МОСКВА
В Государственном научно-исследовательском музее архитектуры им. А. В. Щусева в январе — феврале 1984 года была открыта выставка «Архитекторы братья Веснины», приуроченная к 100-летию со дня рождения младшего из братьев. Подлинные образцы архитектурной графики, вышедшие из-под руки этих мастеров, удачно дополнены фотоматериалами, сценографическими и станковыми работами Александра Веснина, чрезвычайно знаменательными с точки зрения сложения формологической концепции конструктивизма.
Леонид Александрович (1880—1933), Виктор Александрович (1882—1950) и Александр Александрович (1883—1959) Веснины представляли собой редкостный по единомыслию и слиянию художественных устремлений творческий коллектив. Их индивидуальности счастливо дополняли друг друга, а взаимопонимание и нежная братская привязанность были так велики, что в результате совместной работы они вошли в историю современной архитектуры как некое нерасчленимое целое, как Мастер, имя которому — Братья Веснины.
Именно это и доказывает выставка, несмотря на то, что представлены здесь работы, выполненные братьями индивидуально или вместе с другими соавторами,— к их числу относятся произведения, созданные до 1923 года, когда, работая над конкурсным проектом Дворца Труда для Москвы, они впервые сформулировали творческое кредо конструктивизма, ставшего эпохой в советском зодчестве. Известно, что, хотя проект не был по достоинству оценен жюри и получил на конкурсе лишь 3-ю премию, он знаменовал собой начало нового архитектурного подхода, нового мышления — крупными стереометрическими формами, скомпонованными в соответствии с потребностями функционально организованного внутреннего пространства и расчленёнными обнажённой сеткой железобетонного каркаса, являющегося конструктивной основой постройки.
Новая социальная функция и конструкция здания, правдиво выраженные во внешнем облике, легли в основу конструктивизма как метода архитектурного творчества, сформулированного как программа лишь двумя годами позже, при образовании в 1925 году ОСА— Объединения Современных Архитекторов, признанными лидерами которого стали братья Веснины.
Выставка в музее архитектуры последовательно отразила этапы становления этого творческого коллектива, начиная с работ предреволюционной поры.
В начальный период они отдают дань различным стилевым направлениям, сосуществовавшим в предреволюционной архитектуре,— от вариаций на древнерусскую тему до увлечения неоклассикой (сказывается пройденная Леонидом Весниным школа Л. Бенуа). Уже в эти годы обнаруживается тяга Александра Веснина к изобразительному искусству. Для особняка Сироткина, спроектированного братьями (ныне Художественный музей в г. Горьком), он исполняет эскизы росписи интерьера, слегка напоминающие барочные композиции.
Позднее, сблизившись с В. Татлиным, А. Веснин остается надолго приверженцем его окружения, в особенности Л. Поповой и А. Экстер. Выставка показала основные этапы эволюции художественных взглядов А. Веснина с точки зрения разработки новых пластических форм разнообразия его поисков — вплоть до постановок в Московском камерном театре, где режиссерская концепция А. Таирова оказалась сродни стремлениям самого художника.
В эти же годы продолжается проектировочная деятельность В. и Л. Весниных в области архитектуры промышленных зданий, поиск рациональных планировочных решений рабочих поселков при них. Выработанный во время занятий сценографией новый пластический язык А. Веснин привносит в совместную архитектурную работу с братьями над проектом Дворца Труда.
«Счастливому» периоду деятельности Весниных — с 1923 г. до начала 30-х гг.— была посвящена основная часть экспозиции.
После первых проектов — здания акционерного общества «Аркос», московской конторы «Ленинградской правды» — Веснины постепенно приходят к более усложнённому пониманию архитектурного организма, каждая часть которого трактуется ими как фрагмент живого организма. В этот период им удалось воплотить максимальное число своих замыслов. Архитектура Днепрогэса блестяще подтвердила, что и чисто утилитарная индустриальная форма может быть высокоэстетической.
В конце 1920-х годов общее изменение направленности архитектурных вкусов не могло не отразиться и на творчестве братьев Весниных. Однако предпринятые ими попытки «обогатить» конструктивистскую форму средствами скульптуры и монументальной живописи вряд ли можно признать органичными для этого коллектива.
В 1930-е годы братья Веснины, несмотря на кончину Леонида Александровича, продолжают активную творческую деятельность и педагогическую работу. В. Веснин становится первым президентом Академии архитектуры и возглавляет созданный в 1932 году Союз советских архитекторов.
В проектах мастерской Весниных этого времени нет примеров прямых заимствований из арсенала форм прошлого. В таком известном произведении, как 2-й Дом Совнаркома в Москве, геометрическое каркасное тело приобретает симметрию, ордерное членение и таким образом авторы приспосабливаются к имевшимся в то время представлениям о монументальности, приличествующей такому зданию.
Содержательная выставка в музее архитектуры стала данью благодарной памяти братьев Весниных, чьё значение в истории советской и мировой архитектуры велико.
Е. Сарычева
Журнал «Художник № 7, 1984 г.