Не боясь казаться провинциалом, Аркадий Александрович Пластов почти всю жизнь проработал в родной Прислонихе, воспевая в своём искусстве её природу, жителей и быт. Его натурщиками были односельчане. Художник старался запечатлеть ту Россию, которая никогда не будет прежней. Лауреат Ленинской и Сталинской премий, Государственной премии Российской Федерации, Член Академии Художеств СССР, Народный художник Советского Союза. К чему стремился Аркадий Пластов в жизни и творчестве?
Жизнь
Родился Аркадий Александрович Пластов в 1893 году в селе Прислониха (тогда Симбирской губернии, теперь Ульяновской области).
В родной деревне будущий художник получил начальное образование – три класса. Дед Аркадия был иконописцем, видимо, поэтому в мальчике боролись два начала – духовное и художественное. После сельской школы Пластов уехал в Симбирск, где, выполняя волю родителей, отучился в духовном училище и в семинарии.
Но полотно и краски манили к себе. Однажды, увидев работу иконописцев в сельской церкви, юный Пластов уже не мог мечтать о другой судьбе. В 1912 году он приехал в Москву. Позанимавшись в мастерской И. Машкова, поступил в Строгановку (Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище). Одним из его наставников был Ф. Федоровский. Проучившись три года, Аркадий поступил в МУЖВЗ (Московское училище живописи, ваяния и зодчества) на отделение скульптуры. Здесь его учителями были скульптор С. Волнухин, художники А. Васнецов, А. Степанов, А. Архипов и другие видные мастера того времени.
После Октябрьского переворота 1917 года художник вернулся в Прислониху. Но отдаться целиком любимой работе Аркадий не смог. На заре советской власти грамотные люди в деревне были на вес золота. Аркадий Александрович занимался общественной работой, исполнял обязанности секретаря сельсовета. Но именно в это время в творчестве художника наметились тенденции к изображению сельского быта.
Вернувшись в 1925 году в столицу, Аркадий Пластов работал над сельскохозяйственной тематикой. Но часто бывал в родной деревне, черпая сюжеты. Во времена коллективизации помогал создавать колхоз в Прислонихе, работая в нём, как простой крестьянин.
Возвратом к художественному творчеству для Пластова стал 1931 год. Пожар в его деревенском доме уничтожил все художественные работы и наброски. Оставив сельское хозяйство, художник с новой силой берётся за творчество, создавая новое наследие. В 1930-х появляются его лучшие работы на колхозную тематику, которые принимают участие во Всесоюзных выставках. После этого картины Аркадия Александровича – во всех престижных экспозициях того времени.
Военные годы в полной мере отобразились в творчестве А. Пластова. В конце 1942 года художник совершил поездку на фронт, в результате которой появилась серия выдающихся работ: «Фашист пролетел», «Защита родного очага», «Один против танка» и другие.
В послевоенные годы и до смерти картины А.А. Пластова принимали участие во всех крупных художественных выставках, художник удостоился многих государственных премий и званий:
Сталинская премия первой степени (1946).
Действительный член Академии Художеств СССР (1947).
Звание Народного художника СССР (1962).
Ленинская премия (1966).
Государственная премия РСФСР имени И.Репина (1972 — посмертно).
Два ордена Ленина.
Художник продолжал писать сельские мотивы с натуры, портреты, работал в жанре иллюстрации (к произведениям Л. Толстого, А. Чехова, Н. Некрасова, А. Пушкина), пробовал кисть в анималистическом жанре.
Творческое наследие живописца насчитывает более десяти тысяч полотен. Произведения Аркадия Пластова находятся в постоянной экспозиции Третьяковской галереи, Русского музея, на родине – в Ульяновском художественном музее, а также в других городах России.
Аркадий Александрович Пластов скончался в мае 1972 года в деревне где родился и вырос, работая за мольбертом до последнего дня.
В Прислонихе и Ульяновске Аркадию Пластову соорудили памятники, его жизни и творчеству посвящены музеи на малой родине и в областном центре. В Ульяновске именем художника назван один из бульваров.
Творчество
Все образцы раннего творчества Пластова уничтожил пожар в 1931 году, поэтому до наших дней дошли лишь картины зрелого художника.
Перед созданием очередного полотна Аркадий Александрович делал множество набросков и эскизов. Столь подробное этюдирование иногда мешало свежести восприятия при работе над картиной. Но это был творческий метод художника.
1930-е – плодотворный период творчества. После пожара надо было нарабатывать новые произведения. Первое участие в выставке картин А. Пластова состоялось в 1935 году. Это были работы «На сенокосе», «Стрижка овец», «Колхозная конюшня». В 1937-1938 гг. он представляет картину «Колхозный праздник». Живая зарисовка из сельской жизни имела успех. Позже были «Купание коней» и «Колхозное стадо». Названия картин как нельзя лучше говорят о тематике творчества этого периода. Герои произведений – односельчане Аркадия Пластова.
События военных лет оставили след не только в творческом наследии, но, по-видимому, и в душе художника, ведь именно в картинах на военную тематику его драматическое художественное дарование раскрылось в полной мере. Уже в первые годы Великой отечественной А. Пластов создал серию картин, которые стали хрестоматийными. Самая известная из них – «Фашист пролетел». В основе полотна – сюжет гибели человека на фоне безмятежной природы. Картину считают одним из лучших произведений советской живописи этого времени.
После войны, как сознаётся сам Аркадий Александрович в своей автобиографии, хотелось радоваться каждому листику, каждому солнечному дню. Это прослеживается в его картинах «Сенокос», «Жатва». В 1946 году он создал одно из глубоко лирических своих произведений – «Первый снег».
Имеет продолжение и колхозная тема. Картина «Ужин трактористов» демонстрировалась в 1958 году в Лондоне, позже была выпущена марка с изображением этой работы.
В 1950-х годах художник иллюстрирует произведения русской классики: рассказы Л. Толстого, «Капитанская дочка» А. Пушкина, «Мороз, Красный нос» Н. Некрасова, детские книги.
В 1954 году Пластов написал одну из лучших своих картин «Весна». Обнаженную женщину на фоне бревенчатой бани ценители искусства назвали «северной Венерой».
В 1960-х годах Аркадий Александрович создаёт серию полотен, посвященных женщине: «Мама», «Солнышко», а также «Из прошлого» — одна из последних масштабных картин художника (1969-1970).
Можно расценивать творчество А. А. Пластова как идеологическое, называть художника «певцом эпохи коллективизации», но внимательный зритель увидит в его полотнах ту Россию, которой она больше никогда не будет. Да и сами колхозы – частица нашей истории, затерявшаяся в ХХ веке. Он сумел разглядеть в рабочих и крестьянах ту неподдельную красоту, которую вряд ли заметит городской житель. Следуя традициям школы русской реалистической живописи, А. Пластов выработал индивидуальный почерк и до конца дней старался быть запредельно искренним в своём творчестве, ни одного дня не экспериментируя с модернисткими тенденциями. Яркие цвета его работ будто утверждают: жизнь прекрасна и каждый её миг важен.