В 1965 году в жизни московского живописца Андрея Плотнова произошло радостное событие. Он познакомился с Юрием Гагариным. Космонавт побывал в мастерской художника, и в один сеанс Плотнов написал портрет героя. Скромный русский паренёк с простым открытым лицом, совершивший исторический для всех землян полёт в космос. Встречи с Гагариным оставили в душе художника неизгладимое впечатление.
Позже живописец неоднократно возвращался к гагаринской теме. Всего им написано около десяти портретов космонавта. В итоге кропотливой работы родился замысел создать большую трёхчастную композицию. Начался напряжённый труд, который прервала трагическая гибель Юрия Гагарина. Однако позже Плотнов завершил задуманное. Так натурный портрет космонавта явился началом работы над циклом картин. Художник трудился над ним около трёх лет.
Левая часть триптиха. Гагарин перед полётом в космос пришёл на Красную площадь. Сосредоточенный и собранный стоит он у Мавзолея В. И. Ленина. Центральная часть — первые минуты возвращения Гагарина на Землю. Свершилось чудо — человек покорил космос! И правая часть триптиха: Юрий Гагарин с матерью и дочкой в своём родном городе. Это полотно более лирично, в нём художнику удалось передать трепетное чувство любви к Родине, своей земле. Работа над воплощением этой темы стала важным этапом в творчестве Андрея Плотнова.
Триптих А.И. Плотнова в Музее города Северска Томской области |
В его мастерской на Верхней Масловке, куда приезжал Юрий Гагарин, множество этюдов, эскизов, зарисовок, сделанных за 40 лет творческой деятельности.
Плотнов вспоминает, как первый портрет выставил, будучи студентом-первокурсником только что созданного тогда Московского художественного института. Это небольшой по размерам «Портрет старика». Учителями и наставниками молодого живописца были известные мастера Сергей Васильевич Герасимов и Григорий Михайлович Шегаль.
С тех пор художником запечатлено немало наших современников: деятелей науки, культуры, рабочих, колхозников, солдат, пограничников. Один из наиболее удачных портретов — «Чемпионка мира Е. Петушкова» — торжественный, парадный и в то же время сдержанный, строгий, раскрывающий образ прославленной олимпийской чемпионки по конному спорту.
А.И. Плотнов «Чемпионка мира Е. Петушкова» Холст, масло. 1971 год |
Андрей Плотнов часто путешествует по родной стране, ему, как он говорит, хочется своими глазами увидеть, сердцем понять красоту тех людей, чьими руками умножаются богатства Родины. С группой художников работал он на Горьковской, Волгоградской и Куйбышевской ГЭС, побывал на строительстве Волго-Донского канала, у шахтёров Воркуты, не раз ездил на целину. Многие замыслы живописца рождались во время таких поездок по стране.
Всегда и везде, несмотря на сложные условия, делать многочисленные наброски, запоминать, схватывать главное в увиденном — эта профессиональная привычка была приобретена ещё в суровые годы Великой Отечественной войны. С этюдником и альбомом побывал тогда Плотнов на многих фронтах. Работал в студии пограничных войск, руководимой П. Соколовым-Скаля.
Перед студией была поставлена задача — запечатлеть подвиг народа в грозную годину войны, создать художественную летопись тех героических лет. Сохранились зарисовки, сделанные в Одессе, в только что освобождённом Севастополе. Все эти наблюдения и живые впечатления помогли Плотнову в его работе с Соколовым-Скаля над известным полотном «Штурм Севастополя». Рядом с Соколовым-Скаля росло мастерство художника как автора сюжетной картины.
Соколов-Скаля П. П. «Штурм Севастополя» Холст, масло. 317 х 494,5 см; 1944-1947 гг. Государственный Русский музей |
Плотнов и сегодня часто обращается к военно-патриотической и исторической темам. Таким наиболее значительным произведением явилась картина «Зимний взят».
— После долгих раздумий,— вспоминает Плотнов,— я выбрал, как мне казалось, нешаблонный мотив, когда восставший народ выводит из только что взятого Зимнего членов Временного правительства. Казалось, что композиция уже сложилась, но чего-то не хватало, эмоционального настроя, что ли?.. И вот как-то рано утром я пришёл на Дворцовую площадь и увидел её во время восхода солнца, тревожную, торжественную, прекрасную, залитую словно полыхающим заревом пожарища. И, по-видимому, состояние неба явилось для меня тем необходимым аккомпанементом, которого так не хватало для эмоциональной окраски происходящего исторического события. И когда это было найдено, картина, как говорится, сразу «пошла».
А.И. Плотнов «Зимний взят» Холст, масло. 1967 год |
Тематические произведения Плотнова показывают, насколько важна для художника историческая правдивость. Не иллюстрация факта, а эмоциональная достоверность, которой художник достигает благодаря проникновению в существо происходящего события, дополняя его собственной творческой фантазией.
Не так давно персональная выставка Плотнова, приуроченная к 60-летию со дня рождения художника, состоялась в его родном городе Данкове, что недалеко от Куликова поля.
Картина А.И. Плотнова «Зимний взят» в Данковской картинной галерее (Липецкая область) |
В своё время картины, подаренные землякам Плотновым, послужили началом Данковской народной галереи. Позже он обратился к товарищам-художникам, и для галереи прислали произведения многие замечательные мастера искусства: Е. Кибрик, А. Лактионов, Н. Ромадин, Вл. Серов. Так была основана данковская галерея. Теперь он, почётный гражданин города Данкова, в залах народной галереи часто встречается с земляками. Большой раздел составляют этюды, выполненные живописцем во время поездок по странам мира. Он объездил почти всю Европу, побывал в США, Японии, Бразилии, Индии, Сирии...
Фото Владимира Синева: «В картинной галерее» |
— Я видел много стран, разных людей,— рассказывает художник,— но милее всего для меня мой народ, Родина, моя земля — зелёная Задонщина. Люблю её небо в любое время года, когда оно высокое и светлое и когда в ненастные дни хмуро повисает над землей. Люблю голубые вёсны и золотисто-багряную осень, студеные зимы с пушистым белым снегом.
Мне посчастливилось встретить в жизни замечательных людей, чьи имена теперь слава и гордость Отечества. Среди них первый для меня — Юрий Гагарин, мой современник. И вот о любви к земле и её народу мне хочется поведать людям.
Н. БАРКОВА
Журнал Юный художник №4 1981 г.
На аватаре: Двукратная чемпионка мира по конной выездке Елена Петушкова позирует А.И. Плотнову у него в мастерской.