Картины художника Владимира Гремитских

 

Живопись и графика московского художника Владимира Георгиевича Гремитских (1916-1991) Продажа картин без посредников.

Сайт принадлежит сыну художника Александру Гремитских.

Выдаётся сертификат подлинности. 

 

Новости
06.08.2020 ЗАГАДКА В СЕНТ-ЖЕНЕВЬЕВ-ДЕ-БУА 22.06.2020 ИЛЛЮСТРАЦИИ К СКАЗКАМ А.С. ПУШКИНА 11.06.2020 Поэзия отроческих лет. О выставке художника Н.М. Чернышёва. 04.06.2020 Заметка из газеты «Вечерняя Москва» 04.06.2020 Заметка из газеты «Московский художник» 04.06.2020 Из рубрики «Письма в «Правду» 26.05.2020 Современная японская национальная живопись школы «Нихонга» 18.05.2020 Мысли о советском искусстве 05.05.2020 Пережитое и прочувствованное 30.04.2020 Графике — «графические права» 02.04.2020 Арт-реальность Николая Седнина. Экскурсия по дому-музею. 15.03.2020 Советский художник Андрей Иванович Плотнов 15.03.2020 Отзывы читателей на статью "Художник Николай Синезубов" 14.03.2020 Художник Николай Синезубов 04.03.2020 Мир распахнутый и бесконечный 28.02.2020 Искусство искреннее и доброе 23.02.2020 Художник и поэт Владимир Абрамович Ковенацкий 19.02.2020 Реализм Бениамина Басова 12.02.2020 Мастер акварели и офорта 11.02.2020 ХУДОЖНИК-ПЕДАГОГ 04.02.2020 Заметка о художнике Владимире Гремитских в газете «Вечерняя Москва» 03.02.2020 Раздел "За рубежом" в журнале "Творчество" за ноябрь 1981 года 30.01.2020 МАСИ — Академия Нового Времени 26.01.2020 Дача "Саламбо" в Гурзуфе – место для души и творчества Константина Коровина 25.01.2020 Неизвестная жизнь Митрофана Грекова 24.01.2020 Чеховский пляж в Гурзуфе 14.01.2020 Комментарий к статье «Чем отличаются картина, этюд, эскиз и набросок? Что лучше, холст или картон?» 23.12.2019 В Академии Сергея Андрияки с 12 декабря начала работать эпохальная выставка Аркадия Александровича Пластова 18.11.2019 О статье «Чем отличаются картина, этюд, эскиз и набросок? Что лучше, холст или картон?» 30.10.2019 Рождение звезды в России: Орден «Звезда Виртуоза» (Stella Virtuoso) - высшая международная награда в области искусств 15.09.2019 Из книги Николая Седнина «РИСУНКИ ИЗ СОБЫТИЙ» Рассказы о жизни в искусстве 04.09.2019 Шедевр – что это? 04.08.2019 В магазине подержанных вещей в Нью-Йорке был куплен рисунок Эгона Шиле 24.07.2019 О современной культуре 10.07.2019 Аукцион Sotheby’s купил крупнейший владелец СМИ за 3,7 млрд. долларов 02.06.2019 «Портрет папы Иннокентия X» Веласкеса, этюды Ф. Бэкона и моё на то мнение 12.05.2019 Несколько слов о художественном познании 30.04.2019 Об этюде и картине 16.04.2019 О некоторых проблемах в художественном творчестве 22.02.2019 Грандиозный проект серии выставок картин И.Е. Репина 14.02.2019 Как я полюбил живопись 22.01.2019 Как постановление Правительства пошло во вред художникам 10.01.2019 Дискуссия на Facebook по поводу статьи А. Гремитских «Чем отличаются картина, этюд, эскиз и набросок? Что лучше, холст или картон?» 28.12.2018 Подарок мужчине на юбилей - картины на тему охоты и рыбалки. 27.12.2018 Декабрь 2018 года. Последние торги на аукционах Запада. 09.12.2018 Зима. На ВДНХ открывается музейный сезон. 06.12.2018 О статье Александра Гремитских «Чем отличаются картина, этюд, эскиз и набросок? Что лучше, холст или картон?» 28.11.2018 Фредерик Грант Бантинг - учёный, военный врач, художник 18.11.2018 О важности документов на произведения 07.11.2018 «Мейд ин Чайна» 26.10.2018 Светлой памяти прекрасного мастера живописи, русского, советского художника Анатолия Левитина 22.10.2018 КАК точно выставить цену за картину художника 20.10.2018 Искусство и Бизнес: клиенты, продажи 07.10.2018 Сайт продажи живописи и графики "Яварда" 03.10.2018 Зеркало российского искусствознания 30.09.2018 Об «оскорбительных» для художника предложениях цены за картину 30.09.2018 Новая звезда на небосклоне искусства 29.09.2018 Советы художнику 28.09.2018 О некоторых типах посетителей художественных выставок 16.09.2018 Влияние Октябрьской революции 1917 года на мир искусства 30.08.2018 К вопросу о стоимости живописи 15.08.2018 Триумф картин художников шестидесятых годов 07.07.2018 6-й сезон Международного конкурса искусств «Art. Excellence. Awards.» объявляется открытым! 04.07.2018 О значении рамы для картины 03.07.2018 Об одной картине художника Владимира Гремитских. Розы, Масловка, трамвай… 03.07.2018 Путин выбирает соцреализм 03.05.2018 Музей русского импрессионизма: создание, коллекция, выставки 04.03.2018 Академическая дача им. И.Е. Репина – творчество и отдых 16.02.2018 Творчество Владимира Георгиевича Гремитских 17.01.2018 О художнике В.Г. Гремитских 15.01.2018 Владимир Георгиевич Гремитских – советский художник 19.12.2017 Преемственность в русской живописи от передвижников до настоящего времени 02.12.2017 Картины советского художника Владимира Георгиевича Гремитских 07.11.2017 Живописная импровизационная музыка - тонализм 06.10.2017 Традиции реализма в русской и советской живописи 22.09.2017 Гремитских Владимир Георгиевич – художник с большой буквы 06.09.2017 Русский импрессионизм. Зарождение, его развитие, преемственность в советской живописи 30.08.2017 Ранний русский авангард – художественное объединение «Бубновый валет» 28.08.2017 Гремитских Владимир Георгиевич, картины разных лет. 27.08.2017 Картины художников в смешанной технике 13.08.2017 Картины темперой – эстетическое удовольствие на века 12.08.2017 Крымский пейзаж в творчестве московского художника Владимира Гремитских 11.08.2017 Акварель русских художников - естественность и лёгкость восприятия мира 10.08.2017 Рисунки художников в технике пастели. 08.08.2017 Неповторимые и прекрасные картины гуашью 07.08.2017 Картины акрилом: свежо, современно, неповторимо 18.06.2017 Итоги последних Русских Торгов в Лондоне 13.05.2017 ИСТОРИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ, май 2017 г. 05.05.2017 Событие в "Гараже" 2017. Не пропустите! 02.05.2017 Советское искусство наконец-то признали европейским 02.05.2017 Сhristie’s в Москве 12.02.2017 Отзывы посетителей о выставке к 100-летию художника Владимира Гремитских 06.02.2017 Персональная выставка живописца Владимира Гремитских к 100-летию со дня рождения художника. 11.01.2017 Нежная и чувственная акварель Ирины Ломановой 18.12.2016 Уходя – не ушёл 23.11.2016 Отечественные пейзажи в память потомкам 25.10.2016 Талантливый человек талантлив во всём. Слово о художнике Владимире Николаевиче Лебедеве. 18.08.2016 Жизнь и творчество художника Сергея Васильевича Герасимова 23.07.2016 О художнике Аркадии Александровиче Пластове 28.06.2016 Почему так популярны картины художников в сказочно-былинном жанре? 28.06.2016 Натюрморты с овощами 28.06.2016 Историческая картина 09.06.2016 РЫЦАРЬ БЕЗ СТРАХА И УПРЕКА 01.06.2016 Разноплановое дарование Григория Шегаля 18.05.2016 Летние пейзажи: великолепие родной природы 16.05.2016 Выставка живописи «Лирика русской природы» 29.04.2016 Ольга Курзанова – художник нашего времени 29.04.2016 Николай Горлов – советский импрессионист 26.04.2016 Андрей Ковалевский – почувствуйте родную землю через его картины 18.04.2016 Весенний пейзаж в творчестве советских и постсоветских художников-реалистов 07.04.2016 Владимир Георгиевич Гремитских — уникальный человек и талантливый художник 19.03.2016 Жизнь и творчество Юрия Петровича Цыганова 17.02.2016 Творчество художницы Ирины Ломановой 04.02.2016 Картины Владимира Гремитских: талант вне времени и эпохи 15.01.2016 Игорь Павлович Рубинский и Павел Игоревич Рубинский – семейные художественные традиции 28.12.2015 Советский график Соломон Самсонович Боим 15.12.2015 Художник Павел Семёнович Семячкин 09.12.2015 Тверской график Евгений Дмитриевич Светогоров 02.12.2015 Борис Вячеславович Иорданский 26.11.2015 Алексей Иванович Деньшин 17.11.2015 Костромская художница Ирина Рыбакова 10.11.2015 Пензенский живописец Василий Матвеевич Беликов 30.10.2015 Отец и сын Рубинские 25.10.2015 Московская художница Ольга Курзанова 17.10.2015 Казанская художница Рушан Якупова 11.10.2015 Казанский художник Харис Якупов 06.10.2015 Акварелист Александр Фёдорович Карпан 29.09.2015 Художник Энвер Ишмаметов 23.09.2015 Художник Валерий Маковой 19.09.2015 Отзыв об электронной галерее ruskartina.ru 17.09.2015 Картины Владимира Волосова 14.09.2015 Художник Владимир Волосов 12.09.2015 Художник Виталий Стройнов 10.09.2015 В каждой картине раскрывается потенциал художника 07.09.2015 Правильный выбор мольберта для работы на улице и в помещении 04.09.2015 Живая акварель Ирины Ломановой 27.08.2015 В каждом из нас есть художник 11.08.2015 Роза пахнет розой, хоть розой назови её, хоть нет. 05.08.2015 Русская охота в живописи 26.07.2015 Скромная красота русских деревень 22.06.2015 Там, наверху, только и разговоров, что о море 04.06.2015 Неужели не я, освещённый тремя фонарями?.. 12.05.2015 Блеск и загадка акрильной живописи 13.04.2015 Две судьбы 30.03.2015 Первым делом, первым делом самолёты... 24.03.2015 Славянские боги, оживлённые художником 27.01.2015 Художник, который дарит радость 23.01.2015 Что есть наш сайт (Письмо сына художника В.Г. Гремитских сыну художника В.М. Беликова) 20.01.2015 Творческая лаборатория Александра Карпана. (статья из каталога Витебск, 2002) 07.01.2015 Павел Весёлкин 29.12.2014 Письмо администратору сайта. 24.12.2014 Виталий Стройнов стал призером XIV международного конкурса «Вернисаж-2014» 17.12.2014 О художнике Игоре Тужикове 12.12.2014 Аравийские холсты 29.11.2014 Приглашение на сайт 14.11.2014 Выставка на проспекте Мира, 68 14.11.2014 Галерея "На Шаболовке" 14.11.2014 Выставка "Весна идёт!" в Костроме 13.11.2014 Выставка художников Марии Смерчинской и Ирины Беляевой «Чувства». 12.11.2014 Передвижной выставочный проект 20.10.2014 Чем руководствоваться при покупке живописи? Надо ли верить профессионалам?
Графике — «графические права» увеличить изображение
Графике — «графические права»

Большая многожанровая, или, как принято её называть, межсекционная выставка, объединяющая под одной крышей живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное и театрально-декорационное искусство,— организм сложный. Его качества и работа почти целиком зависят от «здоровья» составных частей — экспозиций отдельных разделов.

Помимо общего замысла, диктуемого тематикой и целевыми установками, такая «выставка выставок» не может игнорировать существующие принципы экспонирования, разные для отдельных видов искусства.

 

Создателям экспозиции как бы вменяется в обязанность сохранить равновесие между двумя разнонаправленными процессами: с одной стороны, надо выявить специфические черты данного вида искусства, с другой — подчинить многообразие единству, что влечёт за собой неизбежную «рядоположенность», то есть сходство непохожего.

Для живописи, скульптуры, декоративного искусства и дизайна подобная рядоположенность возможна лишь на стилевом уровне, ввиду самых общих тенденций. Она не грозит нивелировкой благодаря самоочевидной разности «материала» этих искусств.

Основной ущерб здесь наносится графике. Размещаясь обычно за живописным, графический раздел выставки все чаще выглядит ослабленной копией своего «ведущего собрата». Причин тому несколько, и мы попробуем назвать их.

Вспомним любую экспозицию в Центральном выставочном зале (Манеж). Первое, хотя и не самое существенное, что бросается в глаза, — промежуточность графических выгородок. Отгороженное наподобие узких коридоров пространство становится проходным во всех значениях этого слова. Кроме того, эти «залы» обычно отделены друг от друга обширной площадью неграфических экспозиций. Память зрителя по существу не в силах удержать связь между разорванными в пространстве графическими «стенками».

В основе такого принципа (если это, действительно, осознанный принцип) лежит стремление связать насыщенный для восприятия живописный раздел с другими, равными по значению, через графику.

 

Исключением из подобной практики экспонирования за последние годы была, пожалуй, лишь Московская зональная выставка 1980 года, где ощущалась попытка сохранить за графикой независимый статус.

 

Итак, графика как средство связи?

 

В отношениях между произведениями внутри графического раздела есть несколько «камней преткновения».

Первый из них — смешанное сосуществование эстампа с уникальной графикой — темперой, акварелью, гуашью. Опыт наблюдения за созданием графических экспозиций в Манеже показывает, что в основу кладётся, как ни странно, декоративный «эффект», практически не применимый к материалу эстампа и рисунка.

В стремлении следовать тем же принципам организации, что и в живописном разделе, стенки тоновой графики «разрежаются» или «нагружаются» цветными пятнами. И чаще всего роль такого «перерыва постепенности» отводится произведениям, выполненным в уникальных техниках.

Произвольное, по чисто колористическим принципам, включение, например, гуашей в группу чёрно-белых литографий подчас влечёт за собой результат парадоксальный: красочный «удар» ослабляет восприятие эстампа, предполагающее внимание к пластике тона, а монохромное окружение выявляет в гуаши её слабости с точки зрения чисто живописных качеств.

И. Кузминскис «Вильнюс строится» 1977 г.  Цветная линогравюра
И. Кузминскис «Вильнюс строится» 1977 г. Цветная линогравюра

Однако важнее всего тот общий урон, который несёт от подобного механистического соединения жанровое ощущение графичности, той совокупности видовых качеств рисунка, станкового эстампа, книжной иллюстрации, которую нет необходимости здесь расшифровывать.

Наше наблюдение, конечно, не абсолютно: теоретически произведение, выполненное в уникальной технике, может вполне закономерно соседствовать с эстампом и рисунком. Но что происходит на практике?

 

Здесь, видимо, настало время обратиться к примерам, которые мы почерпнём из недавней экспозиции Всесоюзной выставки «Мы строим коммунизм».

 

Оговоримся сразу: упоминая те или иные произведения, мы будем противопоставлять их друг другу, в большей степени исходя лишь из их уместности в графическом разделе.

 

Оказывается, что из всей массы произведений уникальной графики только акварели В. Алфеевского «По Москве» и серия И. Обросова «Москва социалистическая» (гуашь, темпера) органично продолжали визуальный графический ряд.

 

В подавляющем большинстве остальных господствовал принцип живописности в пространственно-композиционных, колористических и фактурных характеристиках.

Результат — жанровая размытость графического раздела, где наряду с собственно графикой— цветной, чёрно-белой располагаются произведения «активно» живописные, имитирующие письмо маслом (А. Дудников «Моя Москва»), «нейтрально» живописные Бруни «БАМ»), решённые по принципу театрального эскиза (Р. Бем «Знамёна»)...

Преобладает же тяга к «картинности»: она и в пространственных решениях, и в стремлении к увеличению формата (А. Кадушкин «По ленинским местам»), и даже в имитации под живопись в тиражируемых техниках (гравюры на картоне Ю. Атланова «Будни романтиков»).

Ю. Атланов Из серии «Будни романтиков» 1979 г. Цветная гравюра на картоне
Ю. Атланов Из серии «Будни романтиков» 1979 г. Цветная гравюра на картоне

Добавьте сюда для полноты картины рисунок, иллюстрацию и эстамп, и получится тот «ноев ковчег», который именуется графическим разделом.

Хочу быть правильно понятой, речь идёт не о том, чтобы графика звучала однообразно, единоподобно, монохромно, однолико; это неминуемо обеднило бы её экспозицию. Тем не менее, существуют представления о границах разных видов искусства, некие законы сопоставимости, соблюдения которых вправе ждать зритель, и, наконец, фактор цельности восприятия. Последний предполагает некие глубинные логические связи между произведениями внутри экспозиции.

 

Возможно, интересен был бы эксперимент выделения уникальной графики в особый раздел между живописным и графическим. Такая промежуточность оправдана: ведь в большинстве случаев произведения, выполненные акварелью и гуашью, «ушли» от графики; от живописи их отличает только материал — бумага, картон.

 

Особо оговоренная, междужанровость подобного раздела лишь выявила бы специфику составляющих его произведений и не затрагивала бы особенностей окружения.

Предвижу, что это предложение вызовет немало возражений. Однако сейчас, когда художники и критики всё чаще жалуются на косность экспозиционной практики, требующей обновления, даже и отрицательный результат предлагаемого опыта был бы небесполезен.

 

Нельзя, безусловно, полагать, что разделение эстампа и уникальной графики стало бы универсальным залогом удачной экспозиции. Ведь подчас ещё более противоречивы и сложны отношения между собственно графическими произведениями внутри раздела.

Среди множества признаков, по которым один эстамп отличается от другого, вероятно, существует и целевой, узко-практический: для чего предназначено произведение, как и в каких условиях следует зрителю общаться с ним?

Большинство попадающих на выставки эстампов принадлежат к двум категориям: первые — явно приурочены к выставке по предполагаемому способу восприятия с большого расстояния; вторые — определяют какой-то этап работы художника и вырваны из целостного контекста его творческой «кухни».

Р. Эйхорн «Джамиля» 1979 г. Цветной офорт
Р. Эйхорн «Джамиля» 1979 г. Цветной офорт

Увы, положение вторых явно незавидно. Показывая зрителю один-два листа, по существу лишь фрагмент сложных и протяжённых во времени поисков, график может рассчитывать на успех лишь у той аудитории, которая знакома с общим руслом его творчества, на специалистов и любителей именно графического искусства.

 

Гораздо более ощутимые плоды даст установка на заведомую выставочность, создание подчёркнуто законченных произведений, обычно соединяемых в серию, броских либо своей декоративностью, либо укрупнённостью размеров, словом, чертами некой внешней монументальности.

 

Здесь нет нужды придумывать дефиницию выставочного эстампа, ибо представляется возможность отослать читателя к статье Б. Бернштейна («Творчество», 1981, № 4), острополемически ставящей вопрос о самом существовании на выставке этого вида графики.

Р. Эйхорн Из серии «Читая Чингиза Айтматова» 1979 г. Цветной офорт
Р. Эйхорн Из серии «Читая Чингиза Айтматова» 1979 г. Цветной офорт

Во многом присоединяясь к мнению Бернштейна, позволим себе длинную цитату: «Искусство эстампа по природе своей предназначено для общения другого (не выставочного.— А. Д.) типа — камерного, интимного, личностного... Эстамп уже поставлен перед выбором — либо остаться самим собой и, следовательно, быть осуждённым на восприятие в неадекватных условиях либо приспосабливаться. Во втором случае, как показывает опыт, тоже есть два пути. Один — сделать эстамп «плоскодонным», легко, быстро и окончательно исчерпаемым».

Думается, что рост «плоскодонных» эстампов если не ведёт к размыванию границ графической экспозиции, как неудачные альянсы с уникальной графикой, то во всяком случае требует каких-то новых критериев жанровых оценок.

«Плоскодонность», на мой взгляд, отнюдь не означает примитивности и элементарности, хотя это, конечно, и не благородная простота. Порой она оперирует именно внешней перенасыщенностью изобразительных средств, пространственным плюрализмом, даже символикой, правда, достаточно облегчённой.

Главная же характеристика этого явления — установка на разовое, мгновенное постижение зрителем пластически-смыслового потенциала произведения, что, с точки зрения классического эстампа, приучает зрителя к поверхностности восприятия.

Однако истины ради следует сказать и о значительных произведениях, находящихся на стыке эстампа и плаката, в которых определяющими качествами были все те же броскость, эффектность, расчёт на быстрое прочтение.

Произведениям подобного рода (например, ранним эстампам А. Плахова, О. Гречиной, В. Шмохина) нельзя было отказать в современности ощущения и претворения каких-то сторон действительности. Порой, правда, эта современность переходила уже в нечто нарочитое.

Очевидно, что графику «быстрого прочтения», как и графику, где используются приёмы монтажа, документа, следует анализировать с учётом её генетических связей: ведь она во многом питается фотоплакатом и кинематографом. Не удивительно, что зачастую в ней деформируется графический образ в его традиционном понимании. И нередко это происходит в ущерб ёмкости, глубинной содержательности.

 

Вспомним серию В. Шмохина «Женщины мира в борьбе за мир» — весьма характерный пример политической графики, где создан как бы «журнальный» жанр эстампа. Этому способствует концентрация расхожих знаков темы на плоскости листа, повторы и синонимы изобразительных символов, некая нарочитая «одномерность» художественного пространства. 

В. Шмохин «Международная солидарность» Из серии «Женщины мира в борьбе за мир» 1979 г. Цветная автолитография
В. Шмохин «Международная солидарность» Из серии «Женщины мира в борьбе за мир» 1979 г. Цветная автолитография

С одной стороны, Шмохин вполне адекватно реализует свой замысел, создав образ газетного, злободневного репортажа. Но издержки с чисто графической образно-пластической стороны весьма весомы — возникает ощущение «обложечности», формальной облегчённости, в целом не свойственной этому художнику. И в этом — одна из опасностей «плоскодонности».

 

Другой пример — шелкографии Н. Благоволина «Открытие памятников революции». В них в качестве основной эстетической ценности выступает стихия чистого документа с примесью почти неизбежного ныне «ретро».

Листы Благоволина, при всей их очевидной связи с монтажной фотографикой 1920-х годов, страдают от некоторой расплывчатости авторского отбора фактов, расположенных как клейма вокруг центральной композиции. Применённый художником принцип в кинематографе носит название полимонтажа, и, возможно, именно на стыке двух искусств, графики и кино — лежит объективная оценка серии художника. Исходя из традиций эстампа, определение их жанровой специфики — затруднительно.

 

Мы остановились именно на произведениях В. Шмохина и Н. Благоволина с выставки «Мы строим коммунизм», можно было бы назвать и другие имена. В сущности, творчество этих художников лишь демонстрирует некую общую тенденцию эстампа, возникшую в молодёжном, да и не только в молодёжном искусстве начала 1970-х годов и ныне ещё развиваемую рядом графиков среднего поколения. И нам кажется, что одна из причин рождения этой тенденции, и немаловажная, — выставочная практика: художник вынужден подчиняться диктуемым ему экспозиционным условиям и стремится к тому, чтобы его работы «не затерялись» среди множества других.

 

Не нужно консервировать поэтику классического эстампа, искусственно сужать его возможности. В эстампе более, чем в других видах графики, невозможно двигаться вперёд без эксперимента, как во внутренних областях (технике печати, например, так и в пограничных с другими видами искусства. Широко взаимодействуя с книжной иллюстрацией, плакатом, промграфикой, станковый эстамп в наши дни неизбежно подвергается влияниям и воздействует сам.

 

И всё же, возвращаясь к тому, с чего мы начали, повторим: межсекционная «выставка выставок» имеет свои «правила игры. Они предусматривают не только «встречу всего со всем» (по выражению Б. Бернштейна), но и последовательное открытие зрителю ценности всякого вида художественного творчества, взятого в отдельности.

Недостатки экспозиционной практики, как и приспособление к ним художников, вправе умалять испытанный временем высокий престиж искусства графики. Словом, графика требует своих, «графических прав», ей необходима автономность.

 

А. Дехтярь

журнал "Творчество" № 11 1981 год

 

Г. Кроллис «Венский дневник» Правая часть триптиха 1978-1980 гг. Офорт
Г. Кроллис «Венский дневник» Правая часть триптиха 1978-1980 гг. Офорт

П. Улас «Городская горка с первым снегом» 1979 г. Мягкий лак
П. Улас «Городская горка с первым снегом» 1979 г. Мягкий лак

Р. Эйхорн Из серии «Читая Чингиза Айтматова» 1979 г. Цветной офорт
Р. Эйхорн Из серии «Читая Чингиза Айтматова» 1979 г. Цветной офорт

..