В мае 1976 года в СССР открылась выставка произведений японской национальной живописи из музея «Яматанэ». Выставка экспонировалась в Государственном Эрмитаже в Ленинграде, в Государственном музее украинского искусства в Киеве, а также в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве.
Вниманию читателя предлагается вступительная статья к каталогу этой выставки, знакомящая русского читателя с основными направлениями традиционной японской живописи.
В современной японской живописи существуют два основных направления — традиционная школа “нихонга” и западная школа. “Нихонга” берёт своё начало в живописи, развивавшейся в странах Азии ещё в давние времена; западное же направление получило распространение в Японии лишь в XIX веке под влиянием европейских мастеров кисти. Если говорить об особенностях японской живописи, то наиболее ярко они проявляются в школе “нихонга”, влияние которой прослеживается даже в работах, исполненных в западной манере.
Следовательно, знакомство с данной выставкой, на которой представлены только произведения “нихонга” (большинство из них написано в послевоенный период), позволяет составить правильное представление о характере современной японской живописи в целом. Дело в том, что школа “нихонга”, или, говоря в более широком смысле, японская национальная живопись вообще, с одной стороны, следует давним, тысячелетним традициям, а с другой,— с готовностью отражает жизнь и настроения современников, отвечая таким образом на требования сегодняшнего дня. Это значит, что в современной японской национальной живописи, которая органично сочетает в себе давние традиции и черты нового, в полной мере проявляются художественные способности народа.
Хотя зарождение школы “нихонга” относится ещё к первобытным временам, значительное развитие она получила лишь в VI-II веках благодаря проникновению в Японию культуры с Азиатского материка. Однако характерные национальные особенности этого стиля в полной мере проявились только в XI-XII столетиях, когда художники наряду с изображением природы стали показывать и повседневную жизнь народа. С этого времени “нихонга” получает второе название — “яматоэ” (“японская живопись”).
Стиль “яматоэ” можно разделить на два главных течения: первое характеризуется красотой цветовых сочетаний и тонкой, изящной проработкой элементов композиции; второе направление отличает динамичный показ реальных жизненных явлений с использованием резких линий и широких, свободных мазков. Иначе говоря, произведения “яматоэ”, с одной стороны, передают декоративную, эмоциональную красоту, а с другой, — показывают красоту по повседневной жизни. Эти два направления дополняют и обогащают друг друга и создают выразительность художественной школы “нихонга”.
Произведения современных японских художников, исполненные в традиционной национальной манере, при всём разнообразии их сюжетов характеризуются гармоничным сочетанием реализма и декоративности. Это свидетельствует о том, что и в наши дни красота в понимании японцев тесно связана с традиционными особенностями “яматоэ”.
Однако было бы неправильно думать, что гармония и соединение реализма и декоративности порождают однообразие и монотонность. На практике картины японских мастеров отличаются как разнообразием творческих почерков, так и широтой тематики.
Собственно говоря, достоинство того или иного представителя школы “нихонга” и определяется по тому, насколько его творчество характеризуется самобытностью манеры письма и спецификой подхода к раскрытию избранной темы.
Одни художники тяготеют к яркой цветовой гамме, другие рисуют главным образом тушью. Некоторые мастера пишут в основном пейзажи, тогда как их коллег интересуют в первую очередь исторические события и жизнь людей. Одни художники основное внимание обращают на композицию картины, другие — на показ силы и красоты жизни. Все эти сложные творческие поиски и определяют широту и разнообразие “нихонга”.
Художников, представленных на данной выставке, можно разделить на четыре основные группы: ”Интэн”, Киотоскую, нейтральную и группу современников.
Мастера “Интэн” — это последователи Тэнсин Окакура, который явился одним из создателей нового течения “нихонга” в конце XIX века. Наиболее выдающимся представителем этой группы следует считать Тайкан Иокояма, который, пользуясь в основном тушью, с большой экспрессией выражал духовную жизнь японской нации.
В эту школу входят художники разных стилей. Так, если Усэн Огава и Санрио Сакаи пишут в свободной манере, то Кокэй Кобаяси и Догю Окумура строго придерживаются реалистических рамок. Их роднит уважение к духовной и эмоциональной сторонам изобразительного искусства. Этим же путём идут и такие молодые способные мастера, как Эйгэцу Китадзава, Иосихико Иосида и Кохэй Морита.
Члены Киотоской группы унаследовали традиции, заложенные в начале XIX века художниками древней столицы страны Киото. Это такие видные мастера реалистической живописи, как Сэйхо Такэути, Сюнкё Ямамото и Сиоэн Уэмура.
Выдающийся представитель этой группы Хэйхатиро Фукуда, мастерски сочетавший в своих произведениях характерный для него реализм с элементами декоративного стиля, внёс большой вклад в развитие современного японского изобразительного искусства.
Мастеров, входящих в третью группу, ради удобства называют нейтралистами. Они не связаны с первыми группами и относятся скорее к художественному направлению “Кантэн”.
Эту группу представляют сторонник свободного письма с натуры Гиокудо Каваи, тонкий певец природы Хякусуй Хирафуку и современный поэт-пейзажист Кайи Хигасияма.
Следует особо упомянуть также о выходце из группы “Сэйрюся” Рюси Кавабата и его любимом ученике Мисао Иокояма. Придерживаясь широкой и мощной манеры письма, они создали крупные произведения, передающие японское понимание романтизма и красоты природы.
В заключение — о современниках. Это представители нового, послевоенного течения “Согакай” или их ровесники из других групп. Они откровенно стремятся к созданию новых стилей в рамках школы “нихонга”. Однако при этом они используют и традиционные элементы и ставят своей главной целью добиться соединения реализма с декоративностью.
В данную группу входят мастер декоративной живописи Матадзо Каяма, целеустремленный реалист Тадаси Исимото, автор мужественных произведений Кадзуо Омори и многие другие современные художники. К их числу принадлежат и Акира Акидзуки, занимающийся поисками новых выразительных возможностей письма тушью, и молодой Кодзи Мацуму-ра, создающий выразительные произведения о жизни японских тружеников.
Современная “нихонга”, унаследовавшая традиции древней японской национальной культуры и одновременно ведущая поиски новых путей, представляет собой самобытное художественное явление, характерное именно для Японии и практически не имеющее аналогов в других странах.
Матиаки Кавакита
Директор государственного музея современного искусства в Киото, искусствовед
«Фудзи на утренней заре» ширма 167,8X170 1960 г.
В детстве Мисао Иокояма постигло горе, и он решил покончить жизнь самоубийством, бросившись в воду. Размышляя об исполнении своего решения, он увидел, как заходит багрово-красное солнце и его лучи освещают линию горизонта. Поражённый красотой открывшейся ему картины, Мисао Иокояма решил не уходить из жизни.
Впоследствии, став художником, он охотно применял этот красный цвет, прочно запечатлевшийся в его творческом воображении. На картине изображена гора Фудзи в конце осени — начале зимы в лучах красного восходящего солнца; видны золотистые склоны горы.
Мисао Иокояма |
«Ночной дождь в Оясиразу» картина 72,5х115,6 1968 г.
Вдоль скалистого, обрывистого берега Японского моря тянется узкая тропинка, по которой вряд ли сможет пройти хоть один человек. У нашего народа существует предание о несчастной матери, которая, пытаясь пройти по этой дороге, уронила в бурные волны своего ребёнка и, несмотря на все старания, так и не смогла спасти его. В этой картине рассказывается именно о такой дождливой ночи. Мисао Иокояма охотно писал тушью такие уединённые, забытые уголки.
Мисао Иокояма
1920-1973. Родился в префектуре Ниигата. Окончил художественное училище Кавабата. Ученик Рюси Кавабата. Был профессором художественного университета Тама.
Мисао Иокояма умер сравнительно молодым в возрасте 53 лет, однако успел создать ряд крупных и ярких произведений и завоевать большую популярность у любителей живописи.
Мисао Иокояма |
«Пышный веер» ширма 167,6X350,4 1966 г. (Фрагмент)
Следуя традициям японской живописи, художник выражает новое восприятие мира. На этой ширме изображены бегущий водный поток и плывущие облака — символы жизни в бесконечных просторах Вселенной. Цветы олицетворяют четыре времени года.
Матадзо Каяма
Родился в 1927 году в г. Киото. После окончания в 1944 году Киотского училища прикладного искусства поступает в Токийское училище изобразительных искусств. Ученик Гакуто Ямамото. Принимает участие в выставках “Синсэйсаку”. С 1974 года участник выставок “Согакай”. Профессор художественного университета Тама.
Матадзо Каяма |
«Юмэдоно в снегу» картина 72X91 1972 г.
На картине изображено здание Юмэдоно (по преданию было построено в честь принца Сётоку) при храме Хорюдзи, считающемся наиболее древним деревянным храмом в мире. В молодости Иосида довелось делать репродукции фресок храма Хорюдзи. С тех пор он стал проявлять интерес к написанию пейзажей древней столицы Японии города Нара, где ещё многое напоминает эпоху Тэмпио (729-749 гг.). Художник написал много картин в этом жанре.
Иосихико Иосида
Родился в 1912 году в г. Токио. Учился у Гиосю Хаями, Кокэй Кобаяси, Юкихико Ясуда. Член Японской академии художеств. Профессор Токийского университета искусств.
Иосихико Иосида |
«Олени» картина 114,7х145 1968 г.
Если смотреть картину с точки зрения западной живописи, на холсте изображены три оленя над облаками. В исполнении же этого произведения применен традиционный метод школы “нихонга”, при котором зрителю предоставляется право воспринимать картину по-своему, по-своему понимая неописанное пространство. Не видно на холсте, что находится за оленями - роща ли, река ли или же молодая листва и трава. Это пространство в японской живописи так и называют “иохаку”, то есть оставшееся пространство, для свободного воображения зрителем. Догю Окумура награждён Орденом культуры. В весьма преклонном возрасте художник продолжает творческую деятельность.
Догю Окумура «Девушка на утреннем базаре картина 90,5хб5,3 1969 г. |
Крепкую, здоровую девушку художник написал смелыми лаконичными мазками. Перед ней на снегу разложена недавно пойманная рыба, которую девушка принесла утром на базар в районе Тояма.
Догю Окумура «Замок» картина 127х97 |
Догю Окумура
Родился в 1889 году в г. Токио. Ученик Ханко Кадзита, Кокэй Кобаяси. Участвует в выставках “Тюо-бидзюцу” и других. С 1932 года — постоянный участник выставок “Интэн”. Член правления “Интэн”. Член Японской академии художеств. В 1962 году был награжден Орденом культуры.
Догю Окумура |
«Бамбуковая роща» свиток 60х71,4 1923 г.
Живописцев, живущих где-нибудь в тихом месте, окружённом бамбуковыми рощами, вдали от мирской суеты, в Японии называют художниками-литераторами—“бу-ндзин-гака”. К числу таких мастеров следует отнести и автора этого произведения—Хирафуку. Художник писал в основном пейзажи, но иногда увлекался и декоративными, красочными картинами.
Хякусуй Хирафуку
1877-1933. Родился в префектуре Акита. Ученик Гиокусё Кавабата. Окончил Токийское училище изобразительных искусств. Основал кружок “Мусэй-кай”, много сделал для популяризации традиционной японской живописи, воспевающей природу. Создал целый ряд уникальных произведений. Известен и как поэт, принадлежавший к группе “Арараги”. Являлся членом Императорской академии искусств. Был профессором Токийского училища изобразительных искусств.
Хякусуй Хирафуку |
«Сбор шелковиц» свиток 58,6х75,4 1936 г.
На картине показаны жизнь и обычаи крестьян, которые изображены кормящими шелковичных червей тутовым листом. Художник охотно писал картины на темы, далёкие от житейской суеты.
В молодости Огава был очень беден и покупал только картофель. Иероглиф, обозначающий слово “картофель”, по-японски читается “у”. Отсюда и псевдоним “Усэн”: “у” картофель, “сэн” мелкая монета.
Усэн Огава
1868-1938. Родился в г. Токио. Первоначально писал маслом. Впоследствии стал публиковать карикатуры в газетах под псевдонимом “Усэн”. Свободное владение письмом тушью позволяет передавать свежий юмор. Особенно известны его картины о сказочном зверьке "Каппа". Был членом Японской академии художеств.
Усэн Огава |
Сюнкё Ямамото «Снежная зимняя гора» свиток 54,4х78,4 |
Сюнкё Ямамото «Летняя гора в дымке» свиток 54,4х78,4 |
С использованием специального приспособления для растушёвки автор передаёт тишину в горах. При написании второй картины “Летняя гора в дымке” применен метод накладывания туши на мокрую поверхность холста. Две ширмы представляют одно законченное произведение. Они вывешиваются обычно в стенных нишах “токонома”. Произведения построены на контрастах: жаркое лето и холодная зима, высокая гора и текущая внизу река.
Сюнкё Ямамото
1871-1933. Родился в префектуре Сига. Учился у Бункё Номура и Кансай Мори. Работал в области пейзажной живописи, основанной на традициях школы Маруяма. Участвовал в выставках “Бунтэн”. Вместе с Сэйхо Такэути был ведущим представителем художественного мира города Киото в эпохи Мэйдзи и Тайсё. Был профессором Киотского художественного училища. Являлся членом Императорской академии искусств.
Сюнкё Ямамото |
Кайи Хигасияма «Предновогодний вечер» картина 72,7х99,7 1968 г. |
Кайи Хигасияма |
Кайи Хигасияма
Родился в 1908 году в г. Иокогама. После окончания в 1931 году Токийского училища изобразительных искусств учился у Сомэя Юки. В 1933-35 годах стажировался в Германии. После возвращения в Японию с успехом принимал участие в выставках “Кантэн”. В 1960 году работал над фресками в новом Императорском дворце. В том же году был удостоен Ордена культуры. Постоянный член правления выставок “Ниттэн”. Член Японской академии художеств.
За роспись фресками нового Императорского дворца художник был удостоен Ордена культуры. Хигасияма является председателем правления выставки “НИТТЭН” (с 1958 года стала юридическим лицом, а до этого времени проводилась Министерством просвещения и называлась Японской художественной выставкой), одним из ведущих мастеров кисти Японии. Написанные им пейзажи Киото пользуются большой популярностью. В молодости Хигасияма учился в Германии; в эти годы им были написаны виды Германии и Швейцарии.
Кайи Хигасияма «Тихая весна» картина 73х100 1968 г. |
В местности Китаяма (Северные горы), недалеко от города Киото, есть место, славящееся своей криптомерией. Художник в лёгком орнаментальном стиле передаёт красоту очертаний окрестных гор, поросших криптомерией, показывает спокойно цветущие в горах японские вишни. Картина изображает тихую весну в Киото; в каждом дереве, в каждой травинке чувствуется изящная самобытность этого города.
Сумио Гото «Одинокая тень» картина 130х88 1971 г. |
На картине изображена одиноко стоящая в горах трёхъярусная пагода, построенная около тысячи лет назад. Художник хотел передать грусть пагоды, стареющей с каждым годом на фоне гор, которым суждена вечная жизнь.
Сумио Гото |
Сумио Гото
Родился в 1930 году в префектуре Тиба. Ученик Сэйбэй Танака. Лауреат премии “Тайкан
” Японской академии художеств. Член Японской академии художеств.
Тосио Хиракава «Сливы» картина 86х153 1968 г. |
С использованием золотого и серебряного порошков мастер написал деревья и цветы сливы. Следуя традициям декоративной техники живописи, которая получила наибольшее развитие в период между эпохами Момояма и Эдо, художник вместе с тем вносит некоторые новые элементы в композиционное построение картины.
При написании картин в японском декоративном стиле обязательно применяют золотой и серебряный порошки.
Тосио Хиракава |
Тосио Хиракава
Родился в 1924 году в префектуре Аити. В молодые годы учился живописи в Киотской студии “Нисидзин”. Принимает участие в выставках “Син-сэй-саку”. С 1974 года — участник выставок общества “Согакай”. Член “Согакай”.
Тосио Мацуо «Взмах крыльев» картина 144х96 1971 г. |
В 1971 году на выставке произведений музея “Яматанэ” (в настоящее время—Выставка японской национальной живописи) эта картина была удостоена премии как лучшее произведение. Она выполнена в духе традиций, заложенных в ширмах-фресках эпох Момояма и Эдо, с применением новых приёмов западного кубизма.
Тосио Мацуо |
Тосио Мацуо
Родился в 1926 году в префектуре Нагасаки. Учился у Нампу Катаяма. Лауреат поощрительной премии молодым работникам искусства. Лауреат премии “Тайкан” Японской академии художеств. В 1971 году был первым лауреатом премии музея “Яматанэ”. Член Японской академии художеств.
Кадзуо Омори «Праздничный пир в горах» картина 127,9х160,3 1973 г. |
На картине изображён осенний вечерний праздник урожая в деревне в северо-восточной части Японии. За это произведение художник получил “Гран-при” музея “Яматанэ” в 1975 году. Искусно применяя сусальное золото, Омори выражает новое восприятие мира.
Кадзуо Омори |
Кадзуо Омори
Родился в 1917 году в префектуре Аити. Учился в Высшем педагогическом училище в г. Хиросима. С 1962года — постоянный участник выставок “Син-сэй-саку”. С 1974 года участвует в выставках “Согакай”. Член “Согакай”. Лектор Высшего художественного училища префектуры Аити. В 1975 году получил Гран-при музея “Яматанэ”.
Санрио Сакаи «Тихий день на прибрежьи» картина 71,7х89,3 1966 г. |
При написании картин тушью большое значение имеют характер мазка и применение светотени. Сакаи любил рисовать тихие и поэтичные провинциальные уголки где-нибудь на берегу озера. Эти полотна он писал в неярких тонах, накладывая тушь лёгкими неторопливыми мазками.
Санрио Сакаи |
Санрио Сакаи
1897-1968. Родился в префектуре Фукусима. Ученик Сэйфу Сакаути. Писал пейзажи. Вскрыл богатые возможности письма тушью.
Гиокудо Каваи «Девушки-крестьянки» свиток 63х87 1945 г. |
Эта картина, изображающая девушек на фоне сельского пейзажа, была удостоена Ордена культуры. Девушки, вытянувшись цепочкой, сажают рис и поют весёлую песню. Такие сцены можно часто наблюдать в Японии в мае.
Гиокудо Каваи |
Гиокудо Каваи 1873-1957.
Родился в префектуре Аити. Первоначально учился в Киото у Гиоку-сэн Мотидзуки и Байрэй Коно. После приезда в Токио становится учеником Гахо Хасимото. Создал собственный стиль живописи, синтезировав “Сидзё” и “Кано”. Всю жизнь посвятил пейзажной живописи. Был профессором Токийского училища изобразительных искусств, членом Японской академии художеств. Лауреат Ордена культуры.
Тайкан Иокояма «Бог в душе» картина 70х88 1952 г. |
Тайкан Иокояма |
Тайкан Иокояма 1868-1958. — крупнейший мастер японской живописи, начавший свой творческий путь ещё в эпоху Мэйдзи и продолжавший его вплоть до наших дней. Много писал гору Фудзи как символ Японии. Унаследовал характерную для традиционной японской живописи тенденцию к психологизму, выражающуюся в стремлении писать энергичными мазами самую «душу» природы.
Родился в префектуре Ибараги. Окончил Токийское училище изобразительных искусств. Учился у Тэнсин Окакура и Гахо Хасимото. По окончании училища работает здесь же здесь же доцентом. После “бунта в училище” вместе с Канъяма и Сюнсо принимает участие в создании Японской академии художеств. После перестройки академии становится одним из её руководителей. В последние годы жизни пользуется славой наиболее крупного художника страны. В 1937 году был удостоен Ордена культуры. Член Японской академии художеств.
Xэйхатиро Фукуда «Побеги бамбука» картина 134x99 1947 г. |
Xэйхатиро Фукуда |
Xэйхатиро Фукуда 1892-1974. — один из наиболее выдающихся японских художников, был награждён Орденом культуры. Для его творчества характерны полотна, изображающие красивые цветы и птиц и отличающиеся совершенными цветовыми сочетаниями и декоративной манерой письма. Японские любители живописи глубоко благодарны Правительству СССР за передачу в прошлом году народу Японии многих картин Х. Фукуда.
Х. Фукуда родился в префектуре Оита. В 1918 году окончил Киотское художественное училище. Учился у Бакусэн Цутида. Принимал активное участие в выставках “Тэйтэн”, “Бунтэн” и “Ниттэн”. В 1930 году вместе с Хосюн Ямагути основал кружок «Рокутё-кай». Становится одним из наиболее влияте-льных художников в Киото. Советник выставок “Ниттэн”. Член Японской академии художеств. В 1961 году получил Орден культуры.
Эйгэцу Китадзава «Нэнэ и Чия-чия» картина 180x89 1970 г. |
Изображенная на полотне сцена относится к концу ХVI—началу ХVII века: Нэнэ и Чия-чия - служанки могущественного политического деятеля того времени Хидэиоси Тоиотоми.
Картина куплена Министерством просвещения Японии.
Эйгэцу Китадзава |
Эйгэцу Китадзава родилась в 1907 году в г. Киото. Ученица Бакусэн Цутида. Лауреат премии премьер-министра Японии, Японской академии художеств. Член Японской академии художеств. Одна из наиболее выдающихся японских художниц. Наибольших успехов достигла в области историко-жанровой живописи.
Сиоэн Уэмура «Вечер» свиток 155х58 1935 г. |
С. Уэмура удостоена Ордена культры — наивысшей награды для женщины-художника. Родилась в Киото. Первое время писала в традиционном стиле “Укиёэ”, а затем создала свой стиль портретной живописи с изображением красавиц. На картине показана сцена из жизни женщин в эпоху Эдо. В преклонные годы С. Уэмура писала работающих женщин, похожих на её мать. Оставила много замечательных произведений такого плана.
Сиоэн Уэмура |
Сиоэн Уэмура
1875-1949. Родилась в г. Киото. После окончания Киотского префектурального училища занималась под руководством Мацутоси Судзуки, Байрэй Коно и Сэйхо Такэути. Писала в основном портреты красавиц. Её произведения отличаются высоким стилем. Состояла членом Японской академии художеств. В 1948 году первой из японских художниц была удостоена Ордена культуры.
Тадаси Исимото «Норэн» (шторка перед входом в ресторан или магазин с изображением торгового знака) картина 173,5х72 1970 г. |
Девушки-танцовщицы из Киото — “майко” очень красивы и напоминают кукол. Будучи профессором Киотоского училища изобразительных искусств, художник в течение последних нескольких лет написал ряд произведений о жизни “майко”. На этой картине изображена “майко”, выходящая из ресторана.
В настоящее время в Киото осталось лишь 15-16 “майко”, потому что желающих овладеть этим искусством становится всё меньше.
Тадаси Исимото |
Тадаси Исимото
Родился в 1920 году в префектуре Симанэ. В 1944 году окончил Киотское художественное училище. Принимает участие в выставках «Син-сэйсаку». С 1974 года участник выставок «Согакай». Член «Согакай».
Кохэй Морита «Пир у реки» ширма 168,2х360,4 1970 г. (левая часть) |
Кохэй Морита «Пир у реки» ширма 168,2х360,4 1970 г. (правая часть) |
На картине изображён пир у реки 3 марта (начало подобных придворных развлечений восходит к эпохе Хэйан, примерно к 10 веку). Расположившись вдоль берега, люди пускали по течению извилистой реки поднос с бокалами вина; каждый участник праздника должен был успеть сочинить стихи до того момента, как поднос подплывёт к нему, и затем выпить бокал вина.
Каждый год из под кисти художника выходят роскошные картины, показывающие обычаи средневековья.
Кохэй Морита |
Кохэй Морита
Родился в 1916 году в г. Киото. Учился у Юкихико Ясуда. Лауреат многих премий, в том числе премии Премьер-министра Японии Японской академии художеств. Член Японской академии художеств. Принимал участие в реставрации фресок «Кондо» храма Хорюдзи.
Рюси Кавабата «Тёплое морское течение Куросио» ширма 168х168 1932 г. (левая часть) |
Рюси Кавабата «Тёплое морское течение Куросио» ширма 168х168 1932 г. (правая часть) |
Рюси Кавабата писал в основном не картины, которыми украшаются по традиции стенные ниши — “токонома”, а картины, которые экспонируются на стенах обширных выставочных залов. Япония со всех сторон окружена водой. В открытом море у её берегов можно часто видеть различных летающих рыб, что и послужило темой данной картины. Ощущение силы и свежести передано с помощью традиционного для японской живописи метода цветовой гармонии.
Рюси Кавабата |
Рюси Кавабата
1885-1966. Родился в префектуре Вакаяма. Первое время учился в области западного искусства, но после путешествия в Америку перешёл на японскую живопись. Участник выставок “Интэн”. После ухода из Интэн в 1929 году создаёт “Сэйрюся”. Увлекается в монументальной живописью, создавая одно за другим крупные произведения. В 1959 году получает Орден культуры. В 1962 году основал музей Рюси.
Сакаэ Мацумото «Утренний базар в Тоиоока» картина 115х79 1973 г. |
На картине изображён утренний базар в Тоиоока. Женщины пришли из горного селения в город, чтобы продать репчатый лук, съедобные ростки бамбука и другую зелень.
Сакаэ Мацумото |
Сакаэ Мацумото
Родился в 1927 году в префектуре Фукусима. После окончания Токийского училища изобразительных искусств становится учеником Хосюн Ямагути. Дважды лауреат специальных премий на выставках “Ниттэн”.
Кодзи Мацумура «Жена рыбака» картина 71,5х60 1973 г. |
Кодзи Мацумура «Цугару» картина 160,5х128,6 1975 г. |
Кодзи Мацумура |
Кодзи Мацумура родился в 1948 году в префектуре Нара. В 1974 году окончил аспирантуру университета искусств префектуры Аити. Является автором ряда произведений о жизни рыбаков в прибрежных посёлках на северо-востоке страны. С 1972 года несколько раз удостаивался дипломов на выставках «Ниттэн». Кандидатура этого молодого художника выдвинута на присуждение премии музея “Яматанэ”. Работает ассистентом кафедры национальной японской живописи в Училище изобразительных искусств в городе Нагоя.
Иосихиро Симода «Синий ветер» картина 98,5х98,5 1969 г. |
Метод литографии с применением шёлкового экрана позволил интересно воспроизвести небо.В последнее время молодые художники часто пользуются сочетанием традиционной японской живописной техники с литографией западного типа.
Иосихиро Симода |
Иосихиро Симода
Родился в 1940 году в префектуре Тояма. Окончил Токийский университет искусств. С 1964 года — постоянный участник выставок “Ниттэн”. Многократно удостаивался различных премий. В 1970 году получил “Гран-при” музея “Яматанэ”. Специальный член Японской академии художеств. Лектор факультета японской национальной живописи Токийского университета искусств.
Такеси Исида «Холодная роща» картина 93х74,5 1973 г. |
Т. Исида работал в издательстве в качестве художника-иллюстратора. После получения Гран-при на Второй выставке музея “Яматанэ” в 1973 году переключился на японскую национальную живопись и очень скоро стал популярным художником. Ввёл в традиционную японскую живопись западные методы письма. Поставил новые проблемы реализма.
Такеси Исида |
Такеси Исида
Родился в 1922 году в г. Киото. В 1940 году окончил художественное училище прикладного искусства в Киото. Ученик Иосидзиро Ота по маслу. Впоследствии переключился на японскую живопись. В 1972 году получил Гран-при музея “Яматанэ”.