Картины художника Владимира Гремитских

 

Живопись и графика московского художника Владимира Георгиевича Гремитских (1916-1991) Продажа картин без посредников.

Сайт принадлежит сыну художника Александру Гремитских.

Выдаётся сертификат подлинности. 

 

Новости
ПЕВЕЦ РУССКОЙ СЛАВЫ. Франц Алексеевич Рубо (1856 - 1928) увеличить изображение
ПЕВЕЦ РУССКОЙ СЛАВЫ. Франц Алексеевич Рубо (1856 - 1928)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В мае 1896 года в Нижнем Новгороде открылась Всероссийская художественно-промышленная выставка. Толпы людей заполнили её многочисленные павильоны. Внимание посетителей привлекало круглое с высоким куполом здание — наиболее приметное на выставке. В нём находилась грандиозная живописная панорама — рассказ об одном из драматических эпизодов борьбы русских войск с Шамилем — поддерживаемым реакционным духовенством и феодальной знатью ставленником Турции и Англии, руководителем движения горцев против присоединения Дагестана и Чечни к Российской империи. «Штурм аула Ахульго» называлась панорама.

Франц Рубо «Штурм аула Ахульго»
Франц Рубо «Штурм аула Ахульго»

Подымаясь по широкой лестнице, публика попадала на смотровую площадку — плоскую крышу сторожевой башни, откуда во все стороны развертывалась бесконечная перспектива Кавказских гор, захватывающая картина жаркого боя.

Огромный холст длиной около ста и высотой почти 16 метров кольцом располагался внутри здания панорамы. Предметный план — в натуру выполненные сакли, скалы, части моста через бурную речку, манекены человеческих фигур — незаметно переходил в живопись на вертикальной плоскости картины. Он так искусно «списывался» с нижней кромкой холста, что линия перехода оставалась незаметной. Иллюзия действительности была полной и правдивой. Невиданное до сего времени в России произведение приводило в восторг художников и публику. Создателем этой первой отечественной панорамы был Франц Алексеевич Рубо (1856— 1928).

Нижний Новгород. Выставка 1896 года. Павильон панорамы Ф. Рубо «Покорение Кавказа».  Cсылка на эту фотографию: http://pro-nn.org/photos/810
Нижний Новгород. Выставка 1896 года. Павильон панорамы Ф. Рубо «Покорение Кавказа». Cсылка на эту фотографию: http://pro-nn.org/photos/810

Будущий мастер «баталической живописи» родился и вырос в Одессе, в семье выходцев из Франции, переселившихся в Россию. В детстве он успешно учился в городской рисовальной школе. Уже в юношеские годы у него обнаружилась склонность к изображению батальных сцен. Начинающий художник живо и с увлечением рисовал битвы и сражения из русской истории, интересовался оружием, одеждой, воинским снаряжением разного времени.

 

В 1877 году Рубо с родителями переехал в Германию. Там он поступил учиться в Мюнхенскую академию художеств, где занимался в мастерской известного живописца Юзефа Брандта.

Живя в Германии, Рубо не порывает связей с Россией, ставшей ему настоящей родиной. «...Я родился и жил более 22 лет в России, где получил своё образование,— писал он позднее.— Я всегда пишу картины из русского быта и русской боевой жизни, по всем этим признакам меня следует считать русским художником».

Каникулы он проводил в России — чаще на Кавказе, но бывал и на Украине, в Закавказье, Средней Азии. Много рисовал, писал с натуры, делал этюды для будущих батальных композиций.

Ф. Р у б о  «Всадник» 1899 год, 13,50x 16,00 см. Доска, масло.
Ф. Р у б о «Всадник» 1899 год, 13,50x 16,00 см. Доска, масло.

Рубо оканчивает Мюнхенскую академию вполне сложившимся художником. В первых же полотнах на темы кавказской войны обнаружились его обширные познания в истории, мастерское владение композицией и необыкновенное, лирическое по духу дарование пейзажиста.

Ф. Рубо «Кабардинец»  Гуашь. 1890-е годы
Ф. Рубо «Кабардинец» Гуашь. 1890-е годы

Всё это и позволило молодому художнику, приступив в начале 90-х годов к созданию панорамы «Штурм аула Ахульго», успешно завершить эту сложную, во многом неизведанную тогда работу.

Панорама была высоко оценена за рубежом (Мюнхенская академия художеств преподнесла Рубо за это произведение профессорский диплом). Имя живописца получило широкую известность в России. Его реалистическое искусство носило в основе своей демократический характер, было доступно для понимания широким народным массам.

 

В конце 1904 года художник завершает работу над другой панорамой — «Оборона Севастополя», увековечившей беспримерную стойкость защитников черноморской твердыни, героизм русской армии и народа во время Крымской войны 1853—1856 годов. Она была смонтирована в специальном здании, построенном на Малаховой кургане.

В подвеске холста и сборке предметного плана Рубо помогали его ученики — студенты батальной мастерской Высшего художественного училища Академии художеств, и среди них Митрофан Греков и Михаил Авилов.

С момента открытия, в мае 1905 года, панорама пользуется огромной популярностью. Она стала одной из главных достопримечательностей Севастополя.

Ф. Р у б о. Матросы, тянущие канат Этюд к панораме «Оборона Севастополя». Масло. 1902 г.
Ф. Р у б о. Матросы, тянущие канат Этюд к панораме «Оборона Севастополя». Масло. 1902 г.

Над созданием этого замечательного произведения Рубо трудился почти четыре года. Много времени заняла подготовительная работа, которой он уделял особое внимание — и прежде всего изучению и фиксации пейзажа в том его состоянии, в котором происходило действие. «Когда вы будете знать всё в пейзаже,— наставлял художник своих учеников,— он вам сам подскажет необходимое для баталии».

Франц Рубо «Переправа через реку»
Франц Рубо «Переправа через реку»

В октябре 1901 года Рубо приехал в Севастополь, знакомился с городом, историей его обороны, вживался в натуру. Он писал бесчисленные эскизы севастопольского пейзажа, этюды главных действующих лиц — портреты участников героической эпопеи — солдат, матросов, офицеров. По документам ему пришлось восстанавливать внешний вид многих зданий и построек, изменившихся за прошедшие полвека.

 

Мастерски выполненные подготовительные этюды к панораме показывают, как верно умел художник передать характер движения, какими скупыми, но выразительными средствами вёл лепку предметов, фигур — объёмную и почти осязаемую. Каждый мазок кисти на его холстах материален.

Ф. Рубо.  Этюд к Панораме «Оборона Севастополя». Штурм 6 июня 1855 года. Заряжающий солдат. 1901-1902 гг
Ф. Рубо. Этюд к Панораме «Оборона Севастополя». Штурм 6 июня 1855 года. Заряжающий солдат. 1901-1902 гг

Всеобщее восхищение панорамой было вызвано не только мастерским её исполнением, но и раскрытой в ней темой патриотизма, высоких человеческих чувств, близких и понятных каждому.

В начале 1909 года «Оборона Севастополя» демонстрировалась в Петербурге. Панораму осмотрел П. П. Чистяков, после чего он посетил Рубо и, как вспоминал М. Б. Греков, «одобрил его мастерство, восхищался его панорамой и говорил, что это искусство большое, сильное и красивое, что это искусство будущего».

Ф. Р у б о  «Отражение бомбардировки англо-французского флота со стороны Александровской батареи 5 октября 1854 года. Севастополь.»
Ф. Р у б о «Отражение бомбардировки англо-французского флота со стороны Александровской батареи 5 октября 1854 года. Севастополь.»

Живя и работая за границей, Рубо по поручению Академии художеств неоднократно устраивает в Мюнхене русские отделы международных художественных выставок.

В 1903 году он избирается профессором, руководителем батальной мастерской Высшего художественного училища Петербургской академии художеств, где начал преподавать с конца 1904 года.

 

Человек прогрессивных взглядов, высокой культуры и знаний, Рубо продолжал лучшие реалистические и гуманистические традиции русского искусства, чем привлекал к себе симпатии студенчества. Так, в мастерскую к нему переходит Митрофан Греков, учившийся у И. Е. Репина до ухода последнего из академии. «Меня волновали его большие холсты, мастерство, движение, просторы действия в его картинах,— писал Митрофан Борисович в автобиографии.— Особенно на меня произвела впечатление его панорама «Покорение Кавказа». Величественное, сильное искусство, какую-то мощную силу приобретают большие просторы, широкие горизонты. Я хотел у Рубо изучить приёмы овладения большими холстами».

Ф. Рубо «Штурм аула Салты 14 сентября 1847 года» 1886 г.
Ф. Рубо «Штурм аула Салты 14 сентября 1847 года» 1886 г.

«У Рубо мы писали этюды лошадей, которых мы брали у ломовых извозчиков,— вспоминал М. Авилов.— Писали примерно по три часа. Впоследствии мы доходили до скорости двух-трёх сеансов на этюд среднего размера».

 

С особым желанием и настойчивостью передавал Рубо ученикам накопленный им опыт батального жанра особенности новой изобразительной формы. «Баталист,— говорил он,— должен развивать в себе способность быстро схватывать общее, характерное, передавать модель в движении, уметь рисовать и писать по впечатлению, по памяти...»

Франц Рубо  «Игра Бузкаши» Холст, масло.
Франц Рубо «Игра Бузкаши» Холст, масло.

В 1908 году «за долголетнюю художественную деятельность и за известность на художественном поприще» Рубо избрали академиком живописи, а в 1910 году он получил почётное звание действительного члена Петербургской академии художеств.

 

К 100-летию Отечественной войны 1812 года в Петербурге была образована специальная юбилейная комиссия для организации праздничных торжеств, которая предложила Рубо взяться за создание панорамы Бородинской битвы. Художник согласился и тут же принялся за работу.

Он побывал на Бородинском поле, внимательно знакомился с местностью, остатками укреплений, делал зарисовки. Много времени уделил изучению исторических документов, карт Бородинского поля, предметов вооружения и снаряжения времен грандиозной битвы, писал многочисленные этюды.

 

По совету военных консультантов Рубо решил показать в панораме момент сражения утром 26 августа: бой русской пехоты с французами за Семёновские флеши и контратаку наших войск в расположении батареи Раевского. Художника увлёк массовый героизм русской армии. Ведь только у Семёновских флешей, получивших название Багратионовых, противник оставил 30 тысяч убитыми — около половины всех потерь Наполеона в этом сражении.

Ф. Р у б о. Бой за деревню Семёновская. Фрагмент панорамы «Бородинская битва» с предметным планом
Ф. Р у б о. Бой за деревню Семёновская. Фрагмент панорамы «Бородинская битва» с предметным планом

Летом 1910 года первоначальный эскиз панорамы был готов и показан на одной из художественных выставок, однако в Петербурге его не утвердили.

Тогда генерал Б. М. Колюбакин, главный консультант исторической части панорамы, предложил Рубо остановиться на другом этапе сражения — в середине того же дня, когда развернулись наиболее яркие и характерные события: время наибольшего участия наших войск, конницы и почти всей нашей гвардии.

 

После утверждения тематического задания Рубо снова на Бородинском поле. Вместе с военными историками была уточнена окончательная обстановка выбранного момента боя, определены местоположение оборонительных сооружений, позиции войск, сюжеты композиционных узлов будущей панорамы.

Франц Алексеевич Рубо со своими консультантами, военными историками Борисом Михайловичем Колюбакиным и Владимиром Александровичем Афанасьевым во время работы над панорамой «Бородинская битва»
Франц Алексеевич Рубо со своими консультантами, военными историками Борисом Михайловичем Колюбакиным и Владимиром Александровичем Афанасьевым во время работы над панорамой «Бородинская битва»

Бородинскую панораму он писал в своей мастерской в Мюнхене. Огромный труд был завершен в мае 1912 года. 29 августа того же года состоялось открытие панорамы в Москве.

 

Когда я впервые увидел это произведение, оно потрясло ощущением широкого пространства, мастерски переданным настроением, динамикой боя. Первое впечатление, которое остаётся от знакомства с панорамой,— величие подвига русского народа, защитников отечества. Это главная мысль, высказанная художником в панораме.

Ф. Рубо. Бой во ржи. Фрагмент панорамы «Бородинская битва». 1912 г.
Ф. Рубо. Бой во ржи. Фрагмент панорамы «Бородинская битва». 1912 г.

Позже мне пришлось самому столкнуться с работой над диорамно-панорамными произведениями — необычайно интересной, захватывающей, сложной областью изобразительного творчества. Изучая технику, манеру работы Рубо, мы с художниками-грековцами в полной мере оценили его талант и достоинства.

 

Обычно думают, что добиться иллюзорности, чтобы всё выглядело естественно и натурально, можно только тщательно выписав на холсте каждую деталь, каждую морщинку на лице, складку одежды и так далее, что работать надо тонкими кисточками,— вот тогда будет достигнут желаемый эффект.

Оказывается, всё совершенно иначе. И примером тому служит живописное мастерство Рубо. Особенно его Бородинская панорама, где всё написано очень легко и просто.

Возьмём любую фигуру на переднем плане холста: со смотровой площадки она кажется тщательно прорисованной и прописанной. А посмотреть вблизи — всё сделано чрезвычайно просто, широко. Голова состоит всего из нескольких планов — мазков, но положенных правильно с удивительной точностью, что и приводит на расстоянии к эффекту кажущейся идеальной «выделанности».

 

Франц Алексеевич Рубо в своих произведениях достиг вершины батальной живописи. Будучи прирожденным художником-баталистом, он стал одним из ведущих мастеров этого жанра в России конца XIX — начала XX века.

В основу сюжетов своих произведений он брал исторические события, требующие масштабного воплощения, и серьёзно решал их, обратившись к героико-патриотической теме, которая не перестаёт волновать во все времена. Лучшие традиции русской батальной живописи, ярким образцом которых является замечательное искусство Франца Алексеевича Рубо, сегодня успешно развиваются в творчестве советских художников.

 

МАРАТ САМСОНОВ, народный художник РСФСР, художественный руководитель Студии военных художников имени М. Б Грекова

 

Журнал Юный художник №8  1981 г.