Картины художника Владимира Гремитских

 

Живопись и графика московского художника Владимира Георгиевича Гремитских (1916-1991) Продажа картин без посредников.

Сайт принадлежит сыну художника Александру Гремитских.

Выдаётся сертификат подлинности. 

 

Новости
Жизнь и творчество художника Сергея Васильевича Герасимова увеличить изображение
Жизнь и творчество художника Сергея Васильевича Герасимова

Наряду с картинами, создавать которые требовала эпоха постреволюционных перемен и военных потрясений, он находил время любоваться родной природой, а в пафосных соцреалистических полотнах старался изобразить человеческие характеры. Он воспитал целое поколение талантливых художников, многие из которых превзошли своего учителя. Сергей Васильевич Герасимов оставил не только богатое творческое наследие, но и учеников, которым отдавал всего себя. Его творчество называют русским импрессионизмом. В нём причудливо сплелись русское содержание и французская форма.

 

Жизнь

 

Место рождения будущего художника – подмосковный город Можайск. Он родился в 1885 году в простой рабочей семье кустаря-кожевника. Отец, человек довольно начитанный, по воспоминаниям Сергея Васильевича, поощрял стремление детей к рисованию. Начальное образование Сергей Герасимов получил в местной школе, среднее – в городском училище. Когда ему исполнилось 15, приехал в Москву, где в Строгановском училище (декоративное отделение), а затем и в МУЖВЗ обучался живописи у выдающихся мастеров и педагогов того времени К. Коровина и С. Иванова. Как вспоминал сам художник, именно в это время он понял что больше всего на свете любит русскую историю и русское искусство. В то время эталоном творчества для него были картины Васнецова и Нестерова.

Чтобы лучше понять жизнь русской деревни Сергей Герасимов ездит по России. После поездок в Псков, Суздаль, Ростов, Вологду появляются картины «Обед», «Три крестьянина», «Кожевники».

С.В. Сергей Васильевич Герасимов «Три крестьянина»
С.В. Сергей Васильевич Герасимов «Три крестьянина»

В Первую мировую художник идёт на фронт. Но после войны сразу же становится активным участником художественной жизни столицы. Молодые художники в то время объединялись по интересам. Сергей Васильевич Герасимов принадлежал к «Обществу московских художников», объединениям «Московский салон», «Маковец» и АХРР. Этот период для него ознаменовался изучением творчества Сезанна, Моне и Сислея. Отсюда и влияние французского импрессионизма в его картинах, изображающих типично русские пейзажи. Открыл для него технику великих французов один из преподавателей Герасимова Константин Коровин, его влияние ощутимо в ранних работах Сергея Герасимова.

 В послереволюционные годы художник шлифует мастерство не только в живописи, но и в графике, гравюре, рисунке, литографии, плакате.

С.В. Герасимов. Рыбаки Волхова. бумага, акварель. 40х55 см.  1920-е годы. Частная коллекция.
С.В. Герасимов. Рыбаки Волхова. бумага, акварель. 40х55 см. 1920-е годы. Частная коллекция.

 В 1915 году в родном Можайске Сергей Герасимов приобрёл специальную мастерскую, куда приезжал на долгие пленэры. Именно родная Можайская природа всегда находилась в центре творчества художника.

С.В. Герасимов. Вечер в Можайске. Доска, масло. 50х70,5 см. 1959 г
С.В. Герасимов. Вечер в Можайске. Доска, масло. 50х70,5 см. 1959 г

 С молодых лет и до конца своих дней Сергей Васильевич преподаёт. Ему очень многим обязаны выпускники художественной школы при типографии Сытина, ВХУТЕМАСа, Московского полиграфического института, МГХИ, МВХПУ.

С.В.  Герасимов. Автопортрет (1923). Холст, масло. 88 x 66 см. Харьковский художественный музей
С.В. Герасимов. Автопортрет (1923). Холст, масло. 88 x 66 см. Харьковский художественный музей

Сергей Васильевич Герасимов имел учёную степень доктора искусствоведения. В 1940-х преподавал в московском художественном институте имени Сурикова. Как администратор и общественный деятель, проявил себя и в бывшей Строгановки в 1950-х, Первого секретаря правления Союза художников СССР, председателя правления Московской организации художников. За год до смерти он был избран депутатом Верховного Совета Российской Федерации.

 

 Жизнь Сергея Васильевича Герасимова оборвалась в апреле 1964 года. Уже после смерти художника за серию картин «Земля русская» ему присудили Ленинскую премию и издали книгу «Об искусстве», в которой были собраны его статьи об искусстве.

С.В. Герасимов. Церковь Покрова на Нерли. Холст, масло. 1953 г.
С.В. Герасимов. Церковь Покрова на Нерли. Холст, масло. 1953 г.

 

Творчество

 

Первой любовью в раннем творчестве Сергея Герасимова была акварель. Как сознавался сам художник, он работал в этой технике довольно долго. В этой технике выполнены ранние портреты и жанровые сцены мастера. В акварели он шлифовал присущий ему стиль с лёгкими мазками и изысканной цветовой гаммой.

 Как и все художники того времени, Сергей Васильевич Герасимов не мог игнорировать октябрьские события 1917 года. В своём творчестве он живо откликнулся на всё, что происходило в стране после революции. В частности, оформлял празднование годовщины великого октября (1918). Панно Герасимова «Хозяин земли» в те дни украшало здание горсовета.

 

В 1910-20-х годах  Сергей Герасимов  работает над образом нового советского крестьянина. Названия картин говорят сами за себя: «Три крестьянина», «Крестьянка с петухом», «Фронтовик», «Крестьянин в шапке», «Рыбаки на Волхове». Сельские зарисовки и картины провинциальной жизни будут присутствовать в творчестве Сергея Васильевича на протяжении всей его жизни в искусстве. Но и в этих зарисовках чувствуется сильное влияние импрессионистов.

 

 Известность Сергею Герасимову в 1930-х годах принесли работы «Клятва сибирских партизан» и «Колхозный сторож». Первая – одна из лучших картин на историко-революционную тему в советской живописи. В этот период художник создаёт ряд других созвучных эпохе полотен. Самые удачные - «В.И. Ленин на II съезде Советов среди делегатов-крестьян» и красочная жанровая картина «Колхозный праздник». Именно в это время художник вырабатывает собственный стиль и отходит от влияния своего учителя Константина Коровина. К этому периоду в профессиональных кругах о Герасимове начинают говорить, что он состоялся как зрелый художник.

С.В. Герасимов. Колхозный праздник. Холст, масло. 234х372 см. 1937 г.
С.В. Герасимов. Колхозный праздник. Холст, масло. 234х372 см. 1937 г.

 Хрестоматийная картина Сергея Герасимова «Мать партизана», созданная в 1943 году, входит в золотой фонд изобразительного искусства периода Великой отечественной войны. Несгибаемость во взгляде русской крестьянки, смотрящей в глаза врагу, - собирательный образ матери солдата.

С.В. Герасимов. Мать партизана. Холст, масло. 184х232 см. 1943 г.
С.В. Герасимов. Мать партизана. Холст, масло. 184х232 см. 1943 г.

 Знаковое место занимают в творчестве художника лирические русские пейзажи, на которых угадываются просторы родного Можайска, поле Бородинской битвы, другие пейзажи России. Картины с богатой цветовой гаммой проникнуты глубоким лиризмом. На них все времена года, но любимым была ранняя весна. В пробуждение природы, дорогие сердцу иву, ручей, дубы, луговую зелень Герасимов вложил не только умение, но и всю широту своей души.

С.В. Герасимов. Лёд прошёл. Холст, масло. 75х110 см. 1945 г.
С.В. Герасимов. Лёд прошёл. Холст, масло. 75х110 см. 1945 г.

Известны также иллюстрации Сергея Герасимова к произведениям русской классики: к некрасовской поэме «Кому на Руси жить хорошо», к «Капитанской дочке» А.С. Пушкина, к горьковскому «Делу Артамоновых», к драме Островского «Гроза». Эти иллюстрации принято считать одними из лучших графических работ в советской живописи. За некоторые из них в 1958 году Сергей Васильевич Герасимов получил золотую медаль Всемирной выставки в Брюсселе.

 

 В послевоенные годы уже зрелый художник предаётся лирике и работает в основном в жанре пейзажа. «Последний снег» и «Первая зелень», «Пейзаж с речкой» и «Сирень в цвету» занимают С.В. Герасимова прежде всего.

С.В. Герасимов. Последний снег. Картон, масло. 50х70 см. 1954 г.
С.В. Герасимов. Последний снег. Картон, масло. 50х70 см. 1954 г.

 Серия восьми картин «Земля русская», за которую художнику посмертно была присуждена Ленинская премия, - это не что иное, как глубоко лирические полотна последних лет жизни: «Паводок», «Снег сошёл», «Можайск. Вечер.», «Ранняя весна» и другие пейзажные работы. Исключение, пожалуй, составляет лишь эпическая работа «За власть Советов», написанная в 1957 году. Это свидетельствует о том, что даже власти не оставалось ничего другого, кроме как признать художника лириком. В упомянутых выше пейзажах наиболее чётко проступают черты импрессионизма.

С.В. Герасимов. Плотина. Холст, масло. 82х105 . 1929 г.
С.В. Герасимов. Плотина. Холст, масло. 82х105 . 1929 г.

 Интерес к творчеству Сергея Васильевича Герасимова, прежде всего к пейзажам художника, не уменьшился и после его смерти. Благодарные ученики позаботились о том, чтобы статьи учителя, в которых много мыслей об искусстве, вышли отдельным изданием. Полотна кисти Герасимова хранятся в крупнейших выставочных залах и музеях России. На родине художника в Можайске открыт музей, а репродукции картин художника   изданы и переизданы множество раз.