Бытует мнение о том, что исполнителей много, а работы мало. Идут периодические обсуждения о том, сколько стоит та или иная дизайнерская (архитектурная) работа. А художники могут "голос сорвать и перессориться", обсуждая сумму уплаченную за чью-то картину маслом или акварелью. Или сетовать на низкие цены за их работы.
Поэтому я решил написать заметку с ответами о цене труда. Думаю, что прочитав его, Вы сможете более точно представлять и рассчитывать "свою собственную стоимость". И хотя это не облегчит Вам жизни и ситуация с деньгами сама по себе не улучшится, но Вы будете более чётко видеть дорогу.
Начнём помаленьку:
1. Для начала упомянем несколько типичных ЗАБЛУЖДЕНИЙ о цене (стоимости) работы.
- Нет такого понятия, как "средняя цена за данный вид услуги, сложившаяся на рынке". Доказательство: задам простой вопрос. Можете ли Вы сказать сколько стоит буханка хлеба? Нет. Всё зависит от того - КАКОЙ ТИП, а также - РАЗМЕР, и от того - КТО И ГДЕ продает.
Вывод: не пытайтесь узнавать средние цены, ибо это бессмысленно и пустая трата времени.
Не пытайтесь узнавать цены конкурентов, ибо это даже опасно и вредно!
Но: тратьте все силы и рассчитывайте СВОЮ цену, как это объяснено ниже.
- Второе заблуждение: Цена есть результат Вашего "успеха", Вашего умения "вести" переговоры, Вашей хитрости. Это не так! На самом деле цена это есть объективная величина, которая зависит от двух факторов: а) что получает Заказчик; б) каковы Ваши собственные Затраты. Обе величины надо уметь оценить или рассчитать правильно.
- Третье заблуждение: Цены "сложились" слишком низкие. Нет! На самом деле цены такие, какие они и должны быть. Те компании, что ставят очень маленькие цены - обанкротятся. А те, кто берёт больше, чем "заслуживает", чем стоит его услуга, больше, чем ценность того, что "получает" Заказчик ("осознаваемая ценность"), со временем потеряют всех клиентов. Вывод снова тот же: надо правильно оценить обе величины.
- Четвёртое заблуждение: невозможно найти клиента с хорошим заказом, который заплатит столько, сколько Вы стоите.
Ответ: если Вы действительно так считаете, то это очень опасно. Потому что то, в чем Вы убеждены, если это убеждение в неудаче, Вы сможете осуществить. Человек, уверенный в неудаче, всегда "докажет", что неудача была неизбежна. Лучше не начинайте и уйдите из этого бизнеса (дела). А если не уходите, то думайте о том, какие ещё меры Вы лично можете предпринять, сколько времени, денег и сил и на что потратить, чтобы найти таких клиентов. "На что", кстати, означает, что Вам надо правильно оценить и выбрать тот вид работ из перечня Ваших умений, который Вы сможете успешно "продать" на рынке в данный момент. Не все виды Ваших умений продаваемы в равной мере!
- Пятое заблуждение: Чтобы больше зарабатывать, надо больше работать. На самом деле, это не так. Зависимость усилий (прежде всего, времени работы) и результата труда, в виде денег, не линейная. Она имеет "пик". При очень малой затрате времени Вы действительно мало заработаете. При росте времени - заработаете больше. А при дальнейшем увеличении времени - будете зарабатывать меньше. Это не простой парадокс. Когда-нибудь я расскажу о нём подробно. А пока просто укажу, что рост затрат времени и количества изделий приводит к снижению качества, к снижению стоимости единицы продукции. Стоит потратить меньше времени на "собственно работу", но увеличить время на качество работы; надо увеличивать время на предпродажную подготовку товара и после продажное сопровождение сделки.
- Шестое заблуждение: В России слишком много дизайнеров (архитекторов, художников и кого бы то ни было). Это не так!
На самом деле: в России катастрофическая нехватка всех видов услуг. Проблема в том, что товаров очень мало. Большинство изготовителей изделий (проектов, картин маслом, и прочее всякое разное) даже не представляют себе как превратить своё изделие (проект, картину маслом, и прочее) в ТОВАР. Они наивно полагают, что это произойдёт само по себе.
Вывод: Вам надо узнать как это сделать. Надо узнать, что такое товар и какой товар Вы можете сделать из своего изделия, из своей картины маслом, из своего будущего проекта. Продаётся лишь товар. И лучше всего продаётся УСЛУГА.
- Седьмое заблуждение: Прилетит волшебник (галерист, продавец, посредник или кто-то), кто правильно назовёт Вам цену. Или вдруг Заказчик назовёт Вам правильную цену. Нет!
Ответ: эту работу, а это именно работа, тяжкий труд, за Вас самого не сделает никто.
Иван Шершуков
На аватаре: дочь Ивана Шершукова, художник Дарья Багринцева. Это миниатюра размером ок. 30х30 см (12"х12"). Название "Art Deco Petit" (в переводе на русский: "Малышка в стиле Арт Деко"). Акрил на холсте. 2017 год