Картины художника Владимира Гремитских

 

Живопись и графика московского художника Владимира Георгиевича Гремитских (1916-1991) Продажа картин без посредников.

Сайт принадлежит сыну художника Александру Гремитских.

Выдаётся сертификат подлинности. 

 

Новости
Собрание В. Одинцова

О своём собрании

В. ОДИНЦОВ

 

Несколько слов об истории моего собрания. Первую картину я купил в 1948 году в магазине «Антиквариат» в Столешниковом переулке. Это была «Старая Москва» (1910—15) Бориса Боголюбова. С годами картина не стала менее любимой. Затем приобрёл несколько акварелей.

О собирательстве в те годы я ещё не задумывался, хотя живописью интересовался, систематически посещал музеи и выставки, много читал по истории искусства.

 

В начале пятидесятых годов мне довелось познакомиться с московскими коллекционерами, людьми весьма разными по своему общественному положению, вкусам, собирательским интересам. Особенно большое влияние оказала на меня дружба с высококультурным человеком, коллекционером и поэтом Юрием Борисовичем Данцигером (не следует путать его с братом, Александром Борисовичем, тоже коллекционером). Юрий Борисович был намного старше меня и охотно делился своими знаниями и опытом. Человек общительный, знакомый со многими художниками, искусствоведами, коллекционерами, он помог мне. С его лёгкой руки собирательство стало увлекать меня. За три десятилетия мои интересы, естественно, менялись и уточнялись. Особенно меня всегда интересовали незаслуженно забытые мастера. Теперь коллекция включает в основном работы московских живописцев, относящиеся к первой трети XX века.

 

Центральная картина собрания — «Овальный натюрморт» И. Машкова. Большой по размеру, написанный в 1911 году, он типичен для творчества этого замечательного художника. Идеи и принципы, сформулированные Сезанном, нашли в нём удачное воплощение.

Композиция «Овального натюрморта» строго продумана и прочно построена. Ваза, фрукты, цветы, изображённые на картине, вещны, весомы. Однако Машков — русский мастер. В те годы молодой жизнерадостный силач, талант из русской глубинки, он ещё не утратил связи с подлинно народным искусством. Для него не было догм. И потому он пишет натюрморт яркими, сочными красками, превращая картину в настоящий праздник цвета.

Пейзаж И. Машкова «Деревья у подножия Ай-Петри» характерен для его творчества двадцатых годов. Житейский опыт заставляет более дифференцированно воспринимать изображаемые объекты, но палитра мастера, как и раньше, богата и насыщена цветом, которым он владеет виртуозно.

 

Творчество П. Кончаловского представлено в собрании тремя картинами. Пейзаж «Берёза и дуб» написан в 1921 году в Абрамцеве. В картине ощущается связь автора с культурой французской школы живописи. Подмосковный лес напоминает леса юга Франции. Общий колорит картины выдержан в приглушённых коричнево-зелёных тонах, написан пейзаж широкими мазками, но фактура безукоризненно гладка.

Морской пейзаж «Неаполь. Горы днём» был создан П. Кончаловским во время длительной и плодотворной командировки в Италию в 1923 году.

Наконец картина «Лето» (1932) написана художником на даче под Москвой, по-видимому, в первых числах июня. Синее небо безоблачно. Пейзаж пронизан солнечным светом. Гостеприимно проглядывает из-за зелени сада свежевыкрашенная дача с красной крышей. Натура так мила сердцу мастера и так сама по себе прекрасна, что каждая деталь находит своё место па полотне. Правда жизни и правда искусства как бы слились здесь воедино.

 

В собрании широко представлены художники-москвичи, члены «Союза русских художников». По меткому определению К. Юона, активного деятеля этого «Союза», основным принципом, объединявшим его членов, было признание того, что важнейшими слагаемыми искусства должны быть национальное, живописное и индивидуально-творческое начала.

 

К. Коровин — один из наиболее ярких и типичных членов «Союза русских художников». Самая ранняя из имеющихся в моём собрании его работ — небольшой этюд северянки в рост (1894), послужившей прообразом при написании широко известной картины «Хозяйка».

Другой этюд, пейзажный, отличается детальной проработкой цветовых и световых эффектов. На переднем плане видна ещё не замёрзшая речка, за ней на заснеженном косогоре — деревенька. Предвечерний сумрак будто на мгновение освещён далеким отсветом. Может быть, этюд был написан во время пребывания художника на фронте в 1914—1915 годах?

Картина «Лето» (1922) близка по композиции одноимённым работам Коровина, созданным ранее. На переднем плане бережок, удочки, воткнутые в песок, и спокойная, небольшая речка. Её противоположный высокий берег, освещённый солнцем, отражается в воде.

Однако отлично от более ранних работ разительное. В статье искусствоведа И. Хвойника, опубликованной в каталоге первой персональной выставки К. Коровина в 1921 году, было отмечено, что в работах последних лет (т. е. выполненных на рубеже десятых и двадцатых годов) палитра Коровина меняется и «очарование великолепных, немного пышных красок восточного ковра сменяется постепенно обаянием покойной прелести благородного гобелена».

В картине «Лето», написанной год спустя после этой выставки, перемены в колорите весьма заметны.

 

В собрании имеется несколько работ Н. Крымова. Две из них, наиболее ранние, написаны в Краскове в 1915— 1910 годах. В те годы Крымова особенно интересовали эффекты встречного солнечного освещения. Пейзажный этюд 1926 года характерен стремлением к более глубокому постижению натуры, тщательной разработке деталей пейзажа при рассеянном солнечном свете. Картина «Вечер» с домом и купами деревьев на холме завершена в 1929 году. Её написанию предшествовала большая работа на натуре. Этюды к ней были показаны на персональной выставке художника 1966 года и нередко встречаются в частных собраниях. Картина «Вечер» типична для работ двадцатых годов, в которых художник как бы подводил итог своим творческим экспериментам первых двух десятков лет в композиции, колорите и т. д.

 

С. Виноградов представлен двумя работами. Особо интересна «Красная гостиная в особняке Головановых» (1913). В этой большой картине мастер проявил незаурядный талант в разработке сложной композиции, хорошем владении рисунком (значительная часть картины представляет собой отражение комнаты в большом зеркале), виртуозной передаче электрического освещения.

Маленький же по размеру пейзажный этюд написан Виноградовым с любовью и не теряется в экспозиции среди больших полотен.

 

В коллекции имеется две работы С. Жуковского. На картине «В начале осени» (1900) изображен ТИПИЧНЫЙ среднерусский большак, уходящий вдаль к горизонту. Дорога широка, и тем более заметно, что езда по ней — мука-мученическая, а ездить приходилось немало. По обочинам серовато-охристое густое мелколесье, небо подёрнуто неплотными малоподвижными облаками. Всё вокруг как бы замерло, притаилось.

Этюд «Серый день» (1903) написан в конце весны, по-видимому, в окрестностях Хотькова. Узкая просёлочная дорога, ещё не просохшая после дождя, поднимается круто вверх на пригорок. Справа и слева от дороги изумрудная трава уже плотно прикрыла землю, но деревья и кустарники только начинают зеленеть. Обе работы типичны для раннего периода творчества Жуковского, когда молодой художник уже получил признание, но не раскрыл ещё всех граней своего дарования.

 

Хорошо, как мне кажется, представлены в собрании П. Петровичев и Л. Туржанский.

Разных по художественным интересам, изображаемым сюжетам, технике живописи и общей культуре, этих двух мастеров «Союза русских художников» связывала многолетняя дружба, и их имена невольно часто называются вместе.

Излюбленная тема Петровичева — старинные русские города. У меня два небольших этюда Ростова Великого (оба—1910        г.) и картина «Кострома» (1911). Последняя написана, очевидно, в конце мая — начале июня. Весъ передний план занимает Волга, за ней на высоком берегу сверкает белизной строений и золотом куполов типичный русский провинциальный город, а над ним в голубом небе плывут нарядные облака. Два «чистых» пейзажа Петровичева «Золотая осень» (1911) и «Цветущие яблони» (1937) радуют глаз свежестью восприятия природы. Большой натюрморт с розами (1920) написан художником в особой, свойственной только ему манере.

 

Самая ранняя из работ Л. Туржанского «На дальнем Севере» должна быть датирована 1905 годом. Это вариант, а может быть, эскиз картины «С моря», репродуцированной в каталоге XXXIV выставки Товарищества передвижников 1906 года. В 1910-х годах были написаны Туржанским картины «В лесу. Жеребята», «Пейзаж с сороками» и этюд «В базарный день». Очаровательный маленький этюд «Ранней весной» (191(5) завершает перечень работ этого прекрасного художника, имеющихся в моём собрании.

 

Маленькая картина Л. Степанова «Взяли волка», датируемая первым десятилетием нашего века, очень концентрированно раскрывает особенности таланта художника. В пленэрный осенний пейзаж органично вписан эпизод охоты. Со знанием дела написана вся сцена, и, как всегда в его картинах, удивительно трогает душу скромная русская природа.

Его же этюд «В Москве. У Покровских ворот.» написан с натуры из окна мастерской на Покровском бульваре. Он правдиво доносит до нас аромат революционной эпохи.

 

С. Малютин представлен портретом Гали Сахаровой (1921). С Сахаровыми Малютин находился в дружеских отношениях и в двадцатых годах выполнил ряд портретов членов этой семьи, как взрослых, так и детей. Следует отметить, что портрет Гали был последним портретом, написанным Малютиным пастелью.

Я приобрёл несколько работ Малютина на тему былин и сказок. Эскиз «Илья Муромец» создан в годы работы над большой картиной, которая в предреволюционные годы находилась и доме П. Перцова, построенном и Москве по проекту Малютина. Интересен этюд «Войско царя Додона» (1912). Разработка этого сюжета завершилась лаконичной гуашью, находящейся в собрании Русского музея.

 

Картина-этюд М. Яковлева «У мельницы в Новгородской губернии» типична не столько для творчества этого художника, сколько для представителей «Союза русских художников» в целом. Довольно больших размеров (69 X 77), солнечная и темпераментная по живописи, она была написана, как это явствует из авторской надписи, за один день — 31 июля 1910 года.

 

Одним из организаторов «Союза», принимавших в нём активное участие  до конца своей жизни, был В. Переплётчиков, как мне кажется, несколько забытый художник. Самая ранняя из его работ акварель «Открытое окно» (1907), созданная в Сийском монастыре под Архангельском, входит в серию, названную художником «Тишина моей комнаты».

Любил художник работать в смешанной технике, используя акварель, пастель, уголь, темперу. В этой технике исполнена им и картина «Северная Двина у селения Лавля» (1910). Интересно полотно «Река Пинега. Север» (1911). Бескрайнее море тайги прорезано мощной рекой. По небу неспешно ритмично плывут облака. Величие Севера, его необъятность и мощь, покорившие сердце художника, невольно зачаровывают и зрителя. Эта большая картина (71X132) написана темперой. Но какое при этом многообразие тонов и оттенков! Какое виртуозное владение техникой живописи!

 

Н. Досекин сейчас достаточно забытый художник, подолгу жил и работал в Париже, но ежегодно показывал свои произведения на выставке «Союза русских художников».

В собрании имеется четыре его работы, но особенно интересны две.

Первую из них (1912) можно назвать симфонией солнечного света. Композиция картины построена по принципу контражура: раскалённый до бела солнечный диск виден сквозь ветви деревьев, жаркие лучи, пронизывая зелёные кроны деревьев, как бы зажигают их и слепят глаза. Да и обнажённые фигуры — женская и мужская — чуть просматриваются, хотя написаны почти на переднем плане.

На картине «Мост Шатле» мы видим Париж с экспрессивным, чуть тревожим» небом, медлительной Сеной и таинственной дымкой, окутавшей набережные и улицы. Художник любил работать в смешанной технике, и многие его произведения при реставрации погибали. Счастливая судьба у этой картины - её буквально возродили умелые руки реставратора.

 

У члена «Союза русских художников» К. Первухина были свои, излюбленные темы. Картина «Скалы острова Капри» запечатлела средиземноморский туман, мастером изображения которого был этот художник.

М. Аладжалов писал пейзажи средней полосы России, писал широко и правдиво. Картины «На Волге» и «Ночь», имеющиеся в собрании, могут служить хорошим примером его живописной манеры.

М. Пырин — верный член «Союза русских художников», своеобразный талант, приверженец крестьянского жанра. Картина «У речки. Прачки.» (1913) написана в широкой, несколько угловатой манере, характерно чёткое разграничение планов.

В. Бычков и М. Дурнов — скромные художники, но, не зная их работ, нельзя составить полное представление о роли «Союза русских художников» в становлении советской школы живописи.

В. Поленов представлен этюдом «Ока» (1893), написанным в начале лета на натуре. Спустя несколько месяцев художником создана знаменитая картина «Золотая осень», на которой мы видим ту же панораму Оки, что и на этюде.

В собрании имеется несколько работ В. Бялыницкого-Бирюли: «Ранняя весна» (1907) впоследствии неоднократно повторялась художником с незначительными вариациями.

Картина «Речка» (1913) написана в серо-зелёных сдержанных топах широкими прозрачными мазками и отмечена лиричностью восприятия весенней природы, лаконичностью средств и полнотой раскрытия темы.

В собрании имеются также этюды С. Иванова, А. Рылова, К. Юона.

Богата Москва произведениями искусства, есть в ней что искать и находить. А ведь новые приобретения собирателя, будь то неизвестный этюд знаменитого мастера или работа забытого ныне художника, нужны не только самому собирателю, но и обществу в целом. Коллекции помогают сохранить произведения для потомства. А для этого надо их собирать, хранить, изучать.

 

 Журнал «Художник» №4, 1984 г.