Картины художника Владимира Гремитских

 

Живопись и графика московского художника Владимира Георгиевича Гремитских (1916-1991) Продажа картин без посредников.

Сайт принадлежит сыну художника Александру Гремитских.

Выдаётся сертификат подлинности. 

 

Новости
Песнь свободная, как сокол (Искусство советской Тувы) увеличить изображение
Песнь свободная, как сокол (Искусство советской Тувы)

 

В самом центре азиатского материка, за вершинами Саянских хребтов, расположена Тувинская Автономная Советская Социалистическая республика — самая молодая в братской семье народов СССР.

 

Исполнена гордой, совершенной красоты природа нашей земли.

Исполнен мужества, силы, соколиной устремленности в будущее наш народ.

 

Есть в Туве вечные ледники и бескрайние пустыни, горные хребты и просторы степей, тайга и цветущие альпийские долины, тихие озера и низвергающиеся белопенные водопады.

Но Тува влечёт не только чарующими пейзажами. В её ландшафт органически вписаны белокаменные города и молодые сёла, громады новых промышленных предприятий, рудники и карьеры, опоры линий электропередач и параболическая чаша «Орбиты». Воздушные, автомобильные и речные трассы, линии связи приблизили Туву к центру нашей страны, соединили с Москвой и со всем миром.

Дважды орденоносная Тува переживает ныне время расцвета. Перспективы ускоренного развития экономики и духовной культуры подтверждают: тувинский народ выбрал правильный путь и не свернет с него никогда.

 

Современное искусство Тувы имеет точную дату рождения — время создания Народной Республики Танну-Тува 14 августа 1921 года.

Правительство Тувинской Народной Республики уже в 20-х и особенно с начала 40-х годов принимало меры по развитию художественной культуры, по ознакомлению народа с основами изобразительного искусства.

В 1929 году жители Кызыла впервые увидели выставку произведений русских и западноевропейских мастеров из фондов Русского музея и Эрмитажа, переданную Советским правительством в дар тувинскому народу. Этот исторический факт стимулировал развитие станкового изобразительного искусства в Туве.

 

В прошлом наш народ не имел ни живописи, ни графики, ни скульптуры. Не было письменности — книг, изданий. Но на протяжении столетий свободолюбивая душа народа находила выход в доступных кочевым племенам аратов формах творчества — в убранстве юрты, в декоративной резьбе по  камню и дереву, в красочных орнаментальных росписях сундуков («аптара») и предметов быта, в изделиях из кожи, украшениях сёдел («тепсе»), в литье из бронзы, в чеканке по серебру, в изумительных вышивках одежд.

Этим, собственно, объясняется, причина того, как сохранялось до революции самобытное искусство народных умельцев, которое служит сегодня современным мастерам неиссякаемым источником мысли и вдохновения, критерием высокого художественного вкуса.

И когда думаешь об историческом пути народа, запечатленном в созданиях его творческого гения, вспоминаешь и скалу Бижиктиг-Хая в Барун-Хемчикском районе, донёсшую до наших дней изображения животных, сцен охоты, сложную символику, отнюдь не исчерпанную сюжетом, не прочитанную до конца по сей день, дошедшую из первого тысячелетия до нашей эры, вспоминаешь и каменные изваяния в степях VII—IX веков, и строки древнего эпоса «Мёге Баян Тоолай», в которых говорится о битве героя-богатыря. Совершив подвиг, одолев врага, он поставил каменное изваяние, чтобы вовеки жила в народе память о его победе. Вспоминаешь и дошедшие из глубин столетий пластические движения «Танца орла», исполняемого и сегодня, в котором есть и мечта о свободе, и счастье полёта.

 

Современное искусство Тувы имеет глубокие корни, питаемые высокой народной традицией. И его устремления, его идеи и духовные масштабы, вызванные нашим временем, днём сегодняшним, им продиктованные, им определяемые, неотделимы в очень важных проявлениях от эстетического сознания народа, воплотившего свой духовный опыт и мироощущение в декоративном искусстве и устном слове. Эпические сказания — песни, сказки, легенды, пословицы и поговорки хранят биение живого сердца народа, несломленного духовно, неколебимого в битвах, бесстрашного и мужественного в час труднейших испытаний, открытого добру, чуткого к красоте, осознающего себя нетленной частью огромного мира — гор, степей, солнца, звёзд. «Отец мой — небо, мать моя — земля, войско мое — трава»,— говорится в эпосе «Мёге Баян Тоолай».

 

И сегодня образы великих устных поэм древности возвышают душу.

Исполнение этих героических сказаний продолжается обычно несколько дней и сопровождается смычковыми инструментами.

Никогда не забыть мне, как в детские годы слушал я до утра самого популярного сказителя Монгун-Тайгинского района Ооржака Чанчы-Хоо. Он знал и пел более 130 сказов и легенд.

В его песнопениях богатыри сражаются с коварными мангысами. И во время битвы «меняется лик земли! Горы превращаются в равнины, равнины в низины, болота осушаются, а сухие степи — увлажняются».

Сказания уводят слушателей в далёкие времена, к периоду возникновения жизни на земле. «В ту пору, когда Большие горы были холмиками. В ту пору, когда Улуг-Хем была лужицей». Улуг-Хем — это Великая Река — Енисей.

В тувинских сказах идёт непрерывная смертная борьба добра со злом, идёт битва за справедливость, против тирании и предательства. Одерживают победу богатыри — дети солнца, дети звёзд.

 

Герой эпических сказов добр, находчив, смел. Он способен одолевать огромные пространства, сдвигать горы, повелевать стихиями, сокрушать невероятные препятствия. Он — всегда победитель.

Таков Гесар-Хан — любимый герой восточного эпоса Центральной и Средней Азии, несокрушимый защитник правды.

Героический меч Гесар-Хана, характерной формы меча-кинжала, встречала экспедиция Н. Рериха в Тибете и в Монголии, в Сибири и на Кавказе, в сарматских и киевских древностях, на скалах, на коричнево-пурпурной поверхности камней. Знак битвы, знак мужественного прохождения, знак победы, близкий и понятный многим народам далёких веков, широко известен и сказителям тувинского эпоса «Кезер».

 

Жизненность и сила благородных образов эпоса объясняется тем, что рождались они — по слову Н. К. Рериха — «из великой самоотверженной любви и стремились помочь народу в трудных его путях». Это подлинные жемчужины народного самосознания, которые помогали людям в течение веков сохранять благородные идеалы и гордую нравственную основу. В самые тяжёлые времена в сердце народа звучала песнь — так струится живая вода подо льдом, наглухо сковавшим берега.

 

Чтобы прикоснуться к душе народа, нужно искать истоки, нужно слушать песни, в которых из столетия в столетие отражались поэтические грезы поколений, их страдания и надежды.

Песня была неизменным спутником жизни кочевников Тувы. Безвестные певцы складывали её нередко в седле, во время долгих странствований, утомительных дорог.

И возникали песни в основном протяжные, длинные, в них ощущались степные просторы, вобравшие в себя столько от чудес и веры, в них слышались тайна и красота природы. В них жили боль и тоска души, мучимой неразрешимостью вопросов жизни. Песня впитала безграничные вольные дали, первозданную прелесть белоснежных горных вершин, величие диких таежных лесов.

 

Народное декоративное искусство, героический эпос, сказания и песни были той основой, на которой смогли взойти в столь краткий срок самобытная культура современной Тувы, её изобразительное искусство. Мироощущению наших мастеров — живописцев, графиков, скульпторов присущи те же стократ воспетые гуманные идеи — утверждение защиты человека, жизни, всего сущего на земле.

А отсюда — монументальность формы, тяготение к эпическим ритмам, к цельности видения и воплощения мира, свойственные лучшим художникам Тувы, которые творчески воспринимают поэтическое наследие и его главную мысль — о нерасторжимом единстве человека и природы, о связи времен — настоящего, прошлого и будущего.

 

Традиции народного творчества, братская помощь, оказанная мастерами России, — два крыла современного искусства Тувы.

Мы с благодарностью повторяем сегодня имена и тех художников, которые стояли у истоков, и тех, которые способствовали развитию изобразительного искусства Тувы, — заслуженного деятеля литературы и искусства Тувинской АССР В. Дёмина, С. Тасоола, С. Феоктистова, Н. Рушева, красноярских художников Д. Каратанова, О. Руйгу, Т. Ряннеля, А. Лекаренко, Б. Ряузова, В. Мешкова, Ю. Ишханова.

 

В 1941 году в Кызыл по приглашению правительства Тувинской Народной Республики прибыла группа специалистов из Советского Союза.

В числе мастеров театрального, музыкального, художественного творчества был и молодой живописец Василий Дёмин. Оп писал портреты, исторические картины, декорации для театра, проектировал памятники.

Приехал он на три года, а остался на всю жизнь. Василий Фадеевич Дёмин стал свидетелем великого акта дружбы русского и тувинского народов — добровольного вхождения республики в состав Советской России в 1944 году. Этому событию он посвятил картину «Народный хурал».

Художник хорошо знал обычай народа собираться для обсуждения важных дел в степи под открытым небом. Отовсюду на лошадях вместе с семьями, детьми съезжались на хурал оповещённые араты. И на полотне В. Дёмина мы видим степь и лица героев, озарённые улыбкой.

 Одним из лучших произведений сороковых годов стала его картина «Молодые араты Советской Тувы», ныне находящаяся в Москве, в Музее искусств народов Востока.

 

Значительную роль в развитии национального искусства республики сыграл Сергей Кончукович Ланзы — заслуженный деятель литературы и искусства Тувинской АССР, лауреат Государственной премии Тувинской АССР.

Об огромных переменах на древней нашей земле, о самобытной её красоте говорит он в серии холстов «Сюита о моей Родине». Художник создал волнующий образ природы родной Тувы. Это — сердечный рассказ о преображённой жизни края.

Картину «Труженицы полей» Сергей Ланзы посвятил женщинам Тувы, привычным к трудностям, умеющим их преодолевать. Внутренняя напряжённость композиции и красок созвучна теме. Художник обобщает форму, не допуская мелочной детализации.

Тематический диапазон исторической живописи С. Ланзы широк. Ему принадлежат полотна «Праздник присоединения к России», «Красные партизаны в Туве». Он работал в жанре портрета — лаконичен, интенсивен по живописи портрет первой женщины-шофёра Тувы Ондар Чангаа.

 

Живописец и график, заслуженный художник Тувинской АССР Иван Чамзыевич Салчак пишет портреты передовиков сельского хозяйства, воплощает то, что близко его духу, что он знает и видит «мыслящим оком». Ему удаются выразительные образы наших современников.

 

Произведения заслуженного художника Тувинской АССР Татьяны Евгеньевны Левертовской отличает цельность, продуманность. Из жизни черпает она созвучное ей.

Холст «Концерт на чайлаге» исполнен песенного настроения. «Сценичность» композиции соответствует характеру избранного сюжета.

В портретах, созданных Татьяной Левертовской, есть живые характеры, духовный мир героев («Портрет П. Л. Мартыновой», «Портрет старой чабанки».)

 

С гордостью можем сказать, что среди тувинских художников старшего поколения есть фронтовики, отмеченные правительственными наградами за ратные подвиги. Это — Георгий Сергеевич Суздальцев, Ю. Курский, Иван Туренко.

 

Любовь к своему краю, взволнованная и романтичная интонация присущи пейзажам заслуженного художника Тувинской АССР Георгия Суздальцева. В его холстах воздух чист и прозрачен, сама природа подсказывает ему темы и образы — «Голубая Тува», «Бай-Тайга», «Монгун-Тайга», «Торгалыг».

С одинаковым увлечением работает художник в жанре тематической картины и портрета. Глубоко задуманы и убедительно решены портреты народного умельца чеканщика П. Чамныя и ветерана труда М. Маады.

 

Заслуженный художник Тувинской АССР Ю. Курский работает в различных графических техниках. Разнообразна и тематика его произведений. Результатом поездок в Шушенское стала серия листов, посвящённая жизни и деятельности В. И. Ленина.

Интересны и работы, посвящённые периоду коллективизации и индустриализации Тувы. Акварель — любимая техника художника. С мастерством он говорит на её языке о суровой и удивительно прекрасной тувинской земле.

 

Развивается и совершенствуется графическое мастерство Ивана Туренко. Он создает в основном серии линогравюр, умело используя контрасты чёрного и белого, света и тени.

Лаконичны, выразительны листы «В Саянах», «Сарлыки на реке Алаш», «Плотогоны на Енисее», «Оленеводы Тоджи».

 

В изобразительном искусстве Тувы плодотворно работали в своё время и внесли значительный вклад М. Петров, Л. Протасов и более молодые — Ю. Деев, Л. Спрыгин, Ю. Кондратенко. Произведения, созданные ими, — неотъемлемая живая часть духовной культуры республики.

 

Сегодня Союз художников Тувинской АССР объединяет два поколения мастеров.

Растёт творческая смена, коллектив пополняется выпускниками московского института им. В. И. Сурикова, ленинградского института им. И. Е. Репина. Это живописцы Он-дар-оол Ортун-оол, Виталий Хлызов, скульптор Ондар Товарищай, графики — Чооду Мартай-оол, Монгуш Макар.

Картина молодого живописца Он-дар-оола Ортун-оола «Охотники Одуген-Тайги», посвящённая труженикам республики, — одна из лучших на эту тему в тувинском изобразительном искусстве. Автор обладает своей живописной речью. Он предпочитает жёсткую манеру письма, чёткую выписанность деталей, создаёт островыразительные портретные характеристики.

 

Радует стремление молодых познать и запечатлеть свой народ, своё время через героику трудовых будней. Этой задаче посвящено и полотно молодого художника из Варун-Хемчикского района Нарын-оола Хертека — «Портрет Героя Социалистического Труда О. Данзырына».

 

Успешно работают в графике М. Чооду и М. Монгуш. Знание героического эпоса помогает им говорить о современности языком поэтических образов, точных деталей, ясных ритмов. Национальные темы претворены в их листах в обобщающие, пластически завершённые композиции.

 

Правдивы картины лауреата премии комсомола Тувы Владимира Ховалыга — «Монгун-тайгинский сарлыковод С. Ханан-Кора», «Будни чабанов», «Последние известия».

Участник всероссийских, всесоюзных и зарубежных выставок, он получил настоящее признание. Мир его полотен суров и драматичен, язык краток и точен, строй композиций монументален. Он знает жизнь тувинского народа и создаёт посвящённые ему картины, обладающие бесспорно энергией убежденности.

 

Этот подъём сил молодых мастеров во многом обеспечен и тем обстоятельством, что Союз художников РСФСР, зональные и республиканские выставкомы проводили немалую организационную и воспитательную работу в данном направлении, вовлекая в неё местные Союзы художников, в том числе и тувинский.

 

Сегодня особенно важной представляется следующая мысль: атмосфера трудовых коллективов — заводов, колхозов, совхозов, полевых станов, ферм — для художников Тувы являет собой живой, вечный, неиссякаемый источник творчества, источник духовной и нравственной чистоты.

В изобразительное искусство нашей республики прочно вошла современная реальность — её идеи и темпы, её характер, её задачи. Оно стало песней во славу Человека и Труда. Трудом жив человек, в труде проявляется его талант, страсть, воля, его созидающая сила.

Однако смысл подлинного деяния художника не столько в том, чтобы увидеть и запечатлеть жизнь, но и в том, чтобы понять её закономерности, её движущие начала и выразить их в глубоких, смелых образах, наделённых властью поднимать, вести, влечь людские души.

Думая о назначении искусства, о наших задачах, следует признать: у нас ещё недостаточно картин, скульптур и графических листов, в которых бы образ человека труда, героя Великой Отечественной, солдата мира был запечатлён во всей правде и внутренней красоте, со всей силой большого искусства, способного вызвать стремление к идеалу, достойному времени. Но эта цель будет светить и звать вперёд.

 

В решении наших творческих задач помогает и сознание, что за прошедшие два десятилетия — Союз художников Тувы был создан 26 марта 1964 года — наш коллектив заметно вырос и числом, и качеством.

Кроме тематических выставок, посвящённых важным общественным датам, кроме выставок, ежегодно обязательных, таких, как весенняя, осенняя, молодёжная, кроме плановых, групповых и персональных экспозиций, в Сибири происходит обмен художественными выставками между городами, областями и автономными республиками.

Глубокий след в творческой жизни нашего Союза оставил взаимный обмен творческим опытом во время совместно проводимых недель и декад с Якутской АССР и Хакасской автономной областью.

Расширение контактов, знакомство с достижениями мастеров братских народов служит прежде всего более глубокому постижению жизни родной республики.

 

Отрадно отметить: Союзами художников СССР и РСФСР создаются творческие группы, работающие в нашей республике, что крепит творческую дружбу между мастерами.

Так в июне — августе 1982 года в Туве находилась подобная группа, объединяющая представителей художественных коллективов Москвы, Киргизии и Туркмении, Армении и Азербайджана, Молдавии и Эстонии.

Организация совместных творческих поездок по стране — дело принципиально важное, имеющее большое значение для творческого подъёма сил в Туве, в местных Союзах.

Мы, художники Советской Тувы, стремимся нести искусство народу, ежегодно организуем выставки — стационарные, передвижные, персональные в столице республики Кызыле, в районах Тувы, в совхозах, на животноводческих фермах и полевых станах, мы читаем лекции, проводим встречи с трудящимися. Эти формы пропаганды стали традиционными.

 

Здесь крайне важно отметить и обратную связь, взаимное влияние. Художники идут со своими произведениями к народу, несут определённые знания и одновременно находят своих героев, узнают жизнь в глубинных её проявлениях, вырастают как творческие личности. Идя с открытым сердцем, отдавая, делясь, наши мастера обретают высокое право говорить от имени народа.

 

В честь 40-летия Советской Тувы в Москве, в залах Исторического музея, была открыта юбилейная выставка произведений художников и народных мастеров республики.

Мы были очень взволнованы тёплым, сердечным приёмом, оказанным нашей выставке широким зрителем и художественной общественностью Москвы.

Встречи в столице Советской страны были для нас и серьёзным экзаменом, в котором мы обрели товарищескую помощь, уверенность в своих силах и перспективу напряжённой, ответственной работы.

Нам, тувинским художникам, надо шире и глубже осваивать бесценные сокровища русской национальной школы живописи, завоевания советского многонационального искусства и прогрессивных мастеров современности. Завтрашний день изобразительного искусства Тувы должен быть освещён всё возрастающими требованиями к эстетическому уровню и высокому художественному качеству произведений. Мы должны работать взыскательно и окрылённо. Должны содействовать благородной миссии воспитания человека нового социалистического общества. Такую задачу возлагают на нас партия и время. Выполнить её достойно — наш творческий и гражданский долг.

 

С. Саая, председатель СХ Тувинской АССР

Журнал «Художник» № 9, 1985 г.