НА ВОЛЖСКИХ БЕРЕГАХ
Замысел написать картину о легендарном герое Чапаеве возник у Венира Кныжова ещё в пору учёбы в институте. Приезжая домой на каникулы в Поволжье, он встречался с соратниками Чапаева, слушал их рассказы о талантливом командире, ставшем во главе революционной дивизии. Счастливым случаем в жизни считает Венир Кныжов тот факт, что он попал в батальную мастерскую Е. Моисеенко. Для дипломной работы он выбрал «Севастопольскую оборону», но одновременно делал и первые эскизы к «В. И. Чапаеву». Сейчас, отдавая все силы завершению большого исторического полотна, художник полон новых замыслов, рождённых сегодняшним днём.
Венир Романович Кныжов «Защитники Севастополя» 1963 г. Холст, масло. 168х296 см Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств. |
Венир Романович Кныжов «В. И. Чапаев» Xолст, масло. 1964 г. В процессе работы. (Репродукция из журнала «Художник» № 6, за 1964 г.) |
Попадая в мастерскую Георгия Кикина, рассматривая его графические листы, наброски и рисунки, понимаешь, что сейчас главная его тема — Волга.
Три лета подряд на моторной лодке совершал Кикин поездки по Волге. Для него это не было простым путешествием. Поездка по Волге — увлекательная встреча с миром старого и нового: здесь и древняя Русь с великолепными памятниками архитектуры, простоявшими столетия, и новые города и новые моря, жизнь которых исчисляется несколькими годами, а иногда и месяцами.
Из всего, написанного художником, складывается как бы два цикла «По волжским берегам» и «Новые берега». В первую группу входят главным образом ранние работы. Они почти все написаны с натуры. Это своеобразный репортаж о том, что увидел автор на Волге. Рядом с живыми жанровыми сценками мы встречаем рисунки, где запечатлены строгие и величественные формы горьковского и казанского кремля, лёгкие пропорции деревянного зодчества.
Георгий Георгиевич Кикин «Казань. У Кремля» Из серии «По волжским берегам». Бумага, гуашь, уголь, темпера. 1962 г. Мурманский областной художественный музей. |
В серию «Новые берега» входят работы, сделанные уже в Куйбышеве, после окончания художественного училища. В них автор передаёт не отдельные впечатления от поездки, а стремится раскрыть обобщённый образ новой Волги.
Георгий Георгиевич Кикин «Начало моря» 1964 г. Бумага, гуашь. Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки. |
В 1964 году с группой художников Георгий Кикин выезжал на одну из ударных комсомольских строек. Его внимание привлекли и современные индустриальные пейзажи, и величественные интерьеры новых цехов, но больше всего — люди. Сейчас слишком рано говорить о результатах этой интересной командировки, но хотелось бы в новых картинах художника увидеть то, что увлекло его на стройке «Большой химии».
А. БАСС
Журнал «Художник» № 6, 1964 г.
Георгий Георгиевич Кикин «Нижний мол. Куйбышевская ГЭС» 1963 г. Картон, темпера, уголь. 50х70 см Самарский областной художественный музей. |
Георгий Георгиевич Кикин «Молодёжное кафе» 1960-е гг. Бумага, гуашь, карандаш. 49,4х35 см Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева. |
Георгий Георгиевич Кикин «Кинешма. Мост» 1963 г. Бумага, карандаш, темпера, уголь. 38х70 см Самарский областной художественный музей. |
Георгий Георгиевич Кикин «Лодки» 1960 г. Бумага, карандаш. 34х48 см Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева. |
Георгий Георгиевич Кикин «В порту» 1960 г. Бумага, карандаш. 48х34 см Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева. |
Георгий Георгиевич Кикин «Автопортрет» |
Венир Романович Кныжов у себя в мастерской. |
Венир Романович Кныжов «Вступление Красной Армии в Самару» 1969 г. Холст, масло. 180x250 см Самарский областной художественный музей. |
Венир Романович Кныжов «Дорогами войны» 1985-1989 гг. |
Венир Романович Кныжов «Пейзаж с лодкой» Конец 60-х - начало 70-х годов |
Венир Романович Кныжов «Сосны в горах» 1970-е годы |
Венир Романович Кныжов «Девочка с мишкой» 1975 г. ДВП, масло. 72х53,5 см |
Венир Романович Кныжов «Сельский кузнец М. Григорьев» 1979 г. Холст, масло. 149х130 см |