Картины художника Владимира Гремитских

 

Живопись и графика московского художника Владимира Георгиевича Гремитских (1916-1991) Продажа картин без посредников.

Сайт принадлежит сыну художника Александру Гремитских.

Выдаётся сертификат подлинности. 

 

Новости
О ПЕЙЗАЖЕ увеличить изображение
О ПЕЙЗАЖЕ

 

Мы знакомим вас с высказываниями замечательного советского живописца С. А. Чуйкова (1902—1980) о пейзаже и пейзажистах, о качествах, которые необходимы художнику для того, чтобы его творчество было полнокровным, эмоциональным, искренним. Небольшая статья «Мой совет начинающим» написана Семёном Афанасьевичем незадолго до смерти специально для нашего журнала.

 

 

«ЗАРОСШАЯ ТРОПИНКА»

Известно, как долговечны, ярки и свежи впечатления и ощущения человека в раннем возрасте: в детстве, отрочестве и юности. Они незабываемы и остаются до конца жизни яркими и свежими, и, мне кажется, играют хотя часто незаметную, но важную роль в эмоциональной жизни взрослого и пожилого человека, так как, безусловно, наши впечатления от окружающей жизни, особенно природы, бывают полнокровнее, насыщеннее и ярче в тех случаях, когда им сопутствуют воспоминания детства, воспоминания о детских, юношеских ощущениях тех же предметов и явлений...

Взрослому человеку, созерцающему природу, труднее слиться с нею, так как многое ему в этом мешает: и люди, и он сам со своими заботами, мыслями, переживаниями, не относящимися к данной минуте. Они мешают ему самозабвенно сосредоточиться в восприятии жизни природы. Ребёнок же и подросток делают это запросто.

Поэтому я думаю, что для художника исключительно важную роль играют эти эмоциональные накопления детства и юности, и ими не следует пренебрегать.

Не знаю, как другие, а я с благодарностью и с сожалением вспоминаю то время, когда босоногим подростком бродил по горам с самодельным ящичком красок и писал свои первые этюды. Никто не обращал на меня никакого внимания (не то что на взрослого художника), и не только часами, а целыми сутками не нарушалась моя интимная, с глазу на глаз беседа с окружающей природой, когда я, притаившись, подсматривал её тайны и как будто даже слышал её дыхание...

С годами становится труднее сосредоточиться так, чтобы всё постороннее забыть, чтобы целиком тебя захватило. Зато я отчетливо помню то своё состояние, и это мне помогает. Думаю, что художнику нужно помнить эти впечатления и прислушиваться к ним, более того, часто от них и «танцевать».

С.А. Чуйков «У подножья Тянь-Шаня»  Холст, масло. 90х150 см  1950 г.
С.А. Чуйков «У подножья Тянь-Шаня» Холст, масло. 90х150 см 1950 г.

...Впечатления детства и юности не только самые яркие и долговечные, но и самые поэтичные и неповторимо индивидуальные, а переживания самые непосредственные и искренние. Вот они-то больше всего и помогают молодому художнику найти самого себя. К этому своему личному, непосредственному восприятию мира рано или поздно художник начинает стремиться, начинает, по счастливому выражению Врубеля, «искать заросшую тропинку к самому себе».

И счастлив тот, кто вовремя понял это, и беда тому, кто не понял, не почувствовал или же не оценил, не придал значения такой «тропинке».

Конечно, как ни старайся, невозможно начисто забыть всех художников и их картины, все направления и методы, но стремиться к этому во время работы надо. Нужно стараться смотреть на натуру непосредственно, как бы по-детски, ибо только из собственного непосредственного восприятия натуры рождается индивидуальность, оригинальное лицо художника. А если к этому стремиться, то тут не обойтись без воспоминания о том, «как я видел и чувствовал это тогда». Меня, например, в самый критический момент этого переходного периода спасли сохранившиеся юношеские этюды. После многолетней учёбы у всех я начал по ним учиться у самого себя.

Часто работы самодеятельных художников, а в особенности детей, своей эмоциональностью и оригинальностью нас больше волнуют, чем мастеровитые работы некоторых профессионалов. Почему это? Именно по причине их непосредственности, искренности и отсутствия штампа и подражания.

Но самоучка, как бы он ни был талантлив и оригинален, не должен оставаться неучем. И вот когда он попадает в художественную школу, он подвергается той самой опасности нивелировки и утери непосредственности, о которой говорилось выше. И ему предстоит одно из двух: или понять эту штуку и вспомнить вовремя то, что было забыто в годы учебы, и постараться вернуться к нему («по заросшей тропинке к самому себе»), или же стать ремесленником.

 

С. ЧУЙКОВ, Народный художник СССР

Журнал Юный художник №7  1981 г.

 

На аватаре:  Семён Афанасьевич Чуйков