Декабрьские вечера в Музее изобразительных искусств им. Пушкина
Вот уже около трёх десятков лет в Москву ежегодно в начале декабря приезжают знаменитые музыканты, литераторы, критики и другие деятели культуры на фестиваль музыки и живописи, проводимый в Музее изобразительных искусств им. Пушкина.
Впервые этот фестиваль был проведён в 1981 году. Одновременно в белом зале и галереях музея экспонировалась художественная выставка, объединённая с темой концертов, служившая для них своеобразным фоном и бывшая в неразрывной художественной связи с музыкой.
Идея проведения фестиваля в стенах Музея изобразительных искусств принадлежит пианисту Святославу Рихтеру и директору музея Ирине Александровне Антоновой, является отражением и продолжением традиций литературно-музыкальных салонов.
У русской салонной культуры богатое прошлое: это были очаги культурной жизни Москвы, оказавшие большое влияние на развитие культуры России на протяжении XVIll-начала XX вв.
Анатолий Кузнецов «И.А. Антонова» |
Фестиваль в Музее изобразительных искусств получил статус международного и стал называться «Декабрьскими вечерами». В 1997 году после смерти Святослава Рихтера фестиваль назван его именем: «Декабрьские вечера Святослава Рихтера». В предрождественские зимние вечера в течение целого месяца музей был гостеприимным домом для всех деятелей искусств.
Белый зал с огромными колоннами и чёрными ангелами на канделябрах наполнялся музыкой и демонстрировал великолепные выставки. Каждый сезон имел свою литературно-музыкальную тему, и к ней подбиралась соответствующая экспозиция живописи. На «вечерах» рисовали художники, приглашённые директором музея И. А. Антоновой.
Среди рисующих были мастера своего дела: Виктор Дувидов, Анатолий Кузнецов, Александр Ливанов, Май Митурич, Никита Родионов, Артём Тамбиев, Лариса Федотьева.
На «вечерах», посвящённых теме романтической камерной музыке и живописи, С. Рихтер стремился воспроизвести атмосферу музыкальных салонов XIX века. На сцене полукругом сидела группа зрителей в вечерних туалетах, а рисующие художники — среди них.
Размещая художников на сцене среди таких же «салонных» статистов, С. Рихтер долго бился над их внешним видом, обыгрывая каждую деталь туалета. Например, сначала Рихтер хотел, чтобы у художников были банты, потом — свободно повязанные галстуки, и, наконец, — свободно открытый ворот.
Композиционно рисунки решались по-разному: музыканты изображались то крупным планом, то удалёнными от зрителя, то рождались картины с многофигурными сценами. Были и листы с изображениями слушателей.
Анатолий Кузнецов «Нелли Ли» |
Своими воспоминаниями о «вечерах» поделился со мной их участник — художник Анатолий Кузнецов, работы которого иллюстрируют эту статью: «В предрождественские зимние вечера в белом зале музея ощущался особый настрой публики и музыкантов. Трудно рисовать на публике, сосредоточенной на музыке, которую мешает воспринимать даже шорох твоего карандаша. Но возможность рисовать музыку, быть в её атмосфере придаёт карандашу особенный ритм — ритм музыки».
Анатолий Кузнецов «А. Вознесенский» |
В юбилейном, десятом по счёту году «вечера» начались с вернисажа выставки «Пабло Пикассо: отражения метаморфозы». В экспозицию были включены работы художников, созданные ими во время «вечеров» 1985-1990 гг.
Анатолий Кузнецов «Белла Ахмадулина» |
Работы выполнены в техниках рисунка, офорта и литографии. Было почётно и ответственно участвовать в такой экспозиции. Мне особенно запомнились «вечера», посвящённые пейзажам Левитана и музыке Чайковского, поэзии Бориса Пастернака. Тема вечера, посвящённого 100-летию со дня рождения поэта, называлась «Мир Пастернака».
Стихотворения Б. Пастернака читали С. Юрский, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина, сын писателя Е. Пастернак. В заключение приведу бессмертные строки из стихотворения «Определение поэзии»:
Это — круто налившийся свист,
Это — щёлканье сдавленных льдинок,
Это — ночь, леденящая лист,
Это— двух соловьёв поединок.
Диляра Варлашина
Журнал «Studio Д' Антураж» № 11-12, 2009 г.
На аватаре: Анатолий Кузнецов «В. Афанасьев на репетиции»