Успех экспозиции выставки «Край хлеборобный» был обеспечен большой подготовительной работой, проведённой Союзом художников РСФСР, активностью молодых художников, отнёсшихся к выставке как к серьёзному экзамену на творческую зрелость.
И выставка действительно прошла успешно. Если учесть, что большинство экспонентов — выпускники средних учебных заведений, то тем более можно говорить об общем, довольно хорошем профессиональном уровне работ, о способности художников творчески осмыслить явления жизни. Именно исходя из этой оценки, учитывая потенциал молодого поколения, следует рассматривать выставку с позиций требовательности и взыскательности.
Численное превосходство в экспозиции живописи — факт несомненно положительный, ибо при этом имеется в виду не обращение большинства художников к технике «холст, масло», а их стремление облечь наблюденные в жизни процессы и выношенные о них размышления в формы законченной композиции, создать сюжетное полотно.
В многочисленных картинах художников с убедительной достоверностью показаны бескрайние степи с висящим над ними маревом, зелёные предгорья и суровые горы, причём показаны не как величественная, существующая вне зависимости от человека природа, а как среда, где он живёт и трудится.
Человек не остаётся за кадром, он в центре внимания, он — главный участник созидательного процесса. Труду посвящено большинство сюжетных картин.
Но трактовка этой темы у многих авторов носит характер поэтической её интерпретации. Сам по себе факт подобного подхода, взятый в отвлечённой ситуации, может свидетельствовать об индивидуальной манере восприятия жизненных явлений.
Но дело в том, что подобная интонация определяла большинство произведений, что, естественно, задало тональность всей выставке. Это впечатление усиливалось и одинаковым (или малоразличающимся) живописным решением, в котором чувствуется опора на одну и ту же стилевую манеру. Невольно возникает вопрос, касающийся не узкопрофессионального, а мировоззренческого порядка: поняли ли молодые своё время, его ритмы, размах свершений, увидели ли его всеохватно, с неизбежными противоречиями или стремятся уйти от него, создать свой эквивалент прекрасного?
Парадокс заключается ещё и в том, что многие картины имеют название «Страда». Образ, рождаемый этим словом, содержит представление прежде всего об интенсивности процесса труда, произведения же не дают такого впечатления. Пожалуй, убедительнее в этом плане картины, где, видимо, ставились более скромные задачи, холсты, не претендующие на обобщения. Например, «Сеятели» X. Хашхаяна, «Ночной ток» В. Шеховцева.
У Хашхаяна человек включен в процесс труда, у Шеховцева он дан в виде стаффажа, но его присутствие в такой роли создаёт представление о размахе трудовых процессов, о масштабах самого хлеборобного края.
Обе работы решены в традиционной тональной живописи: у Хашхаяна в большей мере присутствует описательный элемент, у Шеховцева образ создаётся живописно-пластическими средствами.
Назвав эти две работы в качестве положительного примера (напомним, речь идёт только об отражении современности в пределах одной темы), мы отнюдь не призываем художников писать в литературно-повествовательной манере, близкой искусству 50-х годов. Мы только констатируем факт: выбор устоявшихся, созвучных автору по духу ориентиров в наследии, точное знание своей цели обеспечивают положительный результат.
Однако опора многих художников на образные системы (именно образные, а не стилевые), где утверждается гармонично-идиллическое единение человека и природы, при нечётко сформулированной для себя задаче привело к незапрограммированному самой идеей выставки результату — можно сказать, что на ней нашёл широкое отражение облик края, но недостаточно показан облик времени.
Допуская некоторую утрировку в таком выводе, мы имели в виду всего лишь процентное соотношение между представителями двух мировоззренческих позиций в решении одной и той же темы.
Естественно, на выставке были работы, свидетельствующие о том, что мы живём в век технического прогресса, то есть холсты так называемой «индустриальной тематики». Вероятно, она ближе молодым, выросшим в окружении разнохарактерных проявлений НТР, они органичнее воспринимают себя среди мощной современной техники. Собственно заслуга в освоении новых мотивов и принадлежит в основном молодым.
Сначала индустриальные детали как приметы времени стали появляться в пейзажах. Но, побывав на стройках, больших заводах, молодые художники создали произведения, где главным содержанием стал «технический мотив: переплетения гигантских труб, металлических конструкций, причудливых, почти на грани фантастики форм.
Из этих работ исчез человек, техника утверждалась в них как самоценная эстетическая категория, тем самым и признавалось торжество технократии. Проблема стала заключаться в том, как «вписать» в эту среду человека, человека-творца, разумом и руками которого сотворён этот мир. Какими новыми средствами, не прибегая к рационалистической сухости и бесстрастности фотореализма, «гуманизировать» техническую среду.
Молодые художники Юга России бывают и работают на заводах Атоммаша и Ростсельмаша. И поэтому их попытки решить индустриальную тему вполне естественны. Однако попыток этих было очень мало, что, вероятно, обеднило тематический диапазон выставки.
В решении темы имели место два разных подхода: в одном сюжет не является главным компонентом в структуре образа, художник находит пластический мотив и, оперируя ритмами (линейными, цветовыми), создает композицию. В основе второго лежит натурный мотив, степень трансформации которого подчинена воле художника.
Оба эти принципа совместились в творчестве одного художника А. Юрьева. В «Сальских степях» многократно повторенная форма бетонной конструкции создаёт арку, в проёме которой изображены рабочие. Но ни заданные им позы, ни торжественность возведённых сооружений не избавили холст от некоторого сходства с плакатом.
В «Сортировочной горке» изображён железнодорожный узел с лентами убегающих рельсов, сеткой проводов, мелькающими огнями светофоров — не отчуждённый, близкий, знакомый каждому человеку мотив. Повышенный цветовой строй, линейные ритмы, общая «насыщенность» техникой создают представление о пульсе сегодняшнего дня. Человек здесь необязателен даже в роли стаффажа, его незримым присутствием пронизано всё полотно.
Здесь мы вплотную подходим к вопросу о роли традиций не в смысле преемственности, а в смысле сугубо практического осмысления натурного материала.
Постановка этого вопроса стала особенно актуальна в последнее десятилетие.
В начале 70-х годов в искусство вошло новое поколение, каждый представитель которого отстаивал право быть индивидуальностью. Ища свой «стиль», стремясь обогатить арсенал выразительных средств, молодые активно обратились к прошлым культурам и, надо сказать, преуспели в мастеровитости. Но вместе с авторами, сумевшими творчески переосмыслить почерпнутое, появились и такие, кто не стеснялся откровенных «цитат». Молодежь 70-х стала зачастую обходиться без натуры.
Этого, правда, нельзя сказать об экспонентах выставки. Но взгляд на натуру неодинаков. У одних процесс создания картины идёт как работа над жизненным материалом, у других натурный мотив становится только исходной точкой и воспринимается через призму творчества какого-либо мастера или искусства целой эпохи.
Художников, увидевших жизнь сквозь слои искусства голландцев или венециановской школы, оказалось довольно много. Авторы лучше или хуже владеют рисунком, тоньше или «грубее» видят «цвет», но одинаковы в образно-эмоциональной тональности изображенной сцены.
Видимо, при поисках ориентиров в культурах прошлых эпох очень важна чёткая постановка задачи. Ведь при желании в работе А. Юрьева «Сортировочная горка» можно увидеть «прообраз» — полотно Б. Яковлева «Транспорт налаживается». Но на сходный сюжетный мотив живописец посмотрел глазами современника.
Работа может нравиться или не вызывать эмоций, она приводится здесь как образец, демонстрирующий творческий метод осмысления натурного материала во взаимодействии с традициями.
В экспозиции встречались картины художников (не лишённые мастерства, свидетельствующие об одарённости автора), где попытка «втиснуть» сюжет в заданную образно-стилевую систему отняла так много сил, что в процессе её реализации «расплылся» замысел, неясной осталась идея.
Тематическая заданность выставки «Край хлеборобный» в этой зоне закономерна, и активный отклик на неё можно только приветствовать. Но она не исключала и более широкого взгляда на многообразность жизни края. Это не столько укор, сколько пожелание молодым, сам возрастной статус которых предопределяет активную реакцию на современность.
Ю. МИХАЙЛОВА
Журнал «Художник» №7, 1984 г.