Пять лет назад на уроках труда в городецкой восьмилетней школе № 13 школьники начали изучать приёмы традиционной городецкой росписи. Тогда же и организовали кружок по обучению детей кистевым приёмам письма. Здесь развивается их фантазия в украшении деревянных панно, блюд, разделочных досок, мебели для кукол, которыми снабдила школу фабрика «Городецкая роспись».
Заниматься с детьми стали ведущие мастера промысла Ф. Н. Касатова и В. М. Черткова. Начали с освоения азбуки — изображения знаменитых «розанов», цветочных букетов, листьев, силуэтов птиц и коней.
Потом школьники перешли к компоновке мотивов орнамента. Вначале предельно простых: веточка, окружённая листьями, цветками, ветки, наклонённые друг к другу и образующие движение по кругу. Следующий этап — решение композиции полосы, круга, прямоугольного панно, украшение спинки стульчика, шкафчика, полочки. Лист альбома служил как бы преддверием будущей росписи по дереву.
Мастера-педагоги рассказывали:
— Пробовали расписывать изделия сразу же, не делая эскизов. На маленьких вещах — солонка, доска для полотенца, стульчик для куклы — удаются у некоторых учащихся рисунки. Но большинство ребят теряется, не знает, с чего начать. Блюдо, например, или пластина панно — что на них изобразить? Пугает масштаб вещей. Мажут, переписывают, а конца работе не видно. Другое дело, когда заранее выполнены эскизы. Тогда смело начинают компоновать, порой не заглядывая даже в предварительный рисунок. Нужно— посмотрел эскиз, вспомнил, как задумал работу. Сразу видно, где изобразить цветы, а где — порхающих бабочек.
Бабочки действительно в росписях школьников порхают. Образ, неожиданный для городецкой росписи, рождённый детской фантазией и воспоминаниями летнего луга. Крылья бабочки — те же лепестки цветов Городецкого розана, усики — штрих тонкой разделки. Эти росписи подкупают узорчатостью, декоративностью.
С не меньшим удовольствием школьники рисуют коней и птиц среди цветочных орнаментов, проявляя неистощимую выдумку и фантазию в украшении крыльев, грудки птицы, её гребня, превращая птичьи хвосты то в изысканные веера, то в распустившиеся цветы.
Коней ребята изображают более традиционно, разве что в украшение сбруи и седел вносят новые мотивы. Сам же силуэт чёрного коня почти у всех одинаков.
Присущая детям любовь к декоративности чаще всего останавливает их выбор на двух цветах фона — красном и чёрном. Изображения растений на этих фонах празднично-нарядны, свежи ещё и оттого, что их силуэты дополнены разделками белого кистевого мазка.
Немало ярких, запоминающихся работ создано учащимися. Им, безусловно, повезло с педагогами, которых, кроме профессионального владения мастерством росписи, отличает ещё и природный вкус, умение увидеть и правильно оценить в работе учеников новизну, самостоятельность и инициативу поиска.
Школьников знакомят с работами городецких мастеров, хранящимися в краеведческом музее. Практические занятия в школе чередуются с изучением композиций старинных росписей на прялочных донцах, мочесниках, детских стульчиках. Изображённые на них сказочные птицы и звери близки восприятию детей, обогащают их фантазию и воображение.
Интересны и панно-картинки городецких мастеров тридцатых годов, на которых изображены приехавший в Городец зверинец, цветущий сад, животные и птицы. Здесь также много близкого детскому рисунку: тяготение к силуэту, чувство ритма в расположении действующих лиц, любовное нанизывание деталей, своеобразная раскадровка сцен.
В городецком музее ребята выполняют зарисовки с образцов, которые им больше всего понравились. Любят рисовать животных, особенно кота. Любопытно, что, довольно точно скопировав силуэт, они наделяют животных разными характерами. Одни коты добродушные, с приветливыми физиономиями и щетинкой усов над улыбающимся ртом. Другие — задумчивые, грустные, сонные, с щёлками прикрытых глаз. Чёрные, синие, зелёные, оранжевые.
Обилие подобных зарисовок и явные симпатии юных художников к усатому персонажу подсказали тему первого тематического панно по мотивам стихов А. С. Пушкина «У лукоморья дуб зелёный»: ведь там главный герой — «кот учёный».
Но не только сказка вдохновляет городецких школьников. Сам Городец с его живописными улочками, сбегающими к Волге, с домами, увенчанными узорными дымниками, причудливыми вазонами, водосточными трубами, распускающимся у крыши фантастическим цветком,— это тоже возможные сюжеты будущих композиций.
Ю. МАКСИМОВ, кандидат педагогических наук
Журнал Юный художник №12. 1982 г.