МОЛОДЫМИ ГОЛОСАМИ
Молодые художники города Горького энергично вторгаются в жизнь, смело берутся за темы большого звучания.
ПУТЬ К СЕРЬЁЗНОЙ ТЕМЕ
Замысел рождался трудно и долго. Студент-выпускник живописного факультета Ленинградского института им И. Е. Репина В. Холуев никак не мог выбрать тему для дипломной работы, хотя его давно волновали жизнь трудового народа, революция. Делая первые эскизы. Холуев понял: тема восставшего народа связана с образом Ленина.
Но не слишком ли большая смелость для студента браться за воплощение образа вождя? Не чувствуя себя достаточно подготовленным, Владимир Холуев стал постепенно разрабатывать волнующую его тему. И вот, наконец, молодой художник приступил к созданию картины «Солдаты революции». Полотно ещё пишется и предстанет перед зрителями на зональной выставке. Уже около пяти лет работает художник, и в том, что творит он по внутренней потребности и велению сердца — залог его успеха.
Холуев Владимир Фёдорович «Солдаты революции» |
ЗВОНКИЙ ТАЛАНТ
Способным живописцем зарекомендовал себя молодой горьковчанин Евгений Рудов. В интонациях его голоса звучат органически усвоенные традиции творчества Юона, Кустодиева, Рябушкина. Он знает и любит колхозную деревню. Пять лет тому назад Евгений поехал в Васильсурск. Красота маленького волжского городка навсегда покорила его сердце.
Картины Евгения Рудова — своеобразное сочетание пейзажа с жанром. Вдохновенно раскрывает он красоту будничной жизни этих мест. Его произведения ярко декоративны, их интенсивный цвет продиктован оптимизмом, стремлением передать праздничную красоту мира. Но порою в его картинах исчезает пространственная глубина, форма становится нарочито плоскостной, что резко снижает эмоциональное впечатление.
К зональной выставке художник готовит произведения «Марийская деревня», «Сура», «Пристань у Васильсурска».
Рудов Евгений Иванович «Марийская деревня» 190х70см, холст, масло. 1961 г. |
О ЖИЗНИ, О ЧЕЛОВЕКЕ
Говорят, всё познается в сравнении. Если сравнить биографии Евгения Рудова и Игоря Корнева, то обнаружится много общего. В одно время они учились в Горьковском художественном училище, темы и почерки их также близки, оба любят шумную сутолоку колхозных базаров и перевозов, яркую декоративную живопись. Но это только на первый взгляд. На самом деле они разные.
Е. Рудов больше пейзажист, И. Корневу ближе жанр. Не случайно такое большое место в его творчестве занимает портрет. Его работы отличаются интересом к человеку, к его внутреннему миру. «Волгарь» — так назвал автор новый портрет, стремясь создать обобщённый образ современника.
Корнев Игорь Александрович «Субботник в соцгороде» 1950 г. Холст, масло. 160х115 см |
КРАСОТУ — В БЫТ
Восемь лет назад, окончив монументально-живописное отделение Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной, Валентин Любимов приехал в Горький. Ему хотелось писать картины, и в то же время его неудержимо тянуло искусство монументальное. Не теряя времени, молодой художник начал много работать. Постепенно освобождаясь от дробности композиций, от бытовизма, он упорно искал темы, средства их художественного выражения.
Совсем недавно Валентин Любимов вместе с художниками А. Швайкиным, А. Топуновым и И. Корневым оформил актовый зал Горьковского государственного университета. Сейчас он разрабатывает эскиз «Волга и Ока» для оформления Горьковского речного вокзала. Работает молодой художник и над станковыми произведениями, на его мольбертах картина «Африка борется» и «Асфальт».
Вот уже почти год Валентин Любимов — главный художник города. Настойчиво борется он за его красоту.
Валентин Любимов «Волга» |
Валентин Васильевич Любимов. Асфальт. Xолст, темпера. 1964 г. (Репродукция из журнала «Художник» № 6, за 1964 г.) |
О ВОЛГЕ ШИРОКОЙ
Ирина Савиных выросла на берегах Волги. Её творческий путь начался в 1958 году после окончания Горьковского художественного училища. Молодая художница — участница всех последних крупных выставок. Сейчас она работает над серией линогравюр и акварелей «Волжские берега». Работы Ирины Савиных согреты теплотой лирического чувства. Ей свойственна особая нежность и тонкость поэтического переживания природы.
Ирина Ивановна Савиных. Караван. Цветная линогравюра. 1962 г. (Репродукция из журнала «Художник» № 6, за 1964 г.) |
РАСТИ ПРИКАЗЫВАЕТ ВРЕМЯ
Остротой композиционных решений, лаконичной выразительностью цвета захватывают зрителя графические работы Анатолия Павлова. Они созвучны сегодняшнему дню, современны. Больше всего привлекают Анатолия темы, связанные с жизнью советской молодёжи. Работает художник и в области монументального искусства — в молодёжной бригаде, оформляющей общественные здания города, он один из ведущих. Разумеется, не забывает художник и живопись.
Анатолий Николаевич Павлов «Аэродром» Бумага, гуашь, темпера. 1963 г. (Репродукция из журнала «Художник» № 6, за 1964 г.) |
НАСЛЕДНИК КАПИТАНОВ
Борис Бочкарёв — потомственный волгарь. Его дед и отец водили по реке караваны судов. С момента окончания Горьковского художественного училища (1952) он работает много, неудержимо. В его картинах — восторг перед красотой природы родного края. «Волга трудовая» — так называется картина, которую молодой художник заканчивает к зональной выставке.
Борис Леонидович Бочкарёв. Волга трудовая. Xолст, масло. 1963 г. (Репродукция из журнала «Художник» № 6, за 1964 г.) |
Вот уже более десяти лет Борис Бочкарёв руководит художественной студией на «Красном Сормове». Воспитывая и обучая молодежь, он растёт сам, стремится заразить любовью к искусству и красоте Волги своих друзей—рабочих завода.
Борис Леонидович Бочкарёв «Волжские пристани». Масло. |
Борис Леонидович Бочкарёв «Окрестности Ветлуги» 1964 г. Картон, масло. 70х104 см |
Много в городе хороших и разных художников. Но пусть не создается впечатление, что у горьковчан всё одинаково удачно и совершенно. И у них есть просчеты и неудачи.
И всё же хочется верить, что выставка «Большая Волга» подтвердит творческую зрелость горьковской молодёжи.
В. ФИЛИППОВ
Журнал «Художник» № 6, 1964 г.