Студёной зимой 1958 года у вершины Мамаева кургана в Волгограде вырос небольшой деревянный домик, в котором поселились семеро людей. И каждый день, несмотря на погоду, выбрав место на склоне кургана и установив этюдники, писали пейзажи. Это были художники-грековцы Н. Бут, В. Дмитриевский, П. Жигимонт, П. Мальцев, Г. Марченко, М. Самсонов и Ф. Усыпенко. А в домике разместилась их мастерская.
В гости к ним часто приезжали люди в военной форме — полковники, генералы и даже маршалы. Они подолгу ходили с художниками по кургану, что-то объясняли, показывая на остатки окопов и блиндажей, рассказывали. Потом вдруг возле кургана появлялись автомашины, танки, пушки. Раздавались автоматные очереди, гремела канонада, то там, то здесь вспыхивали пожары. Сквозь огонь и едкий дым с криками «ура» шли в атаку подразделения бойцов. Разгорались почти настоящие сражения. А художники, стараясь не упустить ни мгновения, делали наброски, этюды. Так почти двадцать пять лет назад началась работа над живописной панорамой «Сталинградская битва».
![](https://ruskartina.ru/images/uploaded/332-799bad5a3b514f096e69bbc4a7896cd9.jpg) |
— Как только был создан наш творческий коллектив, мы все с огромным желанием взялись за дело,— рассказывает старейший живописец-грековец, народный художник СССР Пётр Тарасович Мальцев.— Вдохновляла тема и масштабы её воплощения: отобразить на огромном холсте самое грандиозное, самое кровопролитное, решающее сражение Великой Отечественной войны. Ведь на каждый километр бессмертной земли Сталинграда приходилось около ста тысяч снарядов, мин и бомб! Канонада не смолкала месяцами, город превратился в сплошные руины, дни и ночи в нём бушевал пожар. Пылала даже Волга, покрытая нефтью, разлившейся из разрушенных хранилищ. Один только этот город оказал фашистам более упорное и сильное сопротивление, чем вся Европа!
![](https://ruskartina.ru/images/uploaded/304-c4f747a004eacd0473e8c1a07238f6b8.jpg) |
На протяжении нескольких лет каждую зиму выезжали художники на свою передовую — в мастерскую на Мамаевом кургане. Через газету «Красная звезда» они обратились к участникам великой битвы с просьбой рассказать о тех незабываемых днях. В ответ пришли тысячи писем, в которых бывшие фронтовики делились воспоминаниями о памятных эпизодах Сталинградской эпопеи. Их рассказы помогали живо представить обстановку боёв, наполняли воображение художников множеством фактов и деталей.
Авторы панорамы работали в архивах, знакомились с документами, изучали литературные материалы, отечественную и зарубежную кинохронику, консультировались с военачальниками. И продолжали писать этюды.
— Трудно даже представить, сколько за это время было сделано эскизов, набросков, зарисовок,— вспоминает народный художник РСФСР Виктор Константинович Дмитриевский.— У каждого из нас наверняка наберётся до трехсот этюдов самого различного характера. И это, конечно же, очень помогло, когда мы занялись эскизом панорамы.
Работа над эскизом «Сталинградской битвы» была сложной и кропотливой, со многим художникам пришлось столкнуться здесь впервые. Сначала каждый подготовил небольшой собственный вариант эскиза. Затем на одном из «военных советов», ставших традиционными, они обсудили эти предварительные наброски, отметили композиционные и живописные находки, удачные сюжетные решения.
В результате появился общий эскиз, на основе которого был нарисован углём круговой картон в треть натуральной величины произведения. На нём ещё раз выверили детали, уточнили расположение смысловых и цветовых узлов. И лишь после этого художники приступили к выполнению маслом рабочего эскиза, который и лёг в основу будущей панорамы.
Рабочий эскиз получился не только добротным в историческом и художественном отношении, но и эмоционально действенным. Показанный на выставках 60-х годов в Москве и Волгограде, он производил сильное впечатление. В нём нашли продолжение лучшие традиции русского панорамного искусства, будто наяву ощущалось напряжение жестокого боя.
— Разумеется, в одном живописном произведении — пусть даже таком огромном (размеры панорамы 16X120 метров) — не удалось бы сконцентрировать и показать все детали грандиозного сражения,— говорит заслуженный деятель искусств РСФСР Фёдор Павлович Усыпенко.— Оно длилось почти двести дней и ночей при участии миллионных армий, фронт растянулся на многие десятки километров. Поэтому по рекомендации военных консультантов центральной точкой обзора — своеобразным «наблюдательным пунктом», с которого мы как бы следим за боевыми действиями, был выбран Мамаев курган. Только отсюда можно хотя бы в главных чертах охватить взглядом поля сражений, сам город, ставший неприступной крепостью, и показать боевые операции больших армейских подразделений.
![](https://ruskartina.ru/images/uploaded/681-2665110210a6f191fe2f40e71f61d8db.jpg) |
К работе на холсте художники приступили лишь в августе 1980 года в тогда ещё не достроенном, предназначенном специально для панорамы здании комплекса музея «Сталинградская битва». Идея создания такого музея появилась уже в 1945 году, но к претворению её в жизнь приступили лишь спустя 20 лет. К этому времени Волгоград отстроился заново, только немногие руины остались в самом центре города. Немые свидетели войны, пережившие время, они производили куда более сильное впечатление, чем иные памятники или монументы.
Тогда и было решено включить в комплекс будущего музея: знаменитый Дом Павлова, стенку Родимцева, руины городской мельницы с остатками дымовой трубы, изрытые снарядами участки земли, ходы сообщения, огневые точки и здесь же создать единый музейный комплекс.
Образное решение ансамбля строилось, таким образом, на драматическом контрасте руин прошлого и светлых триумфальных форм современных сооружений.
Проект комплекса «Сталинградская битва» был разработан авторским коллективом волгоградских зодчих под руководством народного архитектора СССР, участника Сталинградской битвы В. Масляева.
![В. Масляев, архитектор (руководитель авторского коллектива). Перспектива комплекса музея и панорамы «Сталинградская битва». 1981 г.](https://ruskartina.ru/images/uploaded/875-8eb04c6b1df395738e797728939dab58.jpg) В. Масляев, архитектор (руководитель авторского коллектива). Перспектива комплекса музея и панорамы «Сталинградская битва». 1981 г. |
На центральной набережной города встанет эстакада, поднятая на опорах над священной землей. На ней будет демонстрироваться военная техника — самолеты, танки, легендарные «катюши», пушки. Вертикальной доминантой комплекса послужит обелиск в виде штыка, увенчанного знаменем. Обелиск посвящён присвоению Волгограду звания города-героя. В комплекс войдут музей с экспозиционными залами, четыре диорамы и панорама.
Смотровой площадкой панорамы станет крыша одного из водонапорных баков на вершине Мамаева кургана, на том самом месте, где величественно возвышается статуя Родины-матери. Бетонные баки, из которых до войны в город поступала питьевая вода, в ходе битвы превратились в настоящие доты. В конце концов гитлеровцы были выбиты отсюда окончательно — этот момент стал одним из эпизодов панорамы.
Как всякое художественное произведение, панорама наряду с историчностью, документальностью сюжета требует определённых обобщений, дополнений, насыщения содержания.
Поэтому её авторы прибегли к смещению во времени некоторых моментов битвы. Так, в панораме отражён исторический день 26 января 1943 года, когда наши войска расчленили окружённую вражескую группировку на две части. Здесь же представлены подвиги многих героев, совершённые в разное время битвы, но так, как будто всё происходит именно в этот день.
Художники увековечили на холсте героические поступки пулемётчика Н. Сердюкова, который грудью закрыл амбразуру дота; моряка-тихоокеанца М. Паникахи — он горящим бросился на фашистский танк с бутылкой горючей жидкости. На полотне запечатлены также санинструктор М. Королёва — героиня популярной книжки «Четвёртая высота», сержант В. Зайцев — прославленный снайпер, уничтоживший более 240 гитлеровцев, художник Г. Прокопинский — участник битвы, с этюдником на коленях рисовавший во время боя.
![Подвиг Михаила Паникахи](https://ruskartina.ru/images/uploaded/550-f3d40ec88575c8e576b8057490b9584c.jpg) Подвиг Михаила Паникахи |
— О создании советской панорамы мечтал ещё Митрофан Борисович Греков,— говорит народный художник РСФСР Марат Иванович Самсонов, — Правда, он думал посвятить её Первой Конной армии, даже сделал прекрасные эскизы. Затем, после смерти Грекова, художники студии его имени тоже были увлечены идеей написать панораму, но уже о Перекопской эпопее. Война помешала осуществлению их замыслов. И вот теперь нам выпала честь претворить в жизнь мечты Грекова, наших художников-баталистов старшего поколения — написать первую советскую панораму «Сталинградская битва».
«Три десятилетия назад слово «Сталинград» вошло в словарный фонд всех языков мира,— писал в книге «Дело всей жизни» Маршал Советского Союза А. М. Василевский,— и с той поры напоминает о битве, которая по размаху, напряжению и последствиям превзошла все вооруженные столкновения прошлых времен». В канун 40-летия победы на Волге в городе-герое Волгограде открывается первая советская панорама — итог напряжённого труда замечательных мастеров Студии военных художников имени М. Б. Грекова, работа, которая займёт достойное место в ряду произведений советского изобразительного искусства, прославляющих бессмертный подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.
В. ШУМКОВ
Журнал Юный художник №2 1982 г.
Создатели живописной панорамы «Сталинградская битва»:
![Николай Яковлевич Бут (1928—1989)](https://ruskartina.ru/images/uploaded/547-bf9895cb6fb0288b5df50eeac8aacaec.jpeg) Николай Яковлевич Бут (1928—1989) |
![Виктор Константинович Дмитриевский (1923 – 2006)](https://ruskartina.ru/images/uploaded/396-5aaf8d568dc4cfc312ffa2532a6ad621.jpg) Виктор Константинович Дмитриевский (1923 – 2006) |
![Пётр Иванович Жигимонт (1914-2003)](https://ruskartina.ru/images/uploaded/295-1caa0fcb528594282681dca1346a0fdd.jpg) Пётр Иванович Жигимонт (1914-2003) |
![Пётр Тарасович Мальцев (1907 – 1993)](https://ruskartina.ru/images/uploaded/238-b5a33b2e7c3068beaccc856de00854f3.jpg) Пётр Тарасович Мальцев (1907 – 1993) |
![Георгий Иванович Марченко (1913–1981)](https://ruskartina.ru/images/uploaded/11-f45d847e5cb542cc7c5a6b8fd33276cf.jpg) Георгий Иванович Марченко (1913–1981) |
![Фёдор Павлович Усыпенко (1917-2000)](https://ruskartina.ru/images/uploaded/781-3d6135057c39a6f7b97a3ed3113b87d3.jpg) Фёдор Павлович Усыпенко (1917-2000) |