Появление в 1822 году в Лувре на ежегодной выставке Салона картины Делакруа „Данте и Виргилий" было подобно грому среди ясного неба. Публика толпилась возле работы двадцатичетырёхлетнего художника, имя которого быстро приобрело широкую известность. Это большое полотно заговорило смело и сурово о страдании и правде, о надежде и горе.
Эжен Делакруа «Ладья Данте» (Данте и Виргилий) 1822 г. Холст, масло. Размер: 189 × 241 см. Лувр. |
Эжен Делакруа (1798—1863 гг.) родился в семье адвоката, в прошлом министра республики Шарля Делакруа. Отец его рано умер. Мальчика взял к себе на воспитание дядя по матери художник Анри Ризенер. Он-то и привил мальчику любовь к изобразительному искусству.
В 1816 году Эжен поступил в ученики к живописцу Герену. В его мастерской он подружился с Теодором Жерико, прославившимся впоследствии первой в истории изобразительного искусства романтической картиной „Плот „Медузы". Дружба с Жерико оказала большое влияние на формирование молодого художника, который после преждевременной смерти Жерико, оказался во главе французского романтизма и стал одним из его выдающихся представителей.
Теодор Жерико. Плот «Медузы». 1819 г. Холст, масло. 491 × 716 см Лувр, Париж |
Для Эжена Делакруа характерны большие, многофигурные композиции, полные драматического напряжения, неудержимой фантазии и бурной порывистости. Работал он быстро. Его кисть летала стремительно, нанося крупные размашистые мазки. Всё у него в движении, в кипении, в столкновении красок, света и тени. Вопросам колорита Делакруа всегда уделял большое внимание, интересовался проблемой гармонического сочетания красок, применения цветовых контрастов.
Как и всех передовых представителей современной ему интеллигенции, Делакруа не могли не волновать политические события, происходившие у него на родине и в мире. В 1824 году он создаёт свою знаменитую картину „Резня на Хиосе", явившуюся живым откликом на исторические события национально-освободительного движения греков.
Эжен Делакруа «Резня на Хиосе» 1824 г. Холст, масло. 419 × 354 см Лувр, Париж, Франция |
Французская революция 1830 года захватила художника с такой силой, что он создаёт картину „28 июля 1830 года" („Свобода на баррикадах"), ставшую ярчайшим произведением революционного романтизма.
С проникновенной убедительностью и реализмом Делакруа изображает парижан, сражавшихся на баррикадах 28 июля 1830 года. Не перегружая картину фигурами, он создает иллюзию массовости сцены. Тут и молодой рабочий, и студент, и даже маленький Гаврош, предводительствуемые Свободой в образе молодой женщины с развевающимся национальным знаменем в одной руке и с ружьём в другой. В картине звучат и ярость сражения, и скорбь о погибших, и торжество победившего народа.
Эжен Делакруа «Свобода, ведущая народ» (Свобода на баррикадах) 1830 г. Лувр, Париж, Франция |
В 1833 году Делакруа едет в Северную Африку. Там его привлекает всё необычайное, яркое, экзотическое: он ищет эпизоды, в которых проявилась бы цельность и сила человеческого характера, его решительность и смелость („Львиная охота в Марокко", „Марокканец, седлающий коня", „Алжирские женщины", „Охота на тигров"). До конца своей жизни Делакруа не раз возвращался к африканской теме.
Эжен Делакруа «Марокканец, седлающий коня». 1855 г. Холст, масло. 56 × 47 см Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург |
Эжен Делакруа «Охота на львов в Марокко». 1854 г. Холст, масло. 74 × 92 см Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург |
Среди многочисленных исторических картин художника большую известность получило полотно „Взятие крестоносцами Константинополя" (1840). И здесь он выступает новатором, выдвигая на передний план не подробности хода событий, а человеческие судьбы.
Эжен Делакруа «Взятие крестоносцами Константинополя» 1840 г. 410x498 см Лувр, Париж |
В творческом наследии художника несколько замечательных портретов, раскрывающих внутренний мир таких выдающихся творческих личностей его эпохи как Шопен, Жорж Санд, Паганини.
Художественное наследие Делакруа велико. Им создано около десяти тысяч произведений, в том числе до тысячи картин, свыше тысячи пятисот акварелей и пастелей, семь тысяч рисунков, много литографий, росписей, украшающих дворцы и церкви Парижа.
Эжен Делакруа «Паганини» |
Целые поколения учились у Делакруа, особенно же сильное влияние его живопись имела на импрессионистов и постимпрессионистов.
На протяжении сорока лет художник вёл свой „Дневник", в котором с большой силой отражена художественная жизнь Франции той эпохи.
Открытие новых путей для развития искусства яркого и действенного, обращённого к лучшим чувствам людей, стали содержанием всей жизни Делакруа — этого „борца за свободу в искусстве", как назвал его Репин.
ТАТЬЯНА ВУЧЕВА
Журнал "Картинная галерея" (издание Союза болгарских писателей и Союза болгарских художников) № 9, 1983 г.
На аватаре: Эжен Делакруа «Автопортрет» 1837 г.