Картины художника Владимира Гремитских

 

Живопись и графика московского художника Владимира Георгиевича Гремитских (1916-1991) Продажа картин без посредников.

Сайт принадлежит сыну художника Александру Гремитских.

Выдаётся сертификат подлинности. 

 

Новости
НИЖЕГОРОДСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ, ОДИН ИЗ СТАРЕЙШИХ В РОССИИ увеличить изображение
НИЖЕГОРОДСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ, ОДИН ИЗ СТАРЕЙШИХ В РОССИИ

Город Горький, или Нижний Новгород (так он назывался до 1932 года), знаменит уходящими в глубь веков художественными традициями. В давние времена здесь работали мастера книжной миниатюры, серебряного дела.

В деревнях окрест города издревле процветали деревянное зодчество и архитектурная резьба, хохломская и городецкая росписи; на базарах бойко торговали яркими, на любой вкус игрушками, затейливыми замками павловских умельцев.

 

В 1802 году в Арзамасе Нижегородской губернии выпускник Академии наук А. Ступин открыл первую в России частную художественную школу, где обучал талантливых детей крепостных крестьян. Члены Артели художников под руководством И. Крамского свою самую первую художественную выставку привезли в 1865 году в Нижний. Недалеко от города на волжских берегах плодотворно работали И. Репин, И. Шишкин, И. Левитан.

В Нижнем Новгороде жил и творил основатель «Могучей кучки» композитор М. А. Балакирев; со сцены большого ярмарочного театра звучал голос Фёдора Шаляпина; здесь работали В. Г. Короленко и А. И. Мельников-Печерский, родился и начал свой жизненный путь Максим Горький, чьё имя теперь носит город.

Дмитриевская башня Нижегородского кремля в день открытия Нижегородского художественного музея
Дмитриевская башня Нижегородского кремля в день открытия Нижегородского художественного музея

Художественный музей, созданный усилиями местной творческой интеллигенции, открылся в 1896 году — на два года раньше, чем Русский музей в Петербурге, и всего на четыре года позже того, как П. М. Третьяков передал свою коллекцию Москве.

Первоначально музей был объединен с историческим и размещён в одной из башен кремля, которую специально для этого отреставрировали. 75 картин, подаренных художниками и Академией художеств, составили тогда коллекцию.

После Великого Октября музей получил новое здание — бывший особняк Сироткина, — которое в 1916 году построили на высоком волжском откосе известные архитекторы братья Веснины. Коллекция выросла более чем в сто раз, обогатившись уникальными произведениями отечественного искусства. О некоторых из них наш сегодняшний рассказ.

 

Вот редкий экспонат — парсуна воеводы Ивана Евстафьевича Власова, написанная в 1695 году изографом Оружейной палаты Григорием Одольским.

Парсуны (от слова «персона») — а их сохранилось очень мало — знаменуют переход от иконописи к светской живописи XVIII столетия. Изображённый был значительной особой: он занимался дипломатией, организовал в Сибири добычу серебряной руды, участвовал в военных походах Петра I. Работая на холсте масляными красками, художник пытался передать объём предметов, их положение в пространстве. Чтобы пояснить изображение, он включил в композицию герб воеводы и булаву — знак власти, сделал подробную надпись в картуше.

Парсуна воеводы Ивана Евстафьевича Власова, написанная в 1695 году изографом Оружейной палаты Григорием Одольским. Холст, масло. 113х151 см
Парсуна воеводы Ивана Евстафьевича Власова, написанная в 1695 году изографом Оружейной палаты Григорием Одольским. Холст, масло. 113х151 см

В 1835 году Москва с восторгом встречала вернувшегося из Италии прославленного автора картины «Последний день Помпеи». Общественность ждала от него произведений на русскую тему: «Привет тебе Москвы радушной, Ты в ней родное сотвори!» — писали газеты, обращаясь к Карлу Брюллову. И «великий Карл» откликнулся на этот призыв: его единственной законченной картиной на русскую жанровую тему стала хранящаяся теперь в Горьком «Гадающая Светлана» (1836). Сюжет навеян художнику балладой В. А. Жуковского «Раз в крещенский вечерок девушки гадали...». Но Брюллов создал не просто иллюстрацию к стихотворению, а глубоко поэтичный, романтический образ крестьянской девушки.

К. П. Брюллов «Гадающая Светлана»
К. П. Брюллов «Гадающая Светлана»

Если для К. Брюллова «крестьянский жанр» был исключением, то в творчестве А. Венецианова он основной. Многие художники писали портреты детей, но Венецианов первый создал живые, запоминающиеся образы крестьянских ребятишек. За смущением и робостью «Девочки с гармоникой» угадываются природная смышлёность, живость и непосредственность ребёнка, раскрытые простой композицией, уверенным рисунком и строгой красочной гаммой.

А. Г. Венецианов «Девочка с гармоникой»
А. Г. Венецианов «Девочка с гармоникой»

Прозванный «совестью передвижников» Н. Ярошенко в картине «Девушка-крестьянка» (1891) с уважением и симпатией подчёркивает нравственную чистоту и скромность обаятельной молодой крестьянки, стоящей, опустив глаза, у приоткрытой двери барской комнаты. В её одежде преобладает неброский красный цвет, который в сочетании с серым фоном создает ясное колористическое созвучие. Зритель невольно задумывается о нелёгкой судьбе, которая ждет девушку в этом доме...

Николай Ярошенко «Девушка-крестьянка». Холст, масло. 1891 г.
Николай Ярошенко «Девушка-крестьянка». Холст, масло. 1891 г.

Художники-передвижники сказали новое слово в каждом из жанров живописи. В 1871 году А. Саврасов, один из основателей демократических традиций в русском пейзаже, во время путешествия по Волге написал большое эпическое полотно «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода», вскоре приобретённое П. М. Третьяковым, а ныне хранящееся в Горьком.

Алексей Саврасов «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода»  1871 г. Холст, масло. 101,5 × 131 см
Алексей Саврасов «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» 1871 г. Холст, масло. 101,5 × 131 см

В музее находится также картина другого крупнейшего пейзажиста-передвижника — И. Шишкина — «Туманное утро» (1885), созданная в период расцвета творчества художника. Одна из наиболее интересных работ Шишкина, она мастерски передаёт трудноуловимое состояние природы перед восходом солнца.

Иван Шишикин «Туманное утро» Холст, масло. 1885 г. Нижегородский художественный музей.
Иван Шишикин «Туманное утро» Холст, масло. 1885 г. Нижегородский художественный музей.

Вершиной передвижничества стало творчество И. Репина. В 1876 году, не дождавшись окончания академической командировки за границу, живописец вернулся в Россию. Он сразу отправился в свои родные места — на Украину, в Чугуев, где окунулся в стихию народной жизни. В числе других известных картин о русском крестьянстве в 1877 году был написан «Мужичок из робких» — образ крестьянина пореформенной России.

Фигура крестьянина сдвинута влево от центра холста, и кажется, что из-за рамы робко выходит к зрителю сутулый, растрёпанный, втянувший голову в плечи, недоверчивый и угрюмый человек. Однако острый взгляд его умных, проницательных глаз выдает сильный характер, способный к протесту, и ум, живой и бойкий. «Как чудесно схвачен этот тип, какою могучею, здоровою и правдивою кистью передан!» — писал В. В. Стасов.  

И.Е. Репин «Мужичок из робких» 1877 г. Холст, масло. 65х54 см. Нижегородский государственный художественный музей.
И.Е. Репин «Мужичок из робких» 1877 г. Холст, масло. 65х54 см. Нижегородский государственный художественный музей.

Событие огромного исторического значения отобразил К. Маковский в эпическом полотне «Воззвание Минина» (1896). Это самая большая по размерам картина в истории русской живописи: её площадь составляет 42 квадратных метра. Маковский изобразил Козьму Минина в момент обращения к жителям Нижнего Новгорода с призывом пожертвовать деньги и имущество на создание народного ополчения для освобождения Руси от иноземных захватчиков.

Ранним сентябрьским утром 1611 года огромная толпа горожан всех сословий заполнила Ивановский съезд и торговую площадь Нижнего посада под стенами Нижегородского кремля. В центре толпы, на бочке — Козьма Минин. В едином патриотическом порыве нижегородцы несут деньги, драгоценности, дорогие одежды и ткани, серебряную посуду и домашнюю утварь. На полотне более ста портретных характеристик. М. Горький говорил о картине: «Всюду возбуждение страшное, и выражено оно ярко... толпа глубоко народна... весь Нижний встал на ноги».

Константин Маковский «Воззвание Минина к нижегородцам», 1896 г. Холст, масло. 698 x 594 см (40 м²)
Константин Маковский «Воззвание Минина к нижегородцам», 1896 г. Холст, масло. 698 x 594 см (40 м²)

Около 20 лет трудился Маковский над этой картиной; свыше пяти лет заняла работа непосредственно на холсте. Впервые картина показана в Нижнем на Всероссийской художественно-промышленной выставке. А в 1908 году куплена правительством и передана в дар городу.

Сейчас, помещённая в специально для неё построенный зал художественного музея и возрождённая к жизни руками художников-реставраторов, картина стала одной из основных достопримечательностей не только музея, но и всего города Горького.

К. Е. Маковский у картины «Воззвание Минина к нижегородцам»
К. Е. Маковский у картины «Воззвание Минина к нижегородцам»

Самый значительный раздел экспозиции посвящён русскому искусству конца XIX — начала XX века. Здесь экспонируются произведения В. Серова и И. Левитана, М. Нестерова и 3. Серебряковой, Б. Кустодиева и Н. Рериха, К. Коровина и А. Архипова. Среди них маленький шедевр графического мастерства В. Серова «Портрет К. А. Обнинской с зайчиком» (1904).

Валентин  Серов « Портрет Клеопатры Александровны Обнинской с зайчиком»  1904 г..Картон, уголь, пастель, сангина. 54,5 х 46 см. Нижегородский художественный музей.
Валентин Серов « Портрет Клеопатры Александровны Обнинской с зайчиком» 1904 г..Картон, уголь, пастель, сангина. 54,5 х 46 см. Нижегородский художественный музей.

И. Левитан любил и много раз писал Волгу. Небольшому этюду 1889 года «Баржи. Волга» свойственна монументальность звучания, ощущение вечного покоя и умиротворённости в чуть заметном плеске воды, изменчивости облаков; глядя на этот этюд, легко понять, почему современники иногда называли Левитана «живописцем тишины».

Исаак Левитан «Баржи. Волга»  1889 г. Холст, масло. 17 x 29 см Нижегородский государственный художественный музей.
Исаак Левитан «Баржи. Волга» 1889 г. Холст, масло. 17 x 29 см Нижегородский государственный художественный музей.

Музей славится собранием картин Н. Рериха и Б. Кустодиева, подаренных М. Горьким. Замечательная серия Н. Рериха «Майтрейя» создана в 1925 году по мотивам буддийских легенд в период многолетней научной и художественной Центральноазиатской' экспедиции. Вековые мечты народов Азии о свободе и счастье воплощены в этих картинах в образе призрачного красного всадника — Майтрейи или его символа — красного коня.

Николай Рерих «Мощь пещер», Из серии «Майтейя» 1925 г. Холст, темпера, 72.5 x 100.9 см Нижегородский государственный художественный музей.
Николай Рерих «Мощь пещер», Из серии «Майтейя» 1925 г. Холст, темпера, 72.5 x 100.9 см Нижегородский государственный художественный музей.

Большое место в экспозиции отведено советскому изобразительному искусству. Наряду с произведениями его крупнейших представителей — П. Кончаловского, Б. Иогансона, А. Пластова, С. Герасимова, С. Конёнкова и других — в этих залах показаны лучшие произведения художников-горьковчан. Такова картина А. Варламова «В. И. Ленин с детворой» (1950), в которой живописец изобразил Владимира Ильича с воспитанниками детского дома в Сокольниках, основанного Н. К. Крупской. Показывая Ленина, окруженного толпой ребятишек, автор стремился подчеркнуть простоту, доступность вождя, его искреннюю любовь к детям.

Алексей Варламов  «В. И. Ленин с детворой» Холст, масло. 1950 г. Нижегородский государственный художественный музей.
Алексей Варламов «В. И. Ленин с детворой» Холст, масло. 1950 г. Нижегородский государственный художественный музей.

Нелёгкие судьбы в годы Великой Отечественной войны — такова тема картины В. Гаврилова «Дмитрий Фёдорович с приёмным сыном» (1969). Большое полотно, выполненное в широкой живописной манере, рассказывает о душевном богатстве советских людей, сохранивших в дни суровых испытаний человечность и доброту.

Владимир Гаврилов  «Дмитрий Фёдорович с приёмным сыном (Годы войны)»  1969 г. Нижегородский государственный художественный музей.
Владимир Гаврилов «Дмитрий Фёдорович с приёмным сыном (Годы войны)» 1969 г. Нижегородский государственный художественный музей.

Герои горьковского скульптора Т. Холуевой всегда в общении с окружающим миром. Таков «Саша» (1973): широко раскрытыми глазами смотрит подросток на жизнь, открывая для себя её многообразие. Эмоциональная лепка формы, живая игра света и тени на поверхности бронзы придают скульптуре особую выразительность.

 

Богата и многообразна коллекция Горьковского художественного музея, и поэтому каждый из его многочисленных посетителей всегда находит здесь произведения, встречи с которыми приносят большую радость.

 

П. БАЛАКИН

Журнал Юный художник №12. 1982 г.

 

На аватаре: Дом купца 1-ой гильдии, нижегородского городского головы Дмитрия Васильевича Сироткина.

 

Дми́трий Васи́льевич Сиро́ткин
Дми́трий Васи́льевич Сиро́ткин

Памятник Дмитрию Васильевичу Сироткину в Нижнем Новгороде
Памятник Дмитрию Васильевичу Сироткину в Нижнем Новгороде

Памятник Дмитрию Васильевичу Сироткину в Нижнем Новгороде (Фрагмент)
Памятник Дмитрию Васильевичу Сироткину в Нижнем Новгороде (Фрагмент)

Дом военного губернатора в Нижегородском кремле — одно из зданий Нижегородского государственного художественного музея
Дом военного губернатора в Нижегородском кремле — одно из зданий Нижегородского государственного художественного музея