Удивительная судьба беспризорника, приехавшего из Сибири в Москву, и полюбившего её всем своим огромным сердцем, поразит каждого, кто поинтересуется судьбой художника Николая Николаевича Горлова. За время своей полувековой творческой деятельности он создал около 1500 картин, среди которых натюрморты, портреты, пейзажи. Некоторые критики называли его «советским импрессионистом». Жизнеутверждающее начало в широком мазке живописца возникло из голодного детства и воспитания в Люберецкой колонии, из которой и начался творческий путь Горлова
Беспризорник из Сибири
Он родился в один год с Октябрьским переворотом. Ничего удивительного, что 1917 год в его наследии занимает почётное место. Но это будет потом. Родился Николай Горлов в Омске. Уже в 7 лет Коля Горлов остался круглым сиротой, какое-то время воспитывался в семье дяди, но очень скоро очутился в детском доме, где были не лучшие условия. Нетрудно представить себе сибирского детдомовца 1920-х годов – немытый, лишенный элементарной заботы, не говоря о ласке, голодный ребенок. Свободолюбивая натура будущего художника не выдержала надругательства. Когда ему исполнилось 15 лет, Николай оказался в поезде Омск-Москва. Долго беспризорничать не довелось, уже в поезде его задержали борцы с детской преступностью. Они направили его в детскую колонию Наташино.
Но вскоре Горлов попадает в макаренковскую Люберецкую трудовую коммуну им. Ф.Э. Дзержинского. Там он играет на барабане в оркестре, осваивает столярку. Но по-настоящему талант семнадцатилетнего юноши открылся в Изостудии, где первые серьёзные уроки ему преподносит ученик известного русского живописца К. Коровина — Аникита Хотулёв. Занятия принесли плоды. Уже в 1936 году около 30-ти работ 19-летнего Николая Горлова экспонируются на выставке в Москве. Первые рисунки начинающего художника повествовали преимущественно о жизни беспризорников в коммуне. Однако на выставке были представлены первые пейзажи – картины, жанру которых суждено стать доминирующим в творчестве художника. К сожалению, ранние работы Николая Николаевича уничтожила война.
Суриковский институт
В колонии Николая Горлова и еще двоих учеников заприметил Борис Иогансон, время от времени приезжавший навестить Изостудию. По-видимому, его рекомендация стала решающей. В 1937 году коммуну Макаренко посетил директор Московского художественного института им. Сурикова Игорь Эммануилович Грабарь. Горлова и еще двоих воспитанников колонии зачислили в институт на ІІ курс без экзаменов.
В ВУЗе Николай Горлов учится у Б. Иогансона, А. Осмеркина, М. Шемякина, С. Герасимова. Дипломной работой живописца стала картина «Штурм Зимнего дворца». Работать над ней пришлось в 1942 году в Самарканде (Узбекистан), куда был эвакуирован Суриковский институт. Год спустя картина была представлена в экспозиции ГМИИ им. Пушкина. Директор института И. Грабарь называл Н. Горлова неузарядным явлением, хотя дипломную работу раскритиковал в пух и прах.
Три периода творчества
Невероятно, но сразу после окончания института, в 1943 году, Николай Горлов становится членом Союза художников. Отношения ни с главами Союза, ни с чиновниками Минкульта у художника не складывались. Его широкая натура, он не умела прогибаться и лебезить перед начальством, поэтому художник не имел званий и государственных наград, его работы не издавались в альбомах, о творчестве Н.Н. Горлова нет ни единой монографии, он не ездил в творческие заграничные командировки как другие художники. Впервые за границей его картины выставили в Лондоне в 1989 году, уже после смерти художника. Долгое время он не имел отдельной мастерской, писал в комнате, где жил с семьей.
Главный источник сведений о художнике – его вдова, оставившая основательные исследования. Она делит творчество мужа на 3 периода.
• Первый – студенческие работы. Живопись этого периода отличается тонкостью.
• Второй период – характеризуется плотностью и цельностью в восприятии художником натуры.
• Третий период – картины, насыщенные светом и экспрессией.
В творчестве Н.Н. Горлова присутствуют как минимум три направления:
• академическая манера;
• импрессионизм;
• модернистские приемы II половины ХХ века.
•
Оптимистическое мироощущение художника
Знакомые называли Н. Горлова «здоровенным детиной который никогда ничем не болел». Мощным и стихийным называют критики творчество мастера. В картинах ощущается его неуемный темперамент и жажда жизни. Он жил широко и хаотично в быту, но в творчестве был, на удивление, дисциплинированным. Его природная размашистость в работах приобретает неимоверную стройность и чёткость. В работах Николая Николаевича Горлова много света, экспрессии, они исполнены в сложных цветовых соотношениях. Колористические акценты – удивительно точные.
Натюрморты Н.Н. Горлова – это идеальная композиция, чёткие линии. В этом жанре он продолжает традиции Коровина, Репина, Серова. Во многих картинах, по-фламандски ярких, часто встречается гранат. Почему Горлов отдавал предпочтение этому фрукту, надлежит изучить исследователям его творчества.
На протяжении всей жизни художник писал «Пушкиниану». В раннем творчестве это «Пушкин в Гурзуфе в семье Раевских», позже Н. Горлов пишет «Пушкин среди декабристов». И уже в последнем периоде жизни появляются картины «Могила Пушкина», «Скамья Онегина», цикл пейзажей села Михайловского.
Городские пейзажи – излюбленный жанр. Он обожал писать Москву. Причём одни и те же ракурсы в разные времена года, суток и даже в разном настроении. Его городские пейзажи можно систематизировать в серии - «Золотое кольцо», «Горки Ленинские», «Сенеж», «Большой Девятинский переулок».
Художник любил пленэры. «По солнышку ходить» и «На восторг писать», — так формулировал свои методы работы сам Горлов. В течение жизни он не уставал накапливать впечатления, что очень важно для любого художника. Кажется, от солнца и невероятная энергетика его полотен, где всё растет, дышит, изобилует красками, сверкает. Как может быть плохо человеку в такой природе?
Именно настроение делает творчество этого русского художника сходным с французскими импрессионистами.
Где можно увидеть картины художника?
За долгие годы творческой деятельности картины художника были представлены всего лишь на 17 выставках, преимущественно в Москве. И только одна из них экспонировалась в Омске, на родине Николая Николаевича. По разным оценкам живописец оставил от 900 до 1500 картин, разбросанных по всему миру. Свои работы он любил дарить не столько музеям, сколько так называемым народным галереям.
Тем не менее, образцы творчества Николая Николаевича Горлова представлены в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в экспозициях музеев Иркутска, Минска, Омска, Симферополя и других городов бывшего СССР. Произведения Николая Николаевича Горлова уходили на многих международных аукционах и сейчас находятся в частных коллекциях по всему миру. Однако, большинство работ хранится в семье художника. Умер Николай Николаевич Горлов в 1987 году в Москве, которую не уставал воспевать.
Радостный свет, жажда жизни и новых впечатлений исходят от картин Н.Н. Горлова, в картинах ощущается размах «большого» человека, будто весь мир он хочет объять широтой своего мазка.