Франсиско Гойя «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» |
Основные тенденции человеческого бытия подчиняются закону взаимного воздействия объектов. В определённые периоды они являются внутренними, скрытыми тенденциями и лишь со временем выступают на арену внешних процессов. Поэтому постижение этих тенденций — это постижение перспектив будущих изменений. Центром системы человеческого бытия является человек. Существуют два вида преобразования процессов, характеризующих собой функционирование общей системы бытия, во внутренние процессы жизни самого человека как элемента этой системы: материальный (обмен веществ) и духовный, то есть преобразование внешних воздействий в психические процессы.
Художественное познание как познание потенциала возможных изменений тесно связано с конкретными процессами функционирования всей системы бытия в исторических рамках той эпохи, в условиях которой создаётся произведение. Художник, как непосредственный участник жизненных процессов, может постигать их существенные тенденции именно в той мере, в какой эти процессы становятся содержанием его внутренней, духовной жизни и в какой они оказывают влияние на его общие позиции и творческую активность. При этом внутренним достоянием сознания художника, процессов, протекающих в нём, естественно, становятся также позиции и кокретная деятельность других людей – индивидуумов, общественных групп, классов и целых народов.
Глазами художника, таким образом, система человеческого бытия как бы всматривается в самоё себя, в своё собственное будущее. Это мы уже отмечали в связи с анализом художественного произведения как своего рода орудия. Однако основные тенденции, которые имеют место в системе бытия в каждый данный момент, находятся в постоянном изменении. Поэтому художественное произведение не может предвосхитить будущее системы во всём его объёме, во всех подробностях и с абсолютной точностью.
Пабло Пикассо «Резня в Корее» 1951 год |
Даже такой гениальный художник, каким был Гойя, не мог предугадать эволюцию войн и те крайние формы их бесчеловечности, которые выявились уже в эпоху Пикассо. То проникновение в действительность и познание её, которое реализовано в картине Гойи, также убеждает нас в бесчеловечности войн и наличии тенденций к их ожесточению; но мысль об опасности самоуничтожения человеческого рода, естественно, не могла прийти ему в голову: такая тенденция не намечалась ещё в реальной жизни в его время. Сам Гойя еще не знал и никак не мог знать этой тенденции. Однако произведение Гойи, рассматриваемое не само по себе, а как компонент идейно-содержательного синтеза, осуществленного на более высоком этапе развития Пикассо, ориентирует наши мысли, чувства и волю также и относительно этой тенденции, мобилизуя нас, все наши душевные силы в их гармоническом единстве на борьбу против неё. Таким образом, благодаря произведению Гойи как компоненту содержательного синтеза определённая тенденция объективных процессов в системе человеческого бытия становится достоянием нашего сознания при одновременном уяснении совсем иных, противоборствующих тенденций. Результатом является наша антивоенная активность, которая в свою очередь вновь воздействует на систему бытия. И существует реальная возможность, внушающая большие надежды на то, что нам удастся прекратить действие этой тенденции в жизни человечества.
Гойя, таким образом, дал нам максимально адекватное отражение реальной жизни, но при этом он достиг только той глубины познания, которая была возможна в его время. Однако максимально адекватное отражение и постижение процессов бытия доступны не каждому художнику. Иной художник может занимать и такую позицию в системе человеческого бытия, которая является менее благотворной или же отнюдь не благотворной для осуществления такого познания. Мы имеем в виду случаи, когда художник изолирован от главного потока, от главного направления жизненных процессов.
Чаще всего так бывает, когда художник не нашёл пути к общественным силам, борющимся за утверждение и развитие тех тенденций общего движения жизни, которые ведут к улучшению материальных и духовных условий существования всего человеческого рода. Но именно эти прогрессивные тенденции имеют все основания (как это было всегда) рано или поздно восторжествовать. Художник, который в силу тех или иных причин не слился полностью, всем своим человеческим существом с эти ми тенденциями, не отождествил себя с ними, не может дать адекватного познания объективной действительности, Таким образом, художник испытывает в обратной последовательности действие тех же законов, проявления которых мы наблюдали по отношению к воспринимающему.
Художественное произведение требует от автора, что бы он «напитал» сферу его значений и содержания своим собственным личным опытом. И художник действительно исходит из своего личного, собственного опыта. Творя произведение, организуя вводные элементы, с которыми так или иначе ассоциируются различные элементы этого опыта, он создаёт условия для взаимодействия этих элементов и достигает постепенно таким образом не только познания существующих в жизни отношений, но и открывает пути их изменения. Однако для того, чтобы устремления художника были оптимальным выражением исторических перспектив развития человечества, сокровенный жизненный опыт художника должен быть теснейшим образом связан с борьбой за утверждение и усиление тех тенденций, которые имеют все основания в конце концов (пусть даже в далёком будущем) победить. В случае же отсутствия внутренней связи художника с прогрессивными тенденциями развития общества личный опыт художника ведёт к искажению действительности, парализуя само художественное познание.
Савва Шабоук "Искусство - система - отражение"
стр. 146-149
Издательство "Прогресс", Москва, 1976 год
Перевод с чешского
На аватаре: Франсиско Гойя. Автопортрет. Около 1790–1795 годов. Museo de la Real Academia de Bellas Artes de San Fernando