Там, наверху, только и разговоров, что о море
Море притягивает людей с самого начала цивилизации — некоторые народы его боялись, некоторые боготворили. В изобразительном искусстве нашли отражение самые разные взгляды на эту тему, маринистика даже сформировалась в отдельное направление, собрав воедино всех очарованных бескрайней водной гладью. Мысль о том, что лучшие картины художников с видами моря уже написаны, не имеет под собой никаких оснований. Российские и зарубежные авторы, пишущие картины маслом и акварелью, работающие пастелью и темперой, продолжают пополнять мировой фонд произведений и развивать морскую тему.
Часто авторы в своих работах показывают море лишь частью общего плана — важной, но не центральной. Безмятежной гладью воды можно полюбоваться, глядя на «Белые скалы» Марины Николаевны Кусраевой или «Беседку у моря» Юрия Владимировича Пугачёва. Согретые южным солнцем, над водой возвышаются «Остров Пифагора» кисти Ольги Борисовны Шойхет и «Адриатическое море. Святой Стефан» Игоря Владимировича Примаченко. Отражаются в волнах белые стены «Кадакеса» Галины Германовны Гомзиной, яркими бликами приветствует написанная Сергеем Юрьевичем Ефремовым «Корсика». Вода оттеняет архитектуру, привносит в работы художников ноты праздника, безмятежности и беспричинного счастья.
Но есть и такие картины с пейзажами русских художников, на которых море забирает всё внимание. Стоит только взглянуть на «Кружева пены морской» Галины Николаевны Кудряшовой, как становится ясно, что морю, в общем-то, не нужны ни корабли, ни маяки, оно самодостаточно само по себе. Завораживающее сияние воды в солнечных лучах очаровало многих художников. К примеру, «Paradise» Галины Ивановны Пивоваровой даёт возможность насладиться широкой гаммой оттенков на водной глади — здесь и расплавленное золото солнечного света, и мятная прохлада волн, и белое шитьё пены.
Менее романтичным людям, решившим купить картину для интерьера, может прийтись по вкусу «Балтийское море» Игоря Валентиновича Воротникова. В ней нет и намёка на праздность и умиротворение, из-под кисти художника появилась не то неприветливая кромка прибоя, не то штормовая волна. Тщательно написанная вода темна, похожа на жидкий металл и кажется тяжёлой и холодной. Ей вторит работа Сергея Лима «Волны», являющая собой следующую стадию шторма. Свет пытается пробиться сквозь толщу волн, но этого недостаточно и море всё равно выглядит непроглядным и опасным. Но рано или поздно стихия отступает, и приходит новый день, как на картине Василия Похомова «Утро после шторма». Рваные клочья пены ещё лежат на шумных волнах, но небо уже светлеет и предвещает покой.
Не меньше солнечного авторов притягивает лунный свет и, глядя на ночные морские пейзажи, начинаешь понимать, почему. «Полнолуние» Марины Соколовой — яркий тому пример. Ночью, когда жизнь затихает, море выглядит спокойным и ещё более таинственным, им хочется любоваться очень долго, и прекрасная картина Артура Павловича Костылева «Ночь» как нельзя лучше дополняет морскую тему.
Анна Николаевна Ковалева
|