Октябрьскую социалистическую революцию 1917 года можно назвать эпохальным событием, повлиявшим не только на политическую ситуацию в мире, но и на культуру. Справедливо будет отметить, что мир искусства уже начал меняться за несколько лет до революции, как бы предчувствуя и предугадывая надвигающиеся события.
И это вполне объяснимо, ведь по настоящему творческие люди обладают своего рода интуицией и тонко чувствуют настрой масс. Подтверждением этому – произведения деятелей культуры предреволюционной России. Некоторые из них, такие как балет Стравинского «Священная весна» 1913 года, вызывали взрыв общественного мнения, возмущения критиков и споры, но в то же время никого не оставляли равнодушными, став первым толчком к изменениям культуры в мире.
Перемены в литературе и театре
Ещё в 1912 году футуристы начали борьбу со старорежимной литературой, к которой относились произведения Пушкина, Толстого, Достоевского и другим классиков. «Сбросить их с Парохода Современности» призывал манифест, подписанный Маяковским, Крученых и Бурлюком. Дух перемен охватил все области искусства.
Почувствовав вкус победы в литературе, предвестники новой идеологии принялись за революцию в театре, создав первую футуристическую оперу с символическим названием «Победа над солнцем». Она насквозь была пропитана идеей построения кардинально нового будущего, но для этого необходимо было полностью разрушить старое прошлое. Музыке Матюшина и словам Крученых, слившимся в этой опере, «взорвавшей мозг зрителей», удалось открыть для театра новое направление, в котором он и продолжал двигаться на протяжении следующих ближайших десятилетий.
Революционная геометрия Малевича
Художником-постановщиком «Победы над солнцем» был Казимир Малевич, «Чёрный квадрат» которого до сих пор вызывает бурные споры. Именно в период работы над знаковой оперой в сознании художника начали формироваться принципы абсолютно нового направления в изобразительном искусстве – супрематизма. Основой для своих картин Малевич выбрал геометрические формы. Особенное внимание он уделял кругу, кресту и, конечно же, квадратам, для которых у него было три разных цвета – белый, красный и чёрный.
Знаменитый «Чёрный квадрат» стал своего рода иконой, занявшей почетный «красный угол» на выставке футуризма в Петербурге. Он считается как своего рода продолжением «Победы над солнцем», так и одним из предвозвестников революции. А значение этой «революционной» картины в становлении и истории искусства 20-го века сложно переоценить. Одни называли её предзнаменованием новой эпохи раскрепощения сознания. Другие видели в «Чёрном квадрате» пресловутую чёрную дыру, в которой должна была бесследно исчезнуть культура прошлых лет.
Революция и кинематограф
В понимании вождей революции кино представлялось как орудие агитации и пропаганды, и должно было прославлять светлое будущее. Молодые кинематографисты с восторгом восприняли эту идею и с энтузиазмом принялись за создание новаторского киноискусства. При создании ряда эпохальных кинокартин, среди которых «Броненосец Потемкин» и «Человек с киноаппаратом», были использованы новые приёмы. Такие эксперименты имели грандиозный успех у зрителей и повлияли на историю не только советского, но и морового кинематографа.
Не остались в стороне от революционных событий композиторы, архитекторы и другие культурные деятели новой Страны Советов. Многие пропитались духом перемен и хотели внести свою долю в развитие нового искусства, другие брали пример с тех, кто стоял у истоков новой культуры. Третьи протестовали против нового строя и создавали творения запрещённые, но проникающие в массы окольными путями, а кому-то приходилось просто приспосабливаться к новой власти и творить ей в угоду. Но каждый из них в той или иной степени причастен к созданию нового искусства, повлиявшего на мировую культуру.
Татьяна Осипова