Картины художника Владимира Гремитских

 

Живопись и графика московского художника Владимира Георгиевича Гремитских (1916-1991) Продажа картин без посредников.

Сайт принадлежит сыну художника Александру Гремитских.

Выдаётся сертификат подлинности. 

 

Новости
Графика Латифа Казбекова увеличить изображение
Графика Латифа Казбекова

Мудрый мир природы

 

Латиф Казбеков окончил графический факультет ленинградского института им. И. Е. Репина в 1981 году. С тех пор он успел оформить более десяти книг, был участником различных выставок как график-станковист. Однако в полной мере заявил о себе в 1984 году, когда на Ленинградской зональной выставке появились три литографии — «Время», «Взгляд», «Память». Примерно в то же время вышли из печати две проиллюстрированные Казбековым книги — А. Стерликова и Н. Сладкова. Стало очевидным, что сложился новый интересный художник.

 

С работы над «Камышовыми странниками» Анатолия Стерликова началось близкое знакомство Казбекова с миром природы, с её законами и жизнью. Но в тот момент он едва ли мог предположить, какой важный этап открывается в его творческой биографии. С появлением первых набросков и эскизов будущих иллюстраций возникли самые непредвиденные проблемы. Писатель требовал от графика быть документально точным в изображении, правдивым. И после некоторой растерянности художнику на этом пути открылся огромный мир, пришло удивление многоликостью природы, её мудрым устройством в каждой малости. Оказалось, что волк степной существенно отличается от своего серого лесного собрата, всем известные камыши имеют множество видов, а моюнкумские камыши, как лица людей в толпе, имеют свои особенности и признаки.

В книгу вошло около пятидесяти иллюстраций. Выполненные в два цвета — чёрные чернила и коричневая тушь,— они воспринимаются полихромными за счёт широких тоновых градаций. Эта черта свойственна многим работам Казбекова. Как легко, просто и доверительно идёт рассказ о детстве, также легко и естественно в иллюстрациях живут герои книги. Полосные иллюстрации имеют два плана: второй (главный) рисует широту и размах степи, барханов, речной долины, а на первом копошатся всякие мелкие зверюшки, птицы, насекомые, шелестят травы. Центральный персонаж — ребёнок — такая же неотъемлемая часть природы, как и другие её обитатели.

Вся книга выполнена как бы на одном дыхании, в одном художественном ключе. Она проникнута искренней любовью ко всему, о чём идет в ней речь, убедительностью передачи увиденного.

 

Л. Казбеков. Обложка книги А. Стерликова «Камышовые странники»
Л. Казбеков. Обложка книги А. Стерликова «Камышовые странники»

 

Логическое продолжение и развитие получает эта тема в следующей работе Казбекова — в «Азбуке леса» Н. Сладкова, где много художественных находок. Например, буква «Л» открывается полосной иллюстрацией, на которой лисица нападает на глухаря, сама буквица — прихотливо изогнувшееся в прыжке тельце ласки, а дальше — ласточка, лесное озерко, бабочка-ленточник, лесные птички — все с «портретами». Достоверность и точность в этой книге уже не нуждались в специальной оговорке, это подразумевалось само собой: иллюстрации к азбуке. Однако Казбеков не становится сухим документалистом. Кажется, что каждое слово автора давало простор для фантазии графика, что работу эту сопровождала та же радость догадки и узнавания, которую испытывает взявший книгу в руки читатель. Звери и птицы охотятся, спят, умываются, играют, прячутся. Непосредственность и живость рисунков, как больших, на всю страницу, так и крошечных заставок, создают ощущение беспрерывного движения. Они следуют чередой рядом с насмешливо ласковой речью Н. Сладкова. Умная и добрая, простая без упрощения, «Азбука леса» в совокупности всех своих элементов учит видеть природу, понимать её и открывать для себя.

 

Л. Казбеков. Иллюстрация к книге Н. Сладкова «Азбука леса». Перо, чернила, тушь. Фотография журнала «Художник» № 9, 1990 г.
Л. Казбеков. Иллюстрация к книге Н. Сладкова «Азбука леса». Перо, чернила, тушь. Фотография журнала «Художник» № 9, 1990 г.

 

Помимо радости узнавания работа над книгами приносила острую боль потери. Шла ли речь о сайгаках, стада которых совсем недавно паслись в казахстанских степях в таком множестве, что трудно было даже предположить угрозу их вымирания. Или о чёрном саксауле — декоративном кустарнике, который мы некогда экспортировали в Европу, а ныне в той же Европе покупаем за валюту. Или же о сарычах — горделивых представителях орлиного племени, казавшихся неотъемлемой частью сурового своеобразия степей. Или, наконец, о самой природе, облик которой складывался тысячелетиями, неповторимой, щедрой ко всем её созданиям.

 

Л. Казбеков. Иллюстрация к книге Н. Сладкова «Азбука леса». Перо, чернила, тушь. Фотография журнала «Художник» № 9, 1990 г.
Л. Казбеков. Иллюстрация к книге Н. Сладкова «Азбука леса». Перо, чернила, тушь. Фотография журнала «Художник» № 9, 1990 г.

 

Осмысленный, пережитый материал требовал обобщения и выводов. Об экологии сейчас говорят много. Делают значительно меньше. Что может предпринять художник для спасения окружающего его мира? Чем может помочь? Во весь голос, с полной самоотдачей призвать к разуму и сердцу человечества, пока ещё не поздно, пока можно спасти хоть часть утраченного.

 

Л. Казбеков. Иллюстрация к книге Н. Сладкова «Азбука леса». Перо, чернила, тушь. Фотография журнала «Художник» № 9, 1990 г.
Л. Казбеков. Иллюстрация к книге Н. Сладкова «Азбука леса». Перо, чернила, тушь. Фотография журнала «Художник» № 9, 1990 г.

 

Но к прямому разговору об экологии Казбеков приходит не сразу. Его литографии «Время», «Взгляд», «Память» ещё не говорят непосредственно о необходимости сохранить и сберечь. Образы природы подсказывают художнику путь к символическому изображению понятий, не имеющих зрительного эквивалента.

Время находит своё воплощение в образе бешено скачущих лошадей, которых внезапный смерч может погубить, но остановить не в силах.

Олицетворением взгляда становится дерево: цветущее и полное сил под добрым взглядом, вянущее от злого. Страшнее этого — взгляд равнодушный, оставляющий после себя безнадёжно мёртвые, засохшие ветви.

Наконец «Память» — дерево без корней, обречённое на гибель, как и человек, лишённый памяти о своих истоках.

Так, из подсказанных природой символов рождается разговор о вечных нравственных категориях, без осознания которых не может быть полноценной жизнь человечества. Художественный язык этих литографий лаконичен, строг и скуп, сдержан колорит.

Сегодня Латиф Казбеков продолжает работу над серией «Поиск». Не замыкаясь в жанровые или количественные границы, она постоянно пополняется новыми листами, совершенствуется и переосмысляется. В ней речь идет, с одной стороны, о реликтовых, редких животных, которыми раньше была так богата фауна и которых сейчас можно увидеть разве что в бинокль («Сайгачонок»). С другой стороны, встают вопросы философского звучания, тема охраны природы смыкается с разговором о духовности.

 

В. ТОРБИК

Журнал «Художник» № 9, 1990 г.

 

Л. Казбеков. Сайгачонок. Из серии «Поиск». Литография. 1985 г. Фотография журнала «Художник» № 9, 1990 г.
Л. Казбеков. Сайгачонок. Из серии «Поиск». Литография. 1985 г. Фотография журнала «Художник» № 9, 1990 г.

Л. Казбеков. Иллюстрация к книге Н. Сладкова «Азбука леса». Перо, чернила, тушь. Фотография журнала «Художник» № 9, 1990 г.
Л. Казбеков. Иллюстрация к книге Н. Сладкова «Азбука леса». Перо, чернила, тушь. Фотография журнала «Художник» № 9, 1990 г.