В конце прошлого года в выставочном зале Союза художников Челябинской организации СХ РСФСР была развернута выставка «Без жюри».
Проведение такого рода выставок стало доброй традицией в нашем городе. Последняя выставка — 7-я по счету. На ней представлено более 160 работ живописи, графики, декоративно-прикладного искусства. И как итог — наличие ярких, интересных, неожиданных работ, где есть и эксперимент, и поиски, и содержательность.
В живописном разделе экспозиции особого внимания заслуживают пейзажные работы Ивана Кучмы и Анатолия Пастухова. Спокойная, очень сдержанная манера их живописи напоминает о русском пейзаже прошлого века с его лиризмом и эпической цельностью.
Кучма Иван Афанасьевич «Поднятая целина» |
Пастухов Анатолий Александрович. Пейзаж. |
В новом качестве выступил на выставке Владимир Сафронов — известный челябинцам как художник-график, художник-книжник. Он показал серию живописных работ («Блокада», «Мороз», «После дождя»).
Среди графических произведений вызывают интерес натюрморты Николая Третьякова «Старые вещи», «Самовар», выполненные в технике цветной гравюры на дереве.
Третьяков Николай Яковлевич «Площадь Революции» (из серии «Челябинск»). Цветная ксилография, 1979 г. |
В рисунках Виктора Войцеховского тихие улочки старой Риги проникнуты необыкновенным лиризмом и теплотой.
Притягивают внимание мужественные, полные духовной силы образы Василия Дьякова в карандашных рисунках «Несение креста», «Лицо и лик», «Утешение».
Дьяков Василий Николаевич Лист из серии «Исход» бумага, литографский карандаш. |
Скульптор Александр Кудрявцев показал композиции из шамота. Грубый, невзрачный на вид материал в руках мастера становится пластичным и выразительным.
Кудрявцев Александр Петрович «Монолог» Шамот, тон. 74х43х41 см Магнитогорская картинная галерея. |
Наиболее яркий раздел выставки — декоративно-прикладное искусство. Он придал всей экспозиции особо эмоциональную окраску.
Оригинальны декоративные панно 3айнулы Латфулина. Резные красочные доски объединены темами «Карнавал» и «Времена года». Они отличались неожиданностью своей формы и техники исполнения.
Латфулин Зайнула Из серии «Мои персонажи» |
Искусство гобелена было представлено панно Людмилы Кудрявцевой «3-й глаз Будды, взирающий из мрака вселенной на Гималаи». Необычный по форме и содержанию, он являлся как бы декоративной доминантной в экспозиции. Решённое в небесно-синей гамме, тканое полотно состоит из узких, вертикальных полос, создающих ощущение очень зыбкой подвижной материи.
Кудрявцева Людмила Яковлевна Гобелен. «Волшебное кружево леса» 1970-е годы. Шерсть, ручное ткачество. 190х260 см Музейный комплекс им. И.Я. Словцова, Тюмень. |
Серию декоративных пиал из фарфора («Аэрожизнь») показала на выставке Е. Щетинина. Обычная фарфоровая ёмкость вмещает фигуры людей, птиц, очертания архитектуры. То есть там, внутри чаши, своя пластическая жизнь с её конкретностью и символикой, с размышлениями художника о том, что вечно и ценно, а что мимолётно и бесполезно.
Выставка пользовалась успехом у зрителей.
Л. Шестакова
Журнал «Художник» № 7, 1989 г.
На аватаре: Кучма Иван Афанасьевич «Остановка трамвая». Чтобы увеличить, нажмите на картину.