Картины художника Владимира Гремитских

 

Живопись и графика московского художника Владимира Георгиевича Гремитских (1916-1991) Продажа картин без посредников.

Сайт принадлежит сыну художника Александру Гремитских.

Выдаётся сертификат подлинности. 

 

Новости
У родника. Картины Бориса Ивановича Шаманова увеличить изображение
У родника. Картины Бориса Ивановича Шаманова

 

Картина Бориса Ивановича Шаманова «У родника. (Источник)» (1969) — этапная для живописца и в определённой степени символизирующая действительные истоки, «начала» его творчества. Творчества, в котором реальное не отторгается от идеального, где гармония мира, которую постоянно ищет и утверждает Шаманов, отнюдь не безмятежна, где видно, как современный художник бережно прикасается к истокам искусства, определяемым именами В. Борисова-Мусатова, К. Петрова-Водкина и иными, хронологически, быть может, более далёкими, но близкими ему трепетностью и одновременно ясной соразмерностью, умиротворённостью и скрытой тревогой, светлой одухотворенностью создаваемых ими образов.

В картине проявляется характерное для автора видение мира с его стремлением передать в частном, жанрово- бытовом всеобщее и возвышенное. Символика вечного истока, обозначенная мотивом бесконечно струящейся холодно-прозрачной воды и двух девушек у родника, кажется органично возникающей из реальности — столь точно найдена мера жизненно и художественно правдивого. Это сочетание поэтического волнения и жизненной правды в самом строе холста, в изображении бескрайнего, развернутого на плоскости пространства, в цветовом ладе чуть-чуть приглушённых «фресковых» тонов, в замедленно плавных ритмах движений фигур, словно подхваченных круглящимися линиями холмов и упруго вставшей над землей радуги.

Б.И. Шаманов «У родника» 1969 г.
Б.И. Шаманов «У родника» 1969 г.

Необычная музыка живописи соединяет людей и природу в то целое, которое есть выражение современных этических представлений и вместе с тем — развитие традиции отечественного искусства с его пиететом к природе. Причём для художника — это своего рода программа не только для данной картины, но и для творчества в целом. Такая программа, чуждая какой-либо декларации, отстаивает высокие ценности, «живую красоту», благоговение перед жизнью. «У родника (Источник)» — не только веха на пути творчества Шаманова, но и завершение его первого периода с ярко выраженным стремлением передать явь и поэзию предметного мира. Вместе с тем в этой картине — черты следующего периода с его доминантой поэтической мечты, лирического романтизма, впрочем, никогда не утрачивающих реальных корней. Это хочется подчеркнуть особо, ибо искусство Бориса Шаманова исключительно цельно миропониманием автора, и в гранях его поэзии всегда отражается реальное бытиё.

 

Реальность порою проступает в подчёркнутой простоте предмета, даже «заземлённости» его. Таковы, например, упрямо пробивающиеся ростки картофельных клубней, лежащих на дощатом столе («Проросшая картошка. Весна», 1966), стоящая рядом деревянная чашка, потемневшая от прошедшего дождя крыша старого сарая за окном. Всё достоверно ощутимо в своей материальности, предметности, как и «земляной» колорит, дающий ощущение тепла прогретой земли, постоянного обновления. Обновления, которому подвластны даже старые предметы крестьянского быта. Мы узнаём их жизнь и в другой работе — «Деревенское окно» (1966). В этих и других натюрмортах предметы начинают «говорить» не только между собой, но и с окружающей природой. Диалог этот выражен всем пластическим строем вещи. Натюрморт устремляется к картине, смещая границы жанра.

Б.И. Шаманов «Деревенское окно», 1966 год, холст, масло. Частное собрание.
Б.И. Шаманов «Деревенское окно», 1966 год, холст, масло. Частное собрание.

Такого рода работы Шаманова словно предвосхищают появление в них человека, настолько они полны его присутствием. За всем этим, конечно, стоит сам художник, вводящий своих «героев» — людей, леса, поля, цветы, простые и изысканные предметы в круг лирического общения друг с другом.

 

Органично вписывается в мир северной деревни угловатая крестьянская девочка-подросток с какой-то уже недетской основательностью и выраженностью характера («Девочка в голубом платье», 1966).

Б.И. Шаманов «Девочка в голубом платье» 1966 г.
Б.И. Шаманов «Девочка в голубом платье» 1966 г.

В её облике, в слаженности и крепости решения всего холста с чёткостью форм и решительным контрастом голубого и коричневого есть ощущение надежности и цельности. В этот несколько суровый мир неожиданно ноту хрупкости вносят подчёркнуто укрупнённые зыбкие шары одуванчиков. В сочетании устойчивости и трепетности — своя коллизия, своя неоднозначность.

В том, как трактована природа, как дан образ девочки, ясно видно продолжение традиции крестьянских жанров, того доверия к серьезности детского восприятия, которое по-своему выражено А. Венециановым и К. Петровым-Водкиным, А. Пластовым и В. Попковым.

 

Особой торжественностью и элегичностью отмечен «Портрет жены» (1964), где человек дан в гармоническом слиянии с пейзажем и в то же время присутствует обострённость ощущения горожанина, оказавшегося на лоне природы, кажущейся ему и конкретно осязаемой, и несколько фантастичной. Отсюда, быть может, повышенная условность в трактовке женской фигуры и пространства, обозначении домиков, озерка, деревца. Они — образы-представления: всё реально и одновременно как бы только названо. Очищение от случайного значительно повышает степень эмоционально-смыслового воздействия каждой детали. Строгая выверенность линий, соразмерность цветовых масс, изысканная цветовая гамма в сочетании приглушённо розовых, серо-голубых, белого, мягких зелёных тонов создают ощущение глубокого покоя и тишины, непреходящего благоговения перед красотой природы, красотой высокого духовного начала человека.

Борис Шаманов пишет «Портрет жены» 1964 г.
Борис Шаманов пишет «Портрет жены» 1964 г.

Эти черты, столь убедительно проявившиеся в «Портрете жены», вызывающие «радость и грусть», впоследствии будут доминировать в творчестве художника.

 

После «Портрета жены» художник приступил к созданию своей первой большой картины «Ужин в деревне. Семья» (1964—1969). Он хотел воплотить — и, надо сказать, сумел это сделать — то представления о людях и земле, основе нравственных устоев, которые сложились у него к тому времени. Прошедшие годы не только не приглушили, но заставили ещё явственнее зазвучать заложенную в картине ноту философской лирики, утверждающей значение человеческого единства (людей в семье и семьи людей) как непреходящей нравственной ценности.

Б.И. Шаманов «Ужин в деревне. Семья.»  1964 – 1969 гг.
Б.И. Шаманов «Ужин в деревне. Семья.» 1964 – 1969 гг.

В сцене простой деревенской трапезы главное — духовная близость тружеников, собравшихся после нелёгких крестьянских забот. Круговая композиция, ясность силуэтов, строго ритмичное чередование золотистых охр, красно-коричневых, тёплых по оттенку белых тонов придают колориту и всему строю полотна благородство звучания, заставляющее вспомнить о величавом строе русских фресок. Все компоненты вместе утверждают характер героев холста, их образную монументальность. При безусловном внутреннем единении персонажей картины, их духовном родстве каждое лицо самобытно. Это выражено столь убедительно и очевидно потому ещё, что образы почти портретны, особенно — старика-крестьянина с присущей ему степенностью, мудростью, гордой осанкой. Его прообразом стал отец художника, портрет которого был написан в год окончания картины.

 

В «Портрете отца» реальность и воспоминание, прошлое и настоящее — всё накрепко соединилось. Большие, много сделавшие на своем веку руки, сизоватый дымок от папиросы, словно отбеливающий контуры пальцев, уплотнённый коричневый цвет на резких скулах крупного лица, отличающий людей, постоянно работающих на воздухе. И будто пригрезившиеся деревенские домики чуть поодаль за усталой, но ещё сильной фигурой старика. Удивительный взгляд, обращённый как бы в себя, свои воспоминания, в пережитое. На склоне лет человеку всегда является былое. О таких портретах нередко говорят: портрет-биография.

Б.И. Шаманов «Портрет отца»  1969 г.
Б.И. Шаманов «Портрет отца» 1969 г.

Действительно, кажется, время, отпечатавшееся в облике человека, живёт и в думах, в которые он погружён. Это видно даже, если не знаешь подлинной биографии Ивана Тимофеевича Шаманова. Какие-то характерные черты людей его поколения, познавших весомую меру труда и испытаний войной, роднят его со всеми ними. И вместе с тем портрет чрезвычайно убеждает именно потому, что перед нами данный человек, в судьбе которого отразилась судьба Родины. Не оттого ли на обсуждении одной из выставок Фёдор Александрович Абрамов сказал, что в этом произведении образ отца оказался столь близким понятию Отчизна.

 

Понятие это органично входит в лучшие произведения художника, будь то пейзаж, портрет или натюрморт, тем более что у Бориса Шаманова они органически, естественно проникают друг в друга: «Мне всегда хотелось показать природу изнутри, изобразить не только внешний её вид, как бы красив он ни был, но передать жизнь цветов, облаков, листьев, ржаного ноля и деревенской изгороди, соединить это с образом человека и через изображение природы раскрыть душу человека и сделать это так, чтобы родилась гармония, родилось то чувство, которое называется чувством Отчизны».

Любовь к Родине, её красоте своеобразно раскрывается и в натюрмортах с цветами, написанных Борисом Шамановым. Трудно, как правило, обозначить их жанр: букет цветов в старинной вазе неожиданно возникает в солнечный день среди поля ржи («Васильки. Зелёная рожь», 1973), или он как бы вознесён над миром в ночном небе («Ночь. Астры», 1979), или торжественно предстаёт в зыбком предрассветном тумане.

Б.И. Шаманов «Букет в летнюю ночь», 1973 год, холст, масло, частное собрание.
Б.И. Шаманов «Букет в летнюю ночь», 1973 год, холст, масло, частное собрание.

Пленительные живописные фантазии Шаманова — действительно, что может быть необычнее букета цветов, стоящего на столике среди поля,— воспринимаются настолько естественно, что веришь: иначе и быть не может. В этом и загадка, и пронзительно ясная очевидность сотворенного художником — вернуть природе почерпнутую от неё красоту, словно укрупнённую благодарным чувством человека.

Художник Борис Шаманов признаётся: «Мне хочется изобразить все цветы русского поля, и я собираю их в букет и пишу на фоне тех полей, где они растут. И тогда они вбирают в себя всю музыку поля, ветра, синего неба, белизну облаков и запахи цветущего луга. Букет цветов, изображённый среди русской природы, среди дорогой для меня деревни, у тихой светлой речки, на фоне ночного звёздного неба, наполняется их содержанием, соединяет их в один образ, образ моей Родины». В таком необычном диалоге цветов со всей природой немалую роль играет и крупноплановая композиция, масштабно представляющая букет в яви и таинстве его бытия, и выразительность каждой детали с её одухотворенностью и конкретной осязаемостью.

Эту особенность точно уловил и зритель на персональной выставке Б. Шаманова, проходившей весной 1983 года в Москве, в Центральном Доме художника.

Б.И. Шаманов.
Б.И. Шаманов.

В произведениях, где сплав пейзажа и натюрморта заключает в себе черты картины как обобщённого образного вывода, природа одухотворена подобно живому существу, и трогательно она как бы исподволь взывает к нашей бережности, словно просит не оскорбить её красоту, как душу человеческую, человеческое чувство равнодушным прикосновением. Вновь хочется повторить: в этом этика воззрений, свойственных дню сегодняшнему, нашему обществу, его морали, в этом живая суть традиции. Мы проникаемся торжественностью цветения большого куста шиповника («Куст шиповника», 1970), словно дарящего всей земле свою красоту, свежесть омытых дождём цветов и листьев. Цвет куста перекликается с цветом радуги, соединившей землю с небом. Может быть, красота мироздания в том и состоит, что всё сущее — живо!

Б.И. Шаманов «Дождливый день. Шиповник.», 1976 год, холст, масло, частное собрание.
Б.И. Шаманов «Дождливый день. Шиповник.», 1976 год, холст, масло, частное собрание.

Шаманов, как он сам признается, «любит природу, согретую теплом человеческих рук». Ему дороги замшелый сруб родника, из которого бежит ключевая вода, крестьянский дом, уютный и добротный, срубленный из вековых брёвен, просёлок вдоль поля льна, по которому прошли и проехали многие поколения людей. Все эти органично входящие в русский пейзаж следы деятельности человека служат не только настоящему, но и сохраняют в себе память, ту преемственность жизни, без которой она сама была бы невозможной.

 

«Пусть состарились эти избы, пусть прошелестели годы в ветвях деревьев, но разве меньше мы любим свою мать, если её лицо постарело»,— говорит художник. Это не ностальгия, а дань уважения и любви к родному очагу, к труду дедов и отцов, ко всему, что чтит и наше время, в которое все это входит.

Живут, например, в произведениях художника в качестве полнокровных персонажей предметы старинного русского искусства — «Русский фарфор» (1968), «Старинное зеркало» (1970), «Фарфор и цветы» (1974). Магия предмета, когда-то сделанного человеком, предмета, на протяжении десятков, а то и сотен лет служившего людям, влечёт художника. И это свидетельство, что не только природа, но и рукотворная красота вдохновляет творчество живописца.

Включение предметов искусства в образный строй холстов Шаманова — лишь одна сторона дела, другая же в том, что своей изысканностью, классической ясностью форм, деликатной нарядностью они влияют на особенности стиля самого живописца.

 

Названное качество, столь заметное в натюрмортах со старинными предметами, по-своему проявилось в картинах «Качели» (1975), «Тишина» (1977), «Свирель» (1980), «Сказка» (1983), образовавших цикл произведений, посвящённых детству, отрочеству, юности. Строю этих полотен присуща тонкая пластическая гармония, просветлённость образов молодости.

Б.И. Шаманов Эскиз к картине «Качели», 1975 год, бумага, акварель, гуашь, 54 х 60 см., частное собрание.
Б.И. Шаманов Эскиз к картине «Качели», 1975 год, бумага, акварель, гуашь, 54 х 60 см., частное собрание.

Кто они, эти вполне современные мальчишки и девчонки, юноши и девушки? В какой мере они реальны и какими их видит автор, не случайно представивший их в возрасте ещё не устоявшемся, зыбком, переходном? При очень русской основе творчества Бориса Шаманова они сродни мечтательным героям полотен О. Мурадяна или Т. Яблонской. Думается, художник сумел извлечь, открыть, поощрить в своих юных героях то, что не всегда столь явно обнаруживается в повседневной жизни, повседневном общении. Он дал возможность зазвучать потаённой подчас мелодии нежности, еще неосознанной любви, в которую будто вслушиваются персонажи картин. И мелодия этого чувства зазвучала в доверчивом и естественном соприкосновении юного сердца с завораживающей красотой природы. Эти картины — доброе напутствие молодым, высказанное автором в прозрачно-светлых тонах, в движении плавных линий, напевном созвучии ритмов.

Б.И. Шаманов Эскиз к картине «Свирель», 1970-е годы, холст, масло, 52 х 57 см., частное собрание.
Б.И. Шаманов Эскиз к картине «Свирель», 1970-е годы, холст, масло, 52 х 57 см., частное собрание.

Трогательность мечты, проходящей через годы, остающейся с человеком, уходящим из детства и юности «в даль светлую» своей жизни,— в этом гуманистический пафос картин художника. Они убеждают искренностью образов, проникнутых патриотическим чувством породнённости со своей землей, утверждающих созидательную силу красоты.

 

«Гармония природы и человека — содержание моих картин. И пусть жизнь далеко не всегда гармонична, но идеал прекрасен. Стремление познать и по возможности выразить гармоническое начало мира, очевидно, и есть цель моего искусства. Я преклоняюсь перед совершенством живой природы, казалось бы, простой и вместе с тем фантастически разнообразной. Пишу мир, ничего не выдумывая. Таким, каков он есть. Да и можно ли придумать лучше. Каждое облако, каждый листок, каждое дерево достойно благоговейного отношения к нему. Совершенство форм природы для меня абсолютно. Красота цвета — истинна. Я пытаюсь честно изобразить это совершенство. В этом вижу свою задачу».

Действительно, неизбывная задача искусства — воспеть красоту природы и человека. И всё же, вновь и вновь обращаясь к вечному и вместе с тем бесконечно изменчивому роднику жизни, художник изыскивает возможность находить свои, неповторимые, до него не произнесённые слова. У этого истока берёт своё начало и искусство Бориса Ивановича Шаманова — искусство возвышающей красоты.

 

Л. ДМИТРЕНКО

Журнал «Художник» №4, 1984 г.