Картины художника Владимира Гремитских

 

Живопись и графика московского художника Владимира Георгиевича Гремитских (1916-1991) Продажа картин без посредников.

Сайт принадлежит сыну художника Александру Гремитских.

Выдаётся сертификат подлинности. 

 

Новости
Как проходила работа над созданием живописной панорамы «Сталинградская битва» увеличить изображение
Как проходила работа над созданием живописной панорамы «Сталинградская битва»

 

Студёной зимой 1958 года у вершины Мамаева кургана в Волгограде вырос небольшой деревянный домик, в котором поселились семеро людей. И каждый день, несмотря на погоду, выбрав место на склоне кургана и установив этюдники, писали пейзажи. Это были художники-грековцы Н. Бут, В. Дмитриевский, П. Жигимонт, П. Мальцев, Г. Марченко, М. Самсонов и Ф. Усыпенко. А в домике разместилась их мастерская.

В гости к ним часто приезжали люди в военной форме — полковники, генералы и даже маршалы. Они подолгу ходили с художниками по кургану, что-то объясняли, показывая на остатки окопов и блиндажей, рассказывали. Потом вдруг возле кургана появлялись автомашины, танки, пушки. Раздавались автоматные очереди, гремела канонада, то там, то здесь вспыхивали пожары. Сквозь огонь и едкий дым с криками «ура» шли в атаку подразделения бойцов. Разгорались почти настоящие сражения. А художники, стараясь не упустить ни мгновения, делали наброски, этюды. Так почти двадцать пять лет назад началась работа над живописной панорамой «Сталинградская битва».

— Как только был создан наш творческий коллектив, мы все с огромным желанием взялись за дело,— рассказывает старейший живописец-грековец, народный художник СССР Пётр Тарасович Мальцев.— Вдохновляла тема и масштабы её воплощения: отобразить на огромном холсте самое грандиозное, самое кровопролитное, решающее сражение Великой Отечественной войны. Ведь на каждый километр бессмертной земли Сталинграда приходилось около ста тысяч снарядов, мин и бомб! Канонада не смолкала месяцами, город превратился в сплошные руины, дни и ночи в нём бушевал пожар. Пылала даже Волга, покрытая нефтью, разлившейся из разрушенных хранилищ. Один только этот город оказал фашистам более упорное и сильное сопротивление, чем вся Европа!

На протяжении нескольких лет каждую зиму выезжали художники на свою передовую — в мастерскую на Мамаевом кургане. Через газету «Красная звезда» они обратились к участникам великой битвы с просьбой рассказать о тех незабываемых днях. В ответ пришли тысячи писем, в которых бывшие фронтовики делились воспоминаниями о памятных эпизодах Сталинградской эпопеи. Их рассказы помогали живо представить обстановку боёв, наполняли воображение художников множеством фактов и деталей.

Авторы панорамы работали в архивах, знакомились с документами, изучали литературные материалы, отечественную и зарубежную кинохронику, консультировались с военачальниками. И продолжали писать этюды.

 

— Трудно даже представить, сколько за это время было сделано эскизов, набросков, зарисовок,— вспоминает народный художник РСФСР Виктор Константинович Дмитриевский.— У каждого из нас наверняка наберётся до трехсот этюдов самого различного характера. И это, конечно же, очень помогло, когда мы занялись эскизом панорамы.

Работа над эскизом «Сталинградской битвы» была сложной и кропотливой, со многим художникам пришлось столкнуться здесь впервые. Сначала каждый подготовил небольшой собственный вариант эскиза. Затем на одном из «военных советов», ставших традиционными, они обсудили эти предварительные наброски, отметили композиционные и живописные находки, удачные сюжетные решения.

В результате появился общий эскиз, на основе которого был нарисован углём круговой картон в треть натуральной величины произведения. На нём ещё раз выверили детали, уточнили расположение смысловых и цветовых узлов. И лишь после этого художники приступили к выполнению маслом рабочего эскиза, который и лёг в основу будущей панорамы.

Рабочий эскиз получился не только добротным в историческом и художественном отношении, но и эмоционально действенным. Показанный на выставках 60-х годов в Москве и Волгограде, он производил сильное впечатление. В нём нашли продолжение лучшие традиции русского панорамного искусства, будто наяву ощущалось напряжение жестокого боя.

 

— Разумеется, в одном живописном произведении — пусть даже таком огромном (размеры панорамы 16X120 метров) — не удалось бы сконцентрировать и показать все детали грандиозного сражения,— говорит заслуженный деятель искусств РСФСР Фёдор Павлович Усыпенко.— Оно длилось почти двести дней и ночей при участии миллионных армий, фронт растянулся на многие десятки километров. Поэтому по рекомендации военных консультантов центральной точкой обзора — своеобразным «наблюдательным пунктом», с которого мы как бы следим за боевыми действиями, был выбран Мамаев курган. Только отсюда можно хотя бы в главных чертах охватить взглядом поля сражений, сам город, ставший неприступной крепостью, и показать боевые операции больших армейских подразделений.

К работе на холсте художники приступили лишь в августе 1980 года в тогда ещё не достроенном, предназначенном специально для панорамы здании комплекса музея «Сталинградская битва». Идея создания такого музея появилась уже в 1945 году, но к претворению её в жизнь приступили лишь спустя 20 лет. К этому времени Волгоград отстроился заново, только немногие руины остались в самом центре города. Немые свидетели войны, пережившие время, они производили куда более сильное впечатление, чем иные памятники или монументы.

Тогда и было решено включить в комплекс будущего музея: знаменитый Дом Павлова, стенку Родимцева, руины городской мельницы с остатками дымовой трубы, изрытые снарядами участки земли, ходы сообщения, огневые точки и здесь же создать единый музейный комплекс.

Образное решение ансамбля строилось, таким образом, на драматическом контрасте руин прошлого и светлых триумфальных форм современных сооружений.

Проект комплекса «Сталинградская битва» был разработан авторским коллективом волгоградских зодчих под руководством народного архитектора СССР, участника Сталинградской битвы В. Масляева.

В. Масляев, архитектор (руководитель авторского коллектива). Перспектива комплекса музея и панорамы «Сталинградская битва». 1981 г.
В. Масляев, архитектор (руководитель авторского коллектива). Перспектива комплекса музея и панорамы «Сталинградская битва». 1981 г.

На центральной набережной города встанет эстакада, поднятая на опорах над священной землей. На ней будет демонстрироваться военная техника — самолеты, танки, легендарные «катюши», пушки. Вертикальной доминантой комплекса послужит обелиск в виде штыка, увенчанного знаменем. Обелиск посвящён присвоению Волгограду звания города-героя. В комплекс войдут музей с экспозиционными залами, четыре диорамы и панорама.

Смотровой площадкой панорамы станет крыша одного из водонапорных баков на вершине Мамаева кургана, на том самом месте, где величественно возвышается статуя Родины-матери. Бетонные баки, из которых до войны в город поступала питьевая вода, в ходе битвы превратились в настоящие доты. В конце концов гитлеровцы были выбиты отсюда окончательно — этот момент стал одним из эпизодов панорамы.

Как всякое художественное произведение, панорама наряду с историчностью, документальностью сюжета требует определённых обобщений, дополнений, насыщения содержания.

Поэтому её авторы прибегли к смещению во времени некоторых моментов битвы. Так, в панораме отражён исторический день 26 января 1943 года, когда наши войска расчленили окружённую вражескую группировку на две части. Здесь же представлены подвиги многих героев, совершённые в разное время битвы, но так, как будто всё происходит именно в этот день.

Художники увековечили на холсте героические поступки пулемётчика Н. Сердюкова, который грудью закрыл амбразуру дота; моряка-тихоокеанца М. Паникахи — он горящим бросился на фашистский танк с бутылкой горючей жидкости. На полотне запечатлены также санинструктор М. Королёва — героиня популярной книжки «Четвёртая высота», сержант В. Зайцев — прославленный снайпер, уничтоживший более 240 гитлеровцев, художник Г. Прокопинский — участник битвы, с этюдником на коленях рисовавший во время боя.

Подвиг Михаила Паникахи
Подвиг Михаила Паникахи

— О создании советской панорамы мечтал ещё Митрофан Борисович Греков,— говорит народный художник РСФСР Марат Иванович Самсонов, — Правда, он думал посвятить её Первой Конной армии, даже сделал прекрасные эскизы. Затем, после смерти Грекова, художники студии его имени тоже были увлечены идеей написать панораму, но уже о Перекопской эпопее. Война помешала осуществлению их замыслов. И вот теперь нам выпала честь претворить в жизнь мечты Грекова, наших художников-баталистов старшего поколения — написать первую советскую панораму «Сталинградская битва».

 

«Три десятилетия назад слово «Сталинград» вошло в словарный фонд всех языков мира,— писал в книге «Дело всей жизни» Маршал Советского Союза А. М. Василевский,— и с той поры напоминает о битве, которая по размаху, напряжению и последствиям превзошла все вооруженные столкновения прошлых времен». В канун 40-летия победы на Волге в городе-герое Волгограде открывается первая советская панорама — итог напряжённого труда замечательных мастеров Студии военных художников имени М. Б. Грекова, работа, которая займёт достойное место в ряду произведений советского изобразительного искусства, прославляющих бессмертный подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.

 

В. ШУМКОВ  

Журнал Юный художник №2  1982 г.

 

Создатели живописной панорамы «Сталинградская битва»:

Николай Яковлевич Бут (1928—1989)
Николай Яковлевич Бут (1928—1989)

Виктор Константинович Дмитриевский (1923 – 2006)
Виктор Константинович Дмитриевский (1923 – 2006)

Пётр Иванович Жигимонт (1914-2003)
Пётр Иванович Жигимонт (1914-2003)

Пётр Тарасович Мальцев (1907 – 1993)
Пётр Тарасович Мальцев (1907 – 1993)

Георгий Иванович Марченко (1913–1981)
Георгий Иванович Марченко (1913–1981)

Фёдор Павлович Усыпенко (1917-2000)
Фёдор Павлович Усыпенко (1917-2000)