Олег Рыжков, художник:
Я бы разделил посетителей выставок и покупателей живописи и графики на несколько категорий: 1. Люди, которые просто хотят украсить собственный дом. Здесь работает исключительно нравится - не нравится.
2. Спонсоры - люди, которые поддерживают материально того или иного художника по любой причине (родственник, друг, жалко человека и т. д.). Эти тоже выбирают то, что нравится.
3. Инвесторы - здесь иная ситуация. Людей интересует заработок на картинах. Художники им не интересны.
4. Арт-диллеры - этим нужна перспектива самого художника и его раскрутка, как потенциального гения с дорогими картинами в будущем.
Иван Шершуков, коллекционер:
Есть и иные типы посетителей:
- журналисты, авторы статей. Им нужны темы для статей.
- Владельцы журналов. Им нужны публикации способные, привлечь рекламодателей.
- Работники музеев. Им нужна информация для их отчёта своему музейному начальнику.
- Руководители музея. Им нужны имена и темы для выставок в музее и для приобретений (имиджевые).
- Критики. Им нужна стилевая. Или жанровая. Или иная сравнительная информация.
- Работники частных картинных галерей. Им нужна информация для отчёта владельцу Галереи.
- Владельцы Галереи картин. Им нужна информация о возможности сотрудничества с художником. О его готовности к сотрудничеству.
- Арт агенты. Им нужна информация о возможности и желании работать через агента.
- Владельцы выставочных пространств. Им нужна информация об участии в выставках.
- Дизайнеры. Им нужна информация о том, насколько удобно будет работать им с художником, и также - можно ли будет получить свой «процент» с продажи работ.
Есть и иные типы посетителей. Например, просто любители живописи. Они никогда не покупают оригиналы, но как пчёлы переносят «пыльцу» и опыляют другие типы интересантов. Этим людям нужна интересная история, которую они могут пересказать друзьям (о художнике, или о выставке, или о стиле и так далее).
В целом, вся эта информация почти одинаковая, но подаётся под разным соусом. Тут две проблемы:
- люди читают только интересное им, то что им нужно.
- люди не читают длинные тексты, многостраничные брошюры без картинок.
Поэтому предварительная подготовка к выставкам, где можно встретить все типы посетителей, так важна. Трудно сделать «направленные» и короткие тексты с картинкой с одного раза. Но можно от выставки к выставке улучшать и нарабатывать такие «готовые формы». Они являются заготовками, куда только вписывается имя получателя. Одновременно это имя и контактные данные о типе посетителя художник оставляет у себя.
После выставки информация досылается. И затем раз в месяц, в квартал, или в год/полгода продавец картин присылает направленную информацию своему новому контакту.
Я называю такую сеть контактов: Art Sales Communication Net - Сеть общения для продаж картин. Её надо сначала создать, потом развивать и поддерживать.
Когда число контактов достигает 1500 человек, то можно начать потихоньку избавляться от «лишних» контактов, потому что никто не сможет контактировать и поддерживать более крупную сеть, разве что будет в компании много людей этим заниматься. Для одного-двух человек число контактов в 1500 человек - это мой эмпирический предел.
Иван Велес, художник и скульптор:
Вы забыли еще об одном типе посетителей выставок - художники, которые пришли 1) за опытом 2) для общего развития 3) посмотреть на коллег.. их там процентов 50 не меньше.
Иван Шершуков, коллекционер:
Верно. Но и для них можно иметь полезный материал. Многие художники кооперируются, например.
Вопрос об опыте и обучении я не затрагиваю: это дело профессионалов, решать как и где, у кого учиться. Мои размышления лишь о том, как получать максимальный результат от выставок. И вообще, как находить клиентов.
О двух типах покупателей живописи