Город Горький, или Нижний Новгород (так он назывался до 1932 года), знаменит уходящими в глубь веков художественными традициями. В давние времена здесь работали мастера книжной миниатюры, серебряного дела.
В деревнях окрест города издревле процветали деревянное зодчество и архитектурная резьба, хохломская и городецкая росписи; на базарах бойко торговали яркими, на любой вкус игрушками, затейливыми замками павловских умельцев.
В 1802 году в Арзамасе Нижегородской губернии выпускник Академии наук А. Ступин открыл первую в России частную художественную школу, где обучал талантливых детей крепостных крестьян. Члены Артели художников под руководством И. Крамского свою самую первую художественную выставку привезли в 1865 году в Нижний. Недалеко от города на волжских берегах плодотворно работали И. Репин, И. Шишкин, И. Левитан.
В Нижнем Новгороде жил и творил основатель «Могучей кучки» композитор М. А. Балакирев; со сцены большого ярмарочного театра звучал голос Фёдора Шаляпина; здесь работали В. Г. Короленко и А. И. Мельников-Печерский, родился и начал свой жизненный путь Максим Горький, чьё имя теперь носит город.
![Дмитриевская башня Нижегородского кремля в день открытия Нижегородского художественного музея](https://ruskartina.ru/images/uploaded/929-8877462e1b50375f8739d7b62a7c2b59.jpg) Дмитриевская башня Нижегородского кремля в день открытия Нижегородского художественного музея |
Художественный музей, созданный усилиями местной творческой интеллигенции, открылся в 1896 году — на два года раньше, чем Русский музей в Петербурге, и всего на четыре года позже того, как П. М. Третьяков передал свою коллекцию Москве.
Первоначально музей был объединен с историческим и размещён в одной из башен кремля, которую специально для этого отреставрировали. 75 картин, подаренных художниками и Академией художеств, составили тогда коллекцию.
После Великого Октября музей получил новое здание — бывший особняк Сироткина, — которое в 1916 году построили на высоком волжском откосе известные архитекторы братья Веснины. Коллекция выросла более чем в сто раз, обогатившись уникальными произведениями отечественного искусства. О некоторых из них наш сегодняшний рассказ.
Вот редкий экспонат — парсуна воеводы Ивана Евстафьевича Власова, написанная в 1695 году изографом Оружейной палаты Григорием Одольским.
Парсуны (от слова «персона») — а их сохранилось очень мало — знаменуют переход от иконописи к светской живописи XVIII столетия. Изображённый был значительной особой: он занимался дипломатией, организовал в Сибири добычу серебряной руды, участвовал в военных походах Петра I. Работая на холсте масляными красками, художник пытался передать объём предметов, их положение в пространстве. Чтобы пояснить изображение, он включил в композицию герб воеводы и булаву — знак власти, сделал подробную надпись в картуше.
![Парсуна воеводы Ивана Евстафьевича Власова, написанная в 1695 году изографом Оружейной палаты Григорием Одольским. Холст, масло. 113х151 см](https://ruskartina.ru/images/uploaded/858-c7dba6efe799cbdab18eeede7136eca4.jpg) Парсуна воеводы Ивана Евстафьевича Власова, написанная в 1695 году изографом Оружейной палаты Григорием Одольским. Холст, масло. 113х151 см |
В 1835 году Москва с восторгом встречала вернувшегося из Италии прославленного автора картины «Последний день Помпеи». Общественность ждала от него произведений на русскую тему: «Привет тебе Москвы радушной, Ты в ней родное сотвори!» — писали газеты, обращаясь к Карлу Брюллову. И «великий Карл» откликнулся на этот призыв: его единственной законченной картиной на русскую жанровую тему стала хранящаяся теперь в Горьком «Гадающая Светлана» (1836). Сюжет навеян художнику балладой В. А. Жуковского «Раз в крещенский вечерок девушки гадали...». Но Брюллов создал не просто иллюстрацию к стихотворению, а глубоко поэтичный, романтический образ крестьянской девушки.
![К. П. Брюллов «Гадающая Светлана»](https://ruskartina.ru/images/uploaded/134-66f64c98f892317e08a984ad037fdd27.jpg) К. П. Брюллов «Гадающая Светлана» |
Если для К. Брюллова «крестьянский жанр» был исключением, то в творчестве А. Венецианова он основной. Многие художники писали портреты детей, но Венецианов первый создал живые, запоминающиеся образы крестьянских ребятишек. За смущением и робостью «Девочки с гармоникой» угадываются природная смышлёность, живость и непосредственность ребёнка, раскрытые простой композицией, уверенным рисунком и строгой красочной гаммой.
![А. Г. Венецианов «Девочка с гармоникой»](https://ruskartina.ru/images/uploaded/140-fa1821c01ddc7bc6c1ad34eae1492759.jpeg) А. Г. Венецианов «Девочка с гармоникой» |
Прозванный «совестью передвижников» Н. Ярошенко в картине «Девушка-крестьянка» (1891) с уважением и симпатией подчёркивает нравственную чистоту и скромность обаятельной молодой крестьянки, стоящей, опустив глаза, у приоткрытой двери барской комнаты. В её одежде преобладает неброский красный цвет, который в сочетании с серым фоном создает ясное колористическое созвучие. Зритель невольно задумывается о нелёгкой судьбе, которая ждет девушку в этом доме...
![Николай Ярошенко «Девушка-крестьянка». Холст, масло. 1891 г.](https://ruskartina.ru/images/uploaded/754-1164e6ddb6b61c025290cd09a5e1c7a2.jpg) Николай Ярошенко «Девушка-крестьянка». Холст, масло. 1891 г. |
Художники-передвижники сказали новое слово в каждом из жанров живописи. В 1871 году А. Саврасов, один из основателей демократических традиций в русском пейзаже, во время путешествия по Волге написал большое эпическое полотно «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода», вскоре приобретённое П. М. Третьяковым, а ныне хранящееся в Горьком.
![Алексей Саврасов «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» 1871 г. Холст, масло. 101,5 × 131 см](https://ruskartina.ru/images/uploaded/723-a8963f3485ba313e211218a461db6c92.jpg) Алексей Саврасов «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» 1871 г. Холст, масло. 101,5 × 131 см |
В музее находится также картина другого крупнейшего пейзажиста-передвижника — И. Шишкина — «Туманное утро» (1885), созданная в период расцвета творчества художника. Одна из наиболее интересных работ Шишкина, она мастерски передаёт трудноуловимое состояние природы перед восходом солнца.
![Иван Шишикин «Туманное утро» Холст, масло. 1885 г. Нижегородский художественный музей.](https://ruskartina.ru/images/uploaded/9-45fa7cde47a40b8cbd39591ebbcd7dcb.jpg) Иван Шишикин «Туманное утро» Холст, масло. 1885 г. Нижегородский художественный музей. |
Вершиной передвижничества стало творчество И. Репина. В 1876 году, не дождавшись окончания академической командировки за границу, живописец вернулся в Россию. Он сразу отправился в свои родные места — на Украину, в Чугуев, где окунулся в стихию народной жизни. В числе других известных картин о русском крестьянстве в 1877 году был написан «Мужичок из робких» — образ крестьянина пореформенной России.
Фигура крестьянина сдвинута влево от центра холста, и кажется, что из-за рамы робко выходит к зрителю сутулый, растрёпанный, втянувший голову в плечи, недоверчивый и угрюмый человек. Однако острый взгляд его умных, проницательных глаз выдает сильный характер, способный к протесту, и ум, живой и бойкий. «Как чудесно схвачен этот тип, какою могучею, здоровою и правдивою кистью передан!» — писал В. В. Стасов.
![И.Е. Репин «Мужичок из робких» 1877 г. Холст, масло. 65х54 см. Нижегородский государственный художественный музей.](https://ruskartina.ru/images/uploaded/846-b9d5f26060dcaeef369074626923b99e.jpg) И.Е. Репин «Мужичок из робких» 1877 г. Холст, масло. 65х54 см. Нижегородский государственный художественный музей. |
Событие огромного исторического значения отобразил К. Маковский в эпическом полотне «Воззвание Минина» (1896). Это самая большая по размерам картина в истории русской живописи: её площадь составляет 42 квадратных метра. Маковский изобразил Козьму Минина в момент обращения к жителям Нижнего Новгорода с призывом пожертвовать деньги и имущество на создание народного ополчения для освобождения Руси от иноземных захватчиков.
Ранним сентябрьским утром 1611 года огромная толпа горожан всех сословий заполнила Ивановский съезд и торговую площадь Нижнего посада под стенами Нижегородского кремля. В центре толпы, на бочке — Козьма Минин. В едином патриотическом порыве нижегородцы несут деньги, драгоценности, дорогие одежды и ткани, серебряную посуду и домашнюю утварь. На полотне более ста портретных характеристик. М. Горький говорил о картине: «Всюду возбуждение страшное, и выражено оно ярко... толпа глубоко народна... весь Нижний встал на ноги».
![Константин Маковский «Воззвание Минина к нижегородцам», 1896 г. Холст, масло. 698 x 594 см (40 м²)](https://ruskartina.ru/images/uploaded/742-f3ccdd27d2000e3f9255a7e3e2c48800.jpg) Константин Маковский «Воззвание Минина к нижегородцам», 1896 г. Холст, масло. 698 x 594 см (40 м²) |
Около 20 лет трудился Маковский над этой картиной; свыше пяти лет заняла работа непосредственно на холсте. Впервые картина показана в Нижнем на Всероссийской художественно-промышленной выставке. А в 1908 году куплена правительством и передана в дар городу.
Сейчас, помещённая в специально для неё построенный зал художественного музея и возрождённая к жизни руками художников-реставраторов, картина стала одной из основных достопримечательностей не только музея, но и всего города Горького.
![К. Е. Маковский у картины «Воззвание Минина к нижегородцам»](https://ruskartina.ru/images/uploaded/683-156005c5baf40ff51a327f1c34f2975b.jpg) К. Е. Маковский у картины «Воззвание Минина к нижегородцам» |
Самый значительный раздел экспозиции посвящён русскому искусству конца XIX — начала XX века. Здесь экспонируются произведения В. Серова и И. Левитана, М. Нестерова и 3. Серебряковой, Б. Кустодиева и Н. Рериха, К. Коровина и А. Архипова. Среди них маленький шедевр графического мастерства В. Серова «Портрет К. А. Обнинской с зайчиком» (1904).
![Валентин Серов « Портрет Клеопатры Александровны Обнинской с зайчиком» 1904 г..Картон, уголь, пастель, сангина. 54,5 х 46 см. Нижегородский художественный музей.](https://ruskartina.ru/images/uploaded/904-95a3bc59d9aad180b7361f5adca92908.jpg) Валентин Серов « Портрет Клеопатры Александровны Обнинской с зайчиком» 1904 г..Картон, уголь, пастель, сангина. 54,5 х 46 см. Нижегородский художественный музей. |
И. Левитан любил и много раз писал Волгу. Небольшому этюду 1889 года «Баржи. Волга» свойственна монументальность звучания, ощущение вечного покоя и умиротворённости в чуть заметном плеске воды, изменчивости облаков; глядя на этот этюд, легко понять, почему современники иногда называли Левитана «живописцем тишины».
![Исаак Левитан «Баржи. Волга» 1889 г. Холст, масло. 17 x 29 см Нижегородский государственный художественный музей.](https://ruskartina.ru/images/uploaded/987-799bad5a3b514f096e69bbc4a7896cd9.jpg) Исаак Левитан «Баржи. Волга» 1889 г. Холст, масло. 17 x 29 см Нижегородский государственный художественный музей. |
Музей славится собранием картин Н. Рериха и Б. Кустодиева, подаренных М. Горьким. Замечательная серия Н. Рериха «Майтрейя» создана в 1925 году по мотивам буддийских легенд в период многолетней научной и художественной Центральноазиатской' экспедиции. Вековые мечты народов Азии о свободе и счастье воплощены в этих картинах в образе призрачного красного всадника — Майтрейи или его символа — красного коня.
![Николай Рерих «Мощь пещер», Из серии «Майтейя» 1925 г. Холст, темпера, 72.5 x 100.9 см Нижегородский государственный художественный музей.](https://ruskartina.ru/images/uploaded/97-d0096ec6c83575373e3a21d129ff8fef.jpg) Николай Рерих «Мощь пещер», Из серии «Майтейя» 1925 г. Холст, темпера, 72.5 x 100.9 см Нижегородский государственный художественный музей. |
Большое место в экспозиции отведено советскому изобразительному искусству. Наряду с произведениями его крупнейших представителей — П. Кончаловского, Б. Иогансона, А. Пластова, С. Герасимова, С. Конёнкова и других — в этих залах показаны лучшие произведения художников-горьковчан. Такова картина А. Варламова «В. И. Ленин с детворой» (1950), в которой живописец изобразил Владимира Ильича с воспитанниками детского дома в Сокольниках, основанного Н. К. Крупской. Показывая Ленина, окруженного толпой ребятишек, автор стремился подчеркнуть простоту, доступность вождя, его искреннюю любовь к детям.
![Алексей Варламов «В. И. Ленин с детворой» Холст, масло. 1950 г. Нижегородский государственный художественный музей.](https://ruskartina.ru/images/uploaded/480-032b2cc936860b03048302d991c3498f.jpg) Алексей Варламов «В. И. Ленин с детворой» Холст, масло. 1950 г. Нижегородский государственный художественный музей. |
Нелёгкие судьбы в годы Великой Отечественной войны — такова тема картины В. Гаврилова «Дмитрий Фёдорович с приёмным сыном» (1969). Большое полотно, выполненное в широкой живописной манере, рассказывает о душевном богатстве советских людей, сохранивших в дни суровых испытаний человечность и доброту.
![Владимир Гаврилов «Дмитрий Фёдорович с приёмным сыном (Годы войны)» 1969 г. Нижегородский государственный художественный музей.](https://ruskartina.ru/images/uploaded/313-18e2999891374a475d0687ca9f989d83.jpg) Владимир Гаврилов «Дмитрий Фёдорович с приёмным сыном (Годы войны)» 1969 г. Нижегородский государственный художественный музей. |
Герои горьковского скульптора Т. Холуевой всегда в общении с окружающим миром. Таков «Саша» (1973): широко раскрытыми глазами смотрит подросток на жизнь, открывая для себя её многообразие. Эмоциональная лепка формы, живая игра света и тени на поверхности бронзы придают скульптуре особую выразительность.
Богата и многообразна коллекция Горьковского художественного музея, и поэтому каждый из его многочисленных посетителей всегда находит здесь произведения, встречи с которыми приносят большую радость.
П. БАЛАКИН
Журнал Юный художник №12. 1982 г.
На аватаре: Дом купца 1-ой гильдии, нижегородского городского головы Дмитрия Васильевича Сироткина.
![Дми́трий Васи́льевич Сиро́ткин](https://ruskartina.ru/images/uploaded/344-c17ac36f9cca0a53157c30027164e3e8.jpg) Дми́трий Васи́льевич Сиро́ткин |
![Памятник Дмитрию Васильевичу Сироткину в Нижнем Новгороде](https://ruskartina.ru/images/uploaded/382-f3ccdd27d2000e3f9255a7e3e2c48800.jpg) Памятник Дмитрию Васильевичу Сироткину в Нижнем Новгороде |
![Памятник Дмитрию Васильевичу Сироткину в Нижнем Новгороде (Фрагмент)](https://ruskartina.ru/images/uploaded/429-156005c5baf40ff51a327f1c34f2975b.jpg) Памятник Дмитрию Васильевичу Сироткину в Нижнем Новгороде (Фрагмент) |
![Дом военного губернатора в Нижегородском кремле — одно из зданий Нижегородского государственного художественного музея](https://ruskartina.ru/images/uploaded/467-e694c14a266f951bfe74704599f11a1e.jpg) Дом военного губернатора в Нижегородском кремле — одно из зданий Нижегородского государственного художественного музея |