Эти словосочетание хорошо известно всему миру. Раньше оно произносилось с большой иронией, так как качество китайских товаров оставляло желать лучшего. Но прагматичный китайский ум постоянно совершенствует абсолютно всё, что делает человек из Поднебесной, стремясь достичь вершин совершенства. Китайцы, не стесняясь, копируют всё и делают это раз за разом лучше и лучше. А затем ещё лучше. Это положение также относится и к масляной живописи, которая уходит из их мастерских «На ура».
На юге Китая в Дафене
Копии высокого качества картин маслом известных художников – не изобретение сегодняшнего дня. В середине прошлого столетия масляной живописи жителей Поднебесной стал обучать замечательный советский художник Константин Мефодьевич Максимов. Три года, с 1954 по 1957 год, он преподавал в Китае, и также проводил мастер-классы в Пекине. С его именем связывается становление и дальнейшее развитие живописи маслом в этой стране. До сих пор он очень любим и хорошо известен китайским живописцам и любителям изобразительного искусства. Они высоко ценят его работы и приобретают его картины маслом за немалые деньги.
Однако в конце XX века создание картин маслом в Китае приобрело уже промышленные масштабы. Сообразительный предприниматель Хуан Цзян привлёк два десятка молодых профессиональных художников и поселил их в тихом местечке Дафен. Свои копии высокого класса они писали с картин старых европейских мастеров и гениев Ренессанса. Особой популярностью у покупателей пользовались Леонардо да Винчи и Ван Гог. Для живописцев это была одновременно и практика, и постоянный верный заработок. Очень быстро число таких мастерских копиистов в Китае стало увеличиваться.
Поселение художников
В Дафен съезжается большое количество туристов, которых привлекает творческая атмосфера, большой выбор копий картин известных художников и доступные цены. Так, картина маслом, идеально скопированная с полотна какого-либо широко известного в Европе художника, может стоить всего 20 долларов. Портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые сценки развешаны на стенах мастерских китайских художников, а зачастую и прямо на улице. Художники ставят свои мольберты на землю, и любой человек может полюбоваться возрождением шедевра. К тому же добраться до деревни живописцев легко. Надо проехать на метро до станций Dafen или Mimianwan. За 20 лет существования этого местечка количество художников выросло в 250 раз! Оно теперь составляет пять тысяч человек. А начиналось всё это всего лишь с двадцати копиистов. И они пишут и пишут с потрясающей скоростью, причём копий одних только шедевров мировой живописи по пять миллионов в течение года! И продают их не менее успешно. Шестьдесят процентов картин маслом в мире выходит из Дафена. Китайская школа живописи только потрясает качеством и ценой. На Западе галеристы часто выдают полотна, пришедшие из Поднебесной, за итальянскую, британскую и французскую живопись. Они теперь оптом поступают и к российским бизнесменам от живописи. Так что и у нас можно теперь купить Рафаэля или Рубенса, которых написали китайцы.
Строгие правила
Абсолютно все мастерские художников-копиистов в Китае строго соблюдают два правила:
· нельзя нарушать законы об авторских правах;
· предлагать покупателю свои копии как оригиналы.
Поэтому художники ни в коем случае не копируют работы, которым не исполнилось 70-ти лет со дня смерти живописца. Только Сальвадор Дали и Энди Уорхол исключены из этого закона.
Эксклюзивность, многообразие и качество
Всё разнообразие живописных полотен, созданных во все века, предлагает своим покупателям Дафен по вполне демократическим ценам от восьми до шестидесяти долларов и выше в зависимости от мастерства художника. Живописцы зарабатывают очень неплохо. Примерно 800 долларов ежемесячно, а их подмастерья, конечно, ниже. Внимательный зритель этой своеобразной галереи может встретить всё, что угодно. Здесь найдутся картины мастеров Ренессанса, импрессионистов, русский авангард, традиционная китайская живопись, поп-арт. Поскольку в Дафене трудятся лица, окончившие художественные академии, то плохих и слабых работ тут нет. Например, Чжао Ксяойонг, настолько «набил» руку, работая над автопортретами Ван Гога, что пишет их с невероятной скоростью. Всего за полчаса. Любую из своих картин Чжао охотно продаёт от 30 до 230$. Всего же успешный делец уже реализовал свыше 70 тыс. копий.
Китайский Монмартр
Неповторимость и необычность Дафена замечена всеми деятелями искусства. В этой художественной деревне построен музей, в котором выставлены оригинальные работы китайских мастеров. Художники Дафена активно откликаются на участие в выставках. В 2006 году на Триеннале в Гуанчжоу живописцы работали над копией одного пейзажа. Тогда же фотограф Ю Хайбо принял участие в конкурсе World Press Photo и выиграл его, показав миру жизнь и живопись Дафена. Теперь турист, побывавший на китайском Монмартре, понимает, что и никому не известные художники живут в атмосфере искусства. Если в Париже были выставлены единицы картин, то в Поднебесной их можно видеть десятки тысяч. Но это уже показатель востребованности нашим временем.
Выставка «В присутствии художника» в Шанхае
Что же такое уникальность в наши дни, задался вопросом Маурицио Каттелан. Совместно с брендом Cucci с 10.10 по 16.12.2018 года открывается новый проект под названием «В присутствии художника». Он должен осветить вопросы авторского права, подлинности, копирования и оригинальности в искусстве. Художник Каттелан – по своей природе провокатор, очень наполненный смыслами и изощренный. Он тяготеет к иронии над смертью. Сам же он считает, что он не более жесток, чем жизнь вокруг него. Выставку в Шанхае Каттелан счёл необходимой, поскольку в ней должны быть затронуты священные принципы искусства:
· как может копия провести в жизнь полное воспроизведение подлинника;
· возможно ли сохранить оригиналы в копиях;
· можно ли из пустоты создать нечто, уподобляясь Творцу.
Пока выставка проходит, дебаты до нас не долетают. Но можно думать, что живописцы Дафена с их работами будут ещё долго востребованы.
Татьяна Пиксанова