ДОРОГА. О ХУДОЖНИКЕ АЛЕКСАНДРЕ ГЕРАСИМОВЕ
К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А. М. ГЕРАСИМОВА.
Когда Александр Герасимов, уезжая учиться, пришёл прощаться с отцом, тот сидел на возу и торговал огурцами. Вот от этой доли — лавочника, мелкого купца, прасола и бежал к искусству Герасимов. А было ему в ту пору лет уже немало — целых 22 года...
Позади осталось уездное училище, где только география и история давали простор мечтам и звали куда-то в даль. Но «дали» не было — была лавка, в которой, словно в клетке, приходилось сидеть целый день и заниматься «делом». Дело же было — торговля и деньги...
От самого Козлова на север и на юг, на восток и на запад начиналась великая страна. Все прикозловские дороги исколесил Александр с едущим по торговым делам отцом. Летом ехали на телеге, зимою, укутавшись тулупом, в санях. Солнце сменялось луною. Пахли цветы, и сверкали речушки, а дорога шла все дальше и дальше — куда?..
Потом в руки Александра попала книга — Алексей Кольцов. Был Кольцов, как и Александр, сыном прасола, а стал на всю Россию поэтом... Стихи Кольцова, как тропинка, привели Герасимова к целому миру книг.
Однажды такой случай вышел: в одной из лавок взял приказчик лист бумаги и при 14-летнем Саше лошадь нарисовал. Саша затаил дыхание — лошадь побежала, будто живая. Азартен и смел был Саша с детства: тут же при всех взял карандаш и приказчикову лошадь срисовал. Не хуже вышла!
Стал сын прасола все свободное время рисовать и читать. А тут ещё девушка, которую он любил, беспрестанно твердит: хоть он, Александр, первый в городе по кулачным боям, купаньям в проруби и полёту на тройках, а всё равно неуч малограмотный, ничему серьёзно не учён...
Решился Александр, простился с отцом и уехал на тяжкую учёбу в Москву. Трудился он богатырски. В Московском училище живописи, ваяния и зодчества не один, а два факультета окончил: живописи и архитектуры.
К концу жизни знал Герасимов четыре иностранных языка. Но главной целью стала для него живопись. Учился он у лучших художников России, но более всего пленяли его А. Архипов и К. Коровин: смелостью и талантливостью мазка, счастливой способностью поймать на кончик кисти солнце, умением разглядеть неожиданные оттенки цвета. Смотришь на розу написанную — вся она перед тобой живая, трепещет, и каждый пастозно положенный мазок можешь разглядеть отдельно: словно художник на твоих глазах эту розу красками лепит...
С первых самостоятельных работ принёс Александр Герасимов в искусство свою тему: «Я писал широкие поля, большие дороги, степи, вспаханный чернозём, и даже самое название моих картин отделяло меня от остальных художников. Мне тогда казалось, что не было таких художников, которые передавали бы эти просторы, поля, ночь в степях, костры на больших дорогах».
Детскую любовь к дороге, к полям и лугам вложил Герасимов в свои пейзажи, а в портреты — восхищение ярким, смелым, талантливым человеком. Он искал образы неожиданные, контрастные...
Его одинаково привлекали юность и старость, портрет официальный и камерный, железная воля военачальника, вырвавшегося из горнила боёв, и гармоничное движение балерины, послушно повторённое зеркалом.
Шестидесятилетию со дня рождения В. И. Ленина посвятил мастер картину «В. И. Ленин на трибуне». Её можно назвать одним из лучших портретов Ленина: летит по ветру шёлк знамён, Ленин говорит с народом, и толпа людей кажется огромной, бессчётной, словно включила в себя всё человечество. Композицией, цветом, хмурым и взволнованным небом, масштабом ленинской фигуры, жестом рук, очерком говорящего рта художник выразил главное — полное слияние воли и мыслей вождя с волей и мыслями слушающей его толпы.
Большую дорогу прошёл Герасимов — от полуграмотного мальчика, влюбленного в красоту степей, до крупного общественного деятеля, первого президента Академии художеств СССР, до художника виртуозного мастерства.
АРИАДНА ЖУКОВА
Журнал Юный художник №9 1981 г.
На аватаре: А. Герасимов. (1881 — 1963). Автопортрет. Бумага на картоне, тушь, перо. 1936 г.
А.М. Герасимов «В.И. Ленин на трибуне» Холст, масло. |