Наряду с картинами, создавать которые требовала эпоха постреволюционных перемен и военных потрясений, он находил время любоваться родной природой, а в пафосных соцреалистических полотнах старался изобразить человеческие характеры. Он воспитал целое поколение талантливых художников, многие из которых превзошли своего учителя. Сергей Васильевич Герасимов оставил не только богатое творческое наследие, но и учеников, которым отдавал всего себя. Его творчество называют русским импрессионизмом. В нём причудливо сплелись русское содержание и французская форма.
Жизнь
Место рождения будущего художника – подмосковный город Можайск. Он родился в 1885 году в простой рабочей семье кустаря-кожевника. Отец, человек довольно начитанный, по воспоминаниям Сергея Васильевича, поощрял стремление детей к рисованию. Начальное образование Сергей Герасимов получил в местной школе, среднее – в городском училище. Когда ему исполнилось 15, приехал в Москву, где в Строгановском училище (декоративное отделение), а затем и в МУЖВЗ обучался живописи у выдающихся мастеров и педагогов того времени К. Коровина и С. Иванова. Как вспоминал сам художник, именно в это время он понял что больше всего на свете любит русскую историю и русское искусство. В то время эталоном творчества для него были картины Васнецова и Нестерова.
Чтобы лучше понять жизнь русской деревни Сергей Герасимов ездит по России. После поездок в Псков, Суздаль, Ростов, Вологду появляются картины «Обед», «Три крестьянина», «Кожевники».
С.В. Сергей Васильевич Герасимов «Три крестьянина» |
В Первую мировую художник идёт на фронт. Но после войны сразу же становится активным участником художественной жизни столицы. Молодые художники в то время объединялись по интересам. Сергей Васильевич Герасимов принадлежал к «Обществу московских художников», объединениям «Московский салон», «Маковец» и АХРР. Этот период для него ознаменовался изучением творчества Сезанна, Моне и Сислея. Отсюда и влияние французского импрессионизма в его картинах, изображающих типично русские пейзажи. Открыл для него технику великих французов один из преподавателей Герасимова Константин Коровин, его влияние ощутимо в ранних работах Сергея Герасимова.
В послереволюционные годы художник шлифует мастерство не только в живописи, но и в графике, гравюре, рисунке, литографии, плакате.
С.В. Герасимов. Рыбаки Волхова. бумага, акварель. 40х55 см. 1920-е годы. Частная коллекция. |
В 1915 году в родном Можайске Сергей Герасимов приобрёл специальную мастерскую, куда приезжал на долгие пленэры. Именно родная Можайская природа всегда находилась в центре творчества художника.
С.В. Герасимов. Вечер в Можайске. Доска, масло. 50х70,5 см. 1959 г |
С молодых лет и до конца своих дней Сергей Васильевич преподаёт. Ему очень многим обязаны выпускники художественной школы при типографии Сытина, ВХУТЕМАСа, Московского полиграфического института, МГХИ, МВХПУ.
С.В. Герасимов. Автопортрет (1923). Холст, масло. 88 x 66 см. Харьковский художественный музей |
Сергей Васильевич Герасимов имел учёную степень доктора искусствоведения. В 1940-х преподавал в московском художественном институте имени Сурикова. Как администратор и общественный деятель, проявил себя и в бывшей Строгановки в 1950-х, Первого секретаря правления Союза художников СССР, председателя правления Московской организации художников. За год до смерти он был избран депутатом Верховного Совета Российской Федерации.
Жизнь Сергея Васильевича Герасимова оборвалась в апреле 1964 года. Уже после смерти художника за серию картин «Земля русская» ему присудили Ленинскую премию и издали книгу «Об искусстве», в которой были собраны его статьи об искусстве.
С.В. Герасимов. Церковь Покрова на Нерли. Холст, масло. 1953 г. |
Творчество
Первой любовью в раннем творчестве Сергея Герасимова была акварель. Как сознавался сам художник, он работал в этой технике довольно долго. В этой технике выполнены ранние портреты и жанровые сцены мастера. В акварели он шлифовал присущий ему стиль с лёгкими мазками и изысканной цветовой гаммой.
Как и все художники того времени, Сергей Васильевич Герасимов не мог игнорировать октябрьские события 1917 года. В своём творчестве он живо откликнулся на всё, что происходило в стране после революции. В частности, оформлял празднование годовщины великого октября (1918). Панно Герасимова «Хозяин земли» в те дни украшало здание горсовета.
В 1910-20-х годах Сергей Герасимов работает над образом нового советского крестьянина. Названия картин говорят сами за себя: «Три крестьянина», «Крестьянка с петухом», «Фронтовик», «Крестьянин в шапке», «Рыбаки на Волхове». Сельские зарисовки и картины провинциальной жизни будут присутствовать в творчестве Сергея Васильевича на протяжении всей его жизни в искусстве. Но и в этих зарисовках чувствуется сильное влияние импрессионистов.
Известность Сергею Герасимову в 1930-х годах принесли работы «Клятва сибирских партизан» и «Колхозный сторож». Первая – одна из лучших картин на историко-революционную тему в советской живописи. В этот период художник создаёт ряд других созвучных эпохе полотен. Самые удачные - «В.И. Ленин на II съезде Советов среди делегатов-крестьян» и красочная жанровая картина «Колхозный праздник». Именно в это время художник вырабатывает собственный стиль и отходит от влияния своего учителя Константина Коровина. К этому периоду в профессиональных кругах о Герасимове начинают говорить, что он состоялся как зрелый художник.
С.В. Герасимов. Колхозный праздник. Холст, масло. 234х372 см. 1937 г. |
Хрестоматийная картина Сергея Герасимова «Мать партизана», созданная в 1943 году, входит в золотой фонд изобразительного искусства периода Великой отечественной войны. Несгибаемость во взгляде русской крестьянки, смотрящей в глаза врагу, - собирательный образ матери солдата.
С.В. Герасимов. Мать партизана. Холст, масло. 184х232 см. 1943 г. |
Знаковое место занимают в творчестве художника лирические русские пейзажи, на которых угадываются просторы родного Можайска, поле Бородинской битвы, другие пейзажи России. Картины с богатой цветовой гаммой проникнуты глубоким лиризмом. На них все времена года, но любимым была ранняя весна. В пробуждение природы, дорогие сердцу иву, ручей, дубы, луговую зелень Герасимов вложил не только умение, но и всю широту своей души.
С.В. Герасимов. Лёд прошёл. Холст, масло. 75х110 см. 1945 г. |
Известны также иллюстрации Сергея Герасимова к произведениям русской классики: к некрасовской поэме «Кому на Руси жить хорошо», к «Капитанской дочке» А.С. Пушкина, к горьковскому «Делу Артамоновых», к драме Островского «Гроза». Эти иллюстрации принято считать одними из лучших графических работ в советской живописи. За некоторые из них в 1958 году Сергей Васильевич Герасимов получил золотую медаль Всемирной выставки в Брюсселе.
В послевоенные годы уже зрелый художник предаётся лирике и работает в основном в жанре пейзажа. «Последний снег» и «Первая зелень», «Пейзаж с речкой» и «Сирень в цвету» занимают С.В. Герасимова прежде всего.
С.В. Герасимов. Последний снег. Картон, масло. 50х70 см. 1954 г. |
Серия восьми картин «Земля русская», за которую художнику посмертно была присуждена Ленинская премия, - это не что иное, как глубоко лирические полотна последних лет жизни: «Паводок», «Снег сошёл», «Можайск. Вечер.», «Ранняя весна» и другие пейзажные работы. Исключение, пожалуй, составляет лишь эпическая работа «За власть Советов», написанная в 1957 году. Это свидетельствует о том, что даже власти не оставалось ничего другого, кроме как признать художника лириком. В упомянутых выше пейзажах наиболее чётко проступают черты импрессионизма.
С.В. Герасимов. Плотина. Холст, масло. 82х105 . 1929 г. |
Интерес к творчеству Сергея Васильевича Герасимова, прежде всего к пейзажам художника, не уменьшился и после его смерти. Благодарные ученики позаботились о том, чтобы статьи учителя, в которых много мыслей об искусстве, вышли отдельным изданием. Полотна кисти Герасимова хранятся в крупнейших выставочных залах и музеях России. На родине художника в Можайске открыт музей, а репродукции картин художника изданы и переизданы множество раз.