. Высококачественной может считаться только такая репродукция, в которой максимально точно и полноценно переданы художественные особенности оригинала, часто очень тонкие и трудные для полиграфического воспроизведения.
Живучесть неправильных представлений о качестве художественных репродукций со всеми их отрицательными последствиями для практики связана также с тем, что выпускаемые у нас репродукционные издания до настоящего времени ещё не стали предметом систематической квалифицированной оценки. На единственном ежегодном Всесоюзном смотре полиграфической продукции рассматриваются только сброшюрованные издания По этому формальному признаку основная масса изобразительной продукции (отдельные листы, папки, альбомы, обертки с вложенными в них репродукциями или открытками) на конкурс не принимается. Награды, изредка присуждаемые на ВДНХ отдельным экспонировавшимся художественно-репродукционным изданиям, носят случайный характер.
Издательства и полиграфические предприятия, работающие в области художественных изданий, не могут сравнить свою продукцию, обменяться опытом, освоить лучшие достижения.
Видимо, конкурс на лучшую репродукцию из-за специфического характера этого вида полиграфической продукции целесообразно отделить от конкурса на лучшую книгу.
Поскольку качество репродукции, в первую очередь, понятие эстетическое, то решающее слово в его определении должно принадлежать специалистам в области изобразительного искусства — художникам, искусствоведам, музейным работникам. В эту работу должна включиться Академия художеств СССР, которая является нашим высшим художественнонаучным центром.
В Академии художеств СССР следовало бы организовать постоянно действующую комиссию по художественной репродукции, которая должна вести систематический художественно-научный контроль над качеством всей изобразительной продукции, выпускаемой в нашей стране. Хотелось, чтобы комиссия начала свою работу с организации в 1965 году Первой Всесоюзной выставки художественной репродукции. Экспонаты, признанные на этой выставке-конкурсе лучшими по качеству полиграфического выполнения и по художественной значительности оригиналов могли бы быть включены в специально изданный «Каталог лучших советских художественных репродукций». Это послужило бы определённым стимулом для повышения качества работы издательств и полиграфических предприятий.
В дальнейшем всесоюзные выставки художественной репродукции с последующим изданием каталогов следует проводить периодически, вероятно, каждые два-три года.
Ленинград М. ФЛЕКЕЛЬ
Журнал «Художник» № 12, 1964 г.