Мудрый мир природы
Латиф Казбеков окончил графический факультет ленинградского института им. И. Е. Репина в 1981 году. С тех пор он успел оформить более десяти книг, был участником различных выставок как график-станковист. Однако в полной мере заявил о себе в 1984 году, когда на Ленинградской зональной выставке появились три литографии — «Время», «Взгляд», «Память». Примерно в то же время вышли из печати две проиллюстрированные Казбековым книги — А. Стерликова и Н. Сладкова. Стало очевидным, что сложился новый интересный художник.
С работы над «Камышовыми странниками» Анатолия Стерликова началось близкое знакомство Казбекова с миром природы, с её законами и жизнью. Но в тот момент он едва ли мог предположить, какой важный этап открывается в его творческой биографии. С появлением первых набросков и эскизов будущих иллюстраций возникли самые непредвиденные проблемы. Писатель требовал от графика быть документально точным в изображении, правдивым. И после некоторой растерянности художнику на этом пути открылся огромный мир, пришло удивление многоликостью природы, её мудрым устройством в каждой малости. Оказалось, что волк степной существенно отличается от своего серого лесного собрата, всем известные камыши имеют множество видов, а моюнкумские камыши, как лица людей в толпе, имеют свои особенности и признаки.
В книгу вошло около пятидесяти иллюстраций. Выполненные в два цвета — чёрные чернила и коричневая тушь,— они воспринимаются полихромными за счёт широких тоновых градаций. Эта черта свойственна многим работам Казбекова. Как легко, просто и доверительно идёт рассказ о детстве, также легко и естественно в иллюстрациях живут герои книги. Полосные иллюстрации имеют два плана: второй (главный) рисует широту и размах степи, барханов, речной долины, а на первом копошатся всякие мелкие зверюшки, птицы, насекомые, шелестят травы. Центральный персонаж — ребёнок — такая же неотъемлемая часть природы, как и другие её обитатели.
Вся книга выполнена как бы на одном дыхании, в одном художественном ключе. Она проникнута искренней любовью ко всему, о чём идет в ней речь, убедительностью передачи увиденного.
Л. Казбеков. Обложка книги А. Стерликова «Камышовые странники» |
Логическое продолжение и развитие получает эта тема в следующей работе Казбекова — в «Азбуке леса» Н. Сладкова, где много художественных находок. Например, буква «Л» открывается полосной иллюстрацией, на которой лисица нападает на глухаря, сама буквица — прихотливо изогнувшееся в прыжке тельце ласки, а дальше — ласточка, лесное озерко, бабочка-ленточник, лесные птички — все с «портретами». Достоверность и точность в этой книге уже не нуждались в специальной оговорке, это подразумевалось само собой: иллюстрации к азбуке. Однако Казбеков не становится сухим документалистом. Кажется, что каждое слово автора давало простор для фантазии графика, что работу эту сопровождала та же радость догадки и узнавания, которую испытывает взявший книгу в руки читатель. Звери и птицы охотятся, спят, умываются, играют, прячутся. Непосредственность и живость рисунков, как больших, на всю страницу, так и крошечных заставок, создают ощущение беспрерывного движения. Они следуют чередой рядом с насмешливо ласковой речью Н. Сладкова. Умная и добрая, простая без упрощения, «Азбука леса» в совокупности всех своих элементов учит видеть природу, понимать её и открывать для себя.
Л. Казбеков. Иллюстрация к книге Н. Сладкова «Азбука леса». Перо, чернила, тушь. Фотография журнала «Художник» № 9, 1990 г. |
Помимо радости узнавания работа над книгами приносила острую боль потери. Шла ли речь о сайгаках, стада которых совсем недавно паслись в казахстанских степях в таком множестве, что трудно было даже предположить угрозу их вымирания. Или о чёрном саксауле — декоративном кустарнике, который мы некогда экспортировали в Европу, а ныне в той же Европе покупаем за валюту. Или же о сарычах — горделивых представителях орлиного племени, казавшихся неотъемлемой частью сурового своеобразия степей. Или, наконец, о самой природе, облик которой складывался тысячелетиями, неповторимой, щедрой ко всем её созданиям.
Л. Казбеков. Иллюстрация к книге Н. Сладкова «Азбука леса». Перо, чернила, тушь. Фотография журнала «Художник» № 9, 1990 г. |
Осмысленный, пережитый материал требовал обобщения и выводов. Об экологии сейчас говорят много. Делают значительно меньше. Что может предпринять художник для спасения окружающего его мира? Чем может помочь? Во весь голос, с полной самоотдачей призвать к разуму и сердцу человечества, пока ещё не поздно, пока можно спасти хоть часть утраченного.
Л. Казбеков. Иллюстрация к книге Н. Сладкова «Азбука леса». Перо, чернила, тушь. Фотография журнала «Художник» № 9, 1990 г. |
Но к прямому разговору об экологии Казбеков приходит не сразу. Его литографии «Время», «Взгляд», «Память» ещё не говорят непосредственно о необходимости сохранить и сберечь. Образы природы подсказывают художнику путь к символическому изображению понятий, не имеющих зрительного эквивалента.
Время находит своё воплощение в образе бешено скачущих лошадей, которых внезапный смерч может погубить, но остановить не в силах.
Олицетворением взгляда становится дерево: цветущее и полное сил под добрым взглядом, вянущее от злого. Страшнее этого — взгляд равнодушный, оставляющий после себя безнадёжно мёртвые, засохшие ветви.
Наконец «Память» — дерево без корней, обречённое на гибель, как и человек, лишённый памяти о своих истоках.
Так, из подсказанных природой символов рождается разговор о вечных нравственных категориях, без осознания которых не может быть полноценной жизнь человечества. Художественный язык этих литографий лаконичен, строг и скуп, сдержан колорит.
Сегодня Латиф Казбеков продолжает работу над серией «Поиск». Не замыкаясь в жанровые или количественные границы, она постоянно пополняется новыми листами, совершенствуется и переосмысляется. В ней речь идет, с одной стороны, о реликтовых, редких животных, которыми раньше была так богата фауна и которых сейчас можно увидеть разве что в бинокль («Сайгачонок»). С другой стороны, встают вопросы философского звучания, тема охраны природы смыкается с разговором о духовности.
В. ТОРБИК
Журнал «Художник» № 9, 1990 г.
Л. Казбеков. Сайгачонок. Из серии «Поиск». Литография. 1985 г. Фотография журнала «Художник» № 9, 1990 г. |
Л. Казбеков. Иллюстрация к книге Н. Сладкова «Азбука леса». Перо, чернила, тушь. Фотография журнала «Художник» № 9, 1990 г. |