Картины художника Владимира Гремитских

 

Живопись и графика московского художника Владимира Георгиевича Гремитских (1916-1991) Продажа картин без посредников.

Сайт принадлежит сыну художника Александру Гремитских.

Выдаётся сертификат подлинности. 

 

Новости
ПОЭТ СЕВЕРНОГО ПЕЙЗАЖА. Художник Николай Николаевич Хохряков. увеличить изображение
ПОЭТ СЕВЕРНОГО ПЕЙЗАЖА. Художник Николай Николаевич Хохряков.

 

Николай Николаевич Хохряков любил северную русскую природу. В ненастной осени, в тишине потухающего летнего вечера, в нежной задумчивости весны, в красноглинистых прибрежных обрывах, где едва держатся высокие сосны, в золотистых песках у голубых просторов озёр, в туманных далях — везде находил он своеобразную красоту. Каждое его произведение было согрето тёплым лирическим чувством.

 

Хохряков родился в 1857 году в городе Вятке. Семья его не была обеспеченной. Отец имел страсть к путешествиям: в молодости он прошёл пешком 28 губерний. По возвращении домой занимался пчеловодством.

Чтобы облегчить материальное положение семьи, отец Хохрякова решил сдавать комнаты. Вскоре в их доме поселились два гимназиста Аленицыны. Они любили рисовать, привезли с собою много книг, журналов, литографий. Юный Хохряков с увлечением начинает делать неумелые копии. Аленицыны познакомили Хохрякова и с находившимся в тех местах художником Эльвиро Андриолли – политическим ссыльным.* Чем дальше, тем больше, под влиянием Андриолли, крепли в Хохрякове мечты сделаться художником.

Приехал в Вятку А. Васнецов. Многое дали Хохрякову беседы об искусстве с Аполлинарием Михайловичем. Вскоре на лето в Вятку прибыл и В. Васнецов. Хохряков вспоминает: «Когда я вошёл в комнату художника, я был поражён: все стены были завешаны этюдами, рисунками, набросками. Я с жадностью смотрел на солнечные этюды, не мог глаз оторвать...».

Хохряков часто бывал у Васнецовых. «Они научили меня по-серьёзному понимать искусство, приблизили к пленительному миру новой для меня жизни», — говорил Николай Николаевич.

 

Окончив техническое училище (гимназию он оставил), Хохряков едет народным учителем в Улежское земское училище Яранского уезда, затем переходит в Верхне-Ивкинскую школу Орловского уезда и, наконец, в Старо-Михайловскую школу Уфимской губернии.

Через три года художник возвращается в Вятку. Но не бесполезно прошли для него эти годы. Он привёз на родину много рисунков и часть их подарил Васнецову. Тот увез эти рисунки в Петербург и показал их И. Шишкину. Иван Иванович пожелал бесплатно обучать юношу живописи, найдя в рисунках «что-то родное».

Бесконечно счастливый, собрав свои работы, в 1880 году Хохряков отправился в Петербург. Шишкин встретил его дружелюбно. Каждый день молодой художник приходил к знаменитому пейзажисту и работал у него до поздней ночи. Не раз, в отчаянии, что не сможет в своём творчестве воплотить идеалы искусства, к которым звали передовые русские художники того времени, Хохряков стремился домой, в Вятку, где всё было проще, где не было «корифеев путеводных», где в тиши можно более спокойно писать, продумывая излюбленные темы.

А. Васнецов почти насильно в те годы оставлял Хохрякова в Петербурге, и художник впоследствии всегда помнил его слова, что нужно: «...писать, писать с натуры, пока глаза видят и руки держат кисть... За этюдами молодеешь! Не правда ли? Особенно, когда на природе и природа красива».

 

У Крамского или Савицкого художники собирались по вечерам и рисовали. В дружеской беседе за чашкой чая горячо обсуждались волновавшие всех вопросы искусства. Среди гостей нередко присутствовали видные ученые: Д. Менделеев, В. Вагнер, К. Петрушевский.

Материально Хохрякову жилось нелегко. Но вскоре удалось сделать несколько рисунков-иллюстраций в журнал.

Летом 1880 года с художниками Н. Дубовским и В. Менком Хохряков едет на о. Валаам. В этом же году им было исполнено семь офортов. Сохранилась и картина Хохрякова 1881 года «Сторожка в лесу», написанная под сильным влиянием шишкинских пейзажей.

 

В 1882 году Хохряков приезжает в Вятку. С сестрой, сельской учительницей, он отправляется на место её работы в село Адышево. Здесь пишет картину «Выселки», которая была принята на выставку передвижников. Возвратившись в Петербург, пейзажист работает над картиной «Пасмурный день»; это она привлекла внимание П. М. Третьякова, и он приобрел её с передвижной выставки 1886 года.

Н.Н. Хохряков. Пасмурный день. Xолст, масло. 1886 г.  Государственная Третьяковская галерея.
Н.Н. Хохряков. Пасмурный день. Xолст, масло. 1886 г. Государственная Третьяковская галерея.

 

В эти годы художник создаёт целый ряд рисунков, исполненных свинцовым карандашом; в большинстве своем это были пейзажи окрестностей Вятки: «Деревенский вид», «Берег реки», «Задворки», «Река Вятка» и др.

 

В 1886 году Хохряков поехал в Крым. «Море, панорама горных берегов Севастополя, яркие и нежные краски приводили меня в восторг»,— говорил он. «Лето, проведённое в Крыму, мне принесло существенную пользу. Я стал избегать черноты в красочных тонах, освобождаться от сухости в исполнении».

Но материальные затруднения заставили Хохрякова снова выехать в Вятку. Здесь он получает от редакции журнала «Гусляр» предложение о постоянном сотрудничестве.

В 1890-х годах Хохряков сотрудничает в журналах «Всемирная иллюстрация». «Исторический вестник», «Художник». Материальные дела пошли на поправку.

Н.Н. Хохряков. Вятка. Холст, масло. 44х76. 1880-е. Государственная Третьяковская галерея.
Н.Н. Хохряков. Вятка. Холст, масло. 44х76. 1880-е. Государственная Третьяковская галерея.

 

В 1893 году с близкими знакомыми он едет за границу. Вена, Венеция, Милан, Париж, Лозанна... В картинных галереях он изучает творчество великих мастеров живописи. И много рисует.

Но вскоре тяжелая болезнь надолго приковала художника к комнате. «Две зимы я провёл больной, едва живой, но должен был сидеть за рисунками для различных изданий, внося в каждый рисунок часть той большой привязанности, которую питал к родной природе».

В своей автобиографии он писал: Родина, Родина... Как горячо я люблю её! Наши русские просторы, поля необозримые, лесные дали с чарующими облаками, все образы природы и впечатления от неё вызывали в моей душе неизбывные настроения, которые наш народ так поэтично выражал в своих задушевных песнях... Хотелось музыку волнующих образов воплотить на бумаге, полотне, хотелось запечатлеть сменяющиеся моменты настроений от дорогой мне природы, видеть их зарисованными и искать лучших форм их выражения».

Н.Н. Хохряков. На реке Вятке. 1880-е  годы.
Н.Н. Хохряков. На реке Вятке. 1880-е годы.

 

Николай Николаевич многое сделал для своего родного города. В 1903 году вместе с группой вятских художников— А. Зубовым, Н. Румянцевым, С. Лобовиковым — он организует первую выставку картин. Большое участие принимает Хохряков и в основании художественно-исторического музея (впоследствии Музея искусства и старины), идея создания которого принадлежит художникам-землякам Васнецовым.

Первый дар музею — 37 картин от художников Петербурга Москвы послужили тем «золотым фондом», на базе которого уже в советское время вырос в Кирове художественный музей имени А. М. Горького. Работе в музее Хохряков отдал после Октябрьской революции много сил и энергии.

Н.Н. Хохряков. У реки. 1890-е годы.
Н.Н. Хохряков. У реки. 1890-е годы.

 

Большое духовное богатство раскрывалось в этом замечательном человеке и художнике для всех, кто его знал. Это был крепкий, среднего роста коренастый человек с тяжёлой походкой и пышными седыми усами. Из-под нависших бровей смотрели весёлые карие глаза, в них было много жизни, задора, доброты.

Его любили студенты художественного техникума, любили молодые художники. Советы Хохрякова были доброжелательны и интересны. Он не терпел неряшливости и небрежности в живописи и рисунке. В работе был сдержан, спокоен.

Природу он любил страстно. Когда земля просыхала под весенним солнцем, Хохряков начинал волноваться. Подготовлял альбомы, холст, этюдник. Он стремился на природу.

«Какая глубокая красота здесь! Какая настоящая! Я был на юге, в Крыму, но уже через два-три месяца чувствовал себя заброшенным, одиноким. Очень скучал по нашей северной природе, всё хотел бросить — и жгучее небо, и синее море. Сначала увлёкся экзотическими красками, а потом остыл, смотреть не могу на эту яркость. Нестерпимо захотелось на родину», — говорил художник.

 

Николай Николаевич любил цветы. Весною в музей приносили черёмуху, сирень, лилии, нарциссы. Расставив цветы в вазы, Хохряков начинал по-особенному «облюбовывать» их, т. е. располагать цветы по живописным пятнам. Радуясь цветам, он ходил вокруг стола, ещё раз поправлял их.

 

Н.Н. Хохряков. У Филейки. 1902 г. Холст, масло. 30,5x47,5 см  Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых.
Н.Н. Хохряков. У Филейки. 1902 г. Холст, масло. 30,5x47,5 см Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых.

Вспоминается одно из последних посещений художника. В октябрьские сумерки 1928 года, подходя к дому, я заметила, что в окнах не было огня. Стекла позеленели и выглядели очень печальными. Отчаянный лай Дика, любимой собаки Хохрякова, встретил меня, когда я открывала дверь калитки.

— Сейчас, сейчас... — послышался голос соседки Хохряковых. Падает громоздкий запор, и дверь открывается.

— Не болен ли?

— Нет, нет. Но скучает как-то...

Вхожу. Николай Николаевич в тёплой серой куртке, в валенках. Старинная мебель — большой диван, кресло, круглый стол, на котором множество бумаг. У стены — подрамники с холстами, очевидно, последние картины из Адышева. Начался разговор. Через минуту художник вытаскивает громадную папку и достает офорты французских пейзажистов: Коро, Дюпре, Тройона, Добиньи, Милле, и начинает вдохновенно рассказывать об этих художниках.

В ноябре 1928 года Николай Николаевич писал свой последний натюрморт в студии музея. Он долго выбирал предметы. Наконец, принялся писать. Сначал горячо. Но потом охладел.

— Ничего не выходит. Да и краски как-то не вижу...

В этом же году Хохряков скончался.

Так окончился путь интересного художника-пейзажиста, последовательного реалиста, ученика Шишкина, имя которого сейчас мало кто вспоминает. А его картины, написанные о родном крае, дышат жизненной правдой. Талант Хохрякова ценил известный советский пейзажист А. Рылов, который писал ему в 1928 году: «Я очень по тебе соскучился, часто вспоминаю твои работы, а рисунки твои замечательны. Из всех пейзажистов, старых и новых, каких я знал, твои рисунки мне больше всех нравятся. В них много своеобразия, характера и изящества...»

 

Е. МОСКАЛЕЦ

Журнал «Художник» № 12, 1964 г.

 

* Андриолли, Эльвиро Михаил Францевич (1837—1893) родился в городе Вильно в семье скульптора, рисовальщика и коллекционера картин. Отец его итальянец, мать полька. Получил образование в Московской школе живописи, ваяния и зодчества. За работу «Портрет студента» в 1857 году Академия художеств присваивает ему звание «свободного художника». Андриолли продолжает образование в Риме, Париже, Лондоне. Является активным участником польского восстания 1863 года. Смертная казнь была заменена ему ссылкой в город Вятку, где он пробыл с 1868 по 1871 год.