«Академическая дача» славна своей историей, своими традициями, красотой окружающей природы. И сегодня нужно с благодарностью вспомнить тех, кто возродил её к жизни, — Т. Катуркина, Д. Суслова, а также её бессменного директора П.Н. Козельского, вложившего всего себя в это дело.
Велика заслуга и художественных руководителей — Т. Гапоненко, А. Волкова, А. Бубнова, В. Гаврилова, братьев А. и С. Ткачёвых, В. Сидорова, Н. Новикова, которые вместе с работающими здесь художниками создали поразительно долговечную благоприятную атмосферу, где все мы учились у великого учителя — природы и друг у друга, что способствовало духовному сближению людей.
Забыв житейские заботы, художники целиком отдавались творчеству, создавая своеобразное братство, при котором все равны перед искусством и природой.
Здесь творили такие мастера, как В. Бакшеев, П. Крылов. Помню, П. Крылов писал на натуре этюды вместе со всеми, никогда не прятался, не отъединялся.
Работающие рядом художники извлекали для себя много полезного, видя, что выбирает, что и как пишет опытный живописец. Такая учёба не на словах, а на деле всегда драгоценна.
На «Академической даче» воскресают к творчеству порой потерявшие веру в себя, забытые художники, тут растут и обретают творческие силы начинающие художники, принимая эстафету школы реалистической живописи.
Сколько дала «Академическая дача» советскому изобразительному искусству художников, создавших именно там свои лучшие полотна — тематические картины, пейзажи, натюрморты, портреты.
На «Академичке» определились творческие индивидуальности В. Гаврилова, Ю. Кугача, Б. Угарова, братьев А. и С. Ткачёвых, В. Сидорова, В. Загонека, В. Стожарова, А. Тутунова, И. Шевандроновой, В. Токарева, А. Левитина, X. Якупова, В. Шумилова, Б. Фёдорова и многих, многих других — всех не перечесть.
Здесь установился прочный человеческий контакт художников с местным населением. Многие живописцы черпают материал для своих будущих произведений непосредственно из жизни окрестных деревень, и их жители становятся героями полотен.
Взаимоуважение и понимание, душевную дружескую атмосферу, царящие тут, все мы должны бережно сохранять. Для большинства, кто работал и работает на «Академической даче», она стала родным домом и подлинной художественной школой, культивирующей понимание природы и верность ей.
Мне очень близка природа этих мест. Здесь родились многие замыслы, что определило целую полосу в моём творчестве. Многому я научился у художников, с которыми рядом работал. И по сей день я всегда с радостью приезжаю сюда, как в родные места.
А. ГРИЦАЙ
Журнал «Художник» № 6, 1984 г.