Более 25 лет прошло с тех пор, как в подмосковном селе Льялово открылась первая народная картинная галерея. Тогда сам факт организации художественного музея такого типа воспринимался как нечто необычное. Некоторые сомневались, есть ли будущее у этих галерей, станут ли посещать их жители окрестных сёл и городов? Будут ли, в конце концов, картины храниться там в положенных условиях? Вопросов возникало немало.
Прошли годы. Сейчас на территории Российской Федерации уже действуют около 90 народных картинных галерей, созданных при участии секретариата правления Союза художников РСФСР и местных организаций. Можно с уверенностью сказать, что проверку временем галереи выдержали, доказав свою жизнеспособность и необходимость. Они помогают эстетическому воспитанию населения, приобщают к изобразительному искусству людей, живущих в отдалённых от культурных центров районах.
Недавно художники, члены комиссии по пропаганде искусства на селе и в крупных промышленных районах, созданной при Союзе художников РСФСР, побывали в двух галереях — в Альметьевской и Воскресенской.
Центр нефтяной и нефтехимической промышленности Татарии — г. Альметьевск расположен в 300 км от Казани, и добраться оттуда до республиканского художественного музея, до театров, концертных залов не так-то просто. Поэтому в своё время у директора Альметьевской детской художественной школы Г. Стефановского возникла мысль об организации при школе небольшого художественного музея. И вот в 1975 году идея осуществилась.
Поначалу коллекция насчитывала около 200 работ, собранных Стефановским за предшествовавшее десятилетие. Они и составили ядро народной картинной галереи.
В организации её большое участие принял Союз художников Татарии, который передал этому музею около 100 работ ведущих мастеров изобразительного искусства автономной республики. Ощутимый вклад в пополнение фонда галереи внесли Министерство культуры ТАССР и исполком Альметьевского городского Совета народных депутатов, производственное объединение «Татнефть». Сейчас в галерее насчитывается более 600 произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства и скульптуры.
Честно говоря, когда художники ехали в Альметьевск, то никак не предполагали, что попадут в такой музей. Красочная афиша у входа, просторные помещения, содержащиеся в образцовом порядке.
Основу здешней коллекции составляют произведения известных художников Татарии — X. Якупова, С. Лывина, Р. Нурмухаметова, В. Куделькина, М. Хаертдинова и других. Есть немало работ московских и ленинградских мастеров, в том числе таких, как Л. Бродской, П. Соколова-Скаля, К. Максимова, В. Ветрогонского, Н. Жукова.
Одна из особенностей, сразу бросающаяся в глаза при посещении Альметьевской галереи, — большое жанровое и тематическое разнообразие произведений. Здесь и картины на историко-революционную тему, и пейзажи, и портреты наших современников, и натюрморты, и предметы декоративно-прикладного искусства. Но самое, может быть, главное то, что руководитель галереи Г. Стефановский не только бережный хранитель вверенных ему ценностей, но и активный пропагандист советского изобразительного искусства.
Обычно по нескольку раз в год в её залах проводятся персональные выставки татарских художников, к которым выпускают афиши, буклеты, пригласительные билеты. События эти широко освещаются в местной прессе, на радио, по телевидению. Часты в стенах галереи и встречи с авторами, чьи работы здесь экспонируются. Кроме того в галерее проводят лекции по изобразительному искусству, организуют экскурсии для работников промышленных предприятий, учащихся школ, просто для посетителей, которых притягивает этот дом особой атмосферой творчества. Более того, Г. Стефановский организует и передвижные выставки в домах и дворцах культуры, в сёлах, на заводах, в учреждениях и т. д. Нередко «передвижка» из Альметьевска выезжает и в другие районы Татарии, так что количество тех, кто знакомится с произведениями этой народной галереи, достаточно велико. Можно только приветствовать таких людей, как руководитель галереи в Альметьевске. Он сам часто выступает с лекциями по истории изобразительного искусства, проводит консультации. Эта многогранная деятельность сделала его популярным в родном городе, а также за его пределами.
В Башкирии наша группа посетила картинную галерею колхоза «Ленинское знамя» Мелеузовского района в селе Воскресенском. Его жители в тяжёлые годы Великой Отечественной войны приютили у себя эвакуированных из Москвы учащихся средней художественной школы.
В память о тех временах в 1971 году тут была организована народная галерея. Инициаторами её создания стали московский художник В. Бабицын и заслуженный деятель искусств РСФСР О. Буткевич.
В том же, 1971 году Буткевич на страницах газеты «Советская культура» опубликовал статью, где призывал бывших воспитанников художественной школы, ставших ныне известными советскими живописцами, в благодарность к тем, кто помог им пережить суровые годы, открыть в Воскресенском картинную галерею и подарить сельчанам свои работы.
Художники откликнулись. Более 90 произведений живописи московских мастеров стали основой собрания в башкирском селе. А когда в 1974 году в Уфе состоялся IV выездной пленум правления СХ РСФСР, его участники — Г. Коржев, П. Оссовский, И. Попов, B. Иванов и другие встретились с колхозниками Воскресенского, вспомнили свою жизнь здесь в военные годы, говорили о тех, кто не жалел ни сил, ни времени для юных москвичей. И, конечно, художники, побывавшие в дни пленума в гостях у воскресенцев, привезли в галерею свои новые работы.
Ныне она располагается в просторном старинном здании, в фондах ее 122 произведения таких мастеров живописи, как В. Гаврилов. А. и C. Ткачёвы, Г. Коржев, А. Тутунов, В. Стожаров, В. Почиталов, И. Сорокин, В. Бабинын, и многих других.
Рассказывая о народных картинных галереях, о проблемах в их деятельности, нельзя обойти вниманием и Вороновскую, что расположена в совхозе имени 60-летия СССР Подольского района Московской области.
Пожалуй, она самая значительная среди народных галерей не только по масштабности фондов и качеству экспонируемых произведений (за годы существования галереи в Воронове собрано свыше 4 тысяч работ известных мастеров советского изобразительного искусства), но и по уровню пропагандистской работы, которая на протяжении многих лет ведется её директором Р. Луговским. Здесь систематически проводится работа по эстетическому воспитанию трудящихся Подмосковья: организуются персональные и тематические выставки, посвящённые знаменательным датам, открыт Дом художника, где люди разных возрастов и профессий занимаются лепкой, чеканкой, рисунком.
Но и это не всё — при Доме работает факультет по изобразительному искусству, лекции по основам живописи, скульптуры, посвящённые творчеству отечественных и зарубежных художников, читают научные сотрудники Государственного музея изобразительных искусств имени А. С, Пушкина.
Вороновская галерея ныне приобрела широкую известность, с её коллекцией знакомились не только сотни тысяч советских людей, но и многочисленные гости из-за рубежа.
Вообще крупных народных картинных галерей в нашей республике немало. К их числу относятся и Данковская в Липецкой области. и Краснозёрская под Новосибирском, и галерея совхоза «Пролетарий» Вышневолоцкого района Калининской области, и Северобайкальская в Бурятии, и галерея имени М. И. Калинина госплемзавода «Красноармейский» Краснодарского края, и галерея в колхозе имени В. И. Ленина в станице Привольной того же Краснодарского края и другие.
Некоторые из них, как, скажем, Ульяновская в Калужской области, Сальская в Ростовской или Курганинская Краснодарского края, стали филиалами областных художественных музеев.
Конечно, действующие в Российской Федерации народные картинные галереи разнятся и по составу произведений, и по опыту работы. Среди них есть, как мы говорили, музейные собрания, но есть и такие, которые находятся в стадии становления. Временно они размещаются (из-за отсутствия подходящего помещения) во дворцах и домах культуры, в школах. Коллекции их не превышают, как правило, нескольких десятков произведений. Но дело не в количестве. Их реальное будущее в конце концов находится в прямой зависимости от того, насколько руководители этих музеев сумеют наладить действенную воспитательно-пропагандистскую работу.
Теперь, пожалуй, пришло время обратиться к проблемам, с которыми сталкиваются энтузиасты, занимающиеся народными галереями. При всех достижениях, при всех очевидных плюсах в их деятельности нельзя обойти и недостатки, мешающие работе этих общественных музеев.
Увы, случались в судьбах некоторых из них и негативные эпизоды: порча произведений из-за отсутствия надлежащих условий хранения, исчезновение работ из коллекций, непонимание отдельными руководителями на местах значимости народных картинных галерей как центров приобщения широких народных масс к культуре.
В той же Воскресенской галерее, например, фонды не пополняются с 1974 года, не чувствуется к ней должного интереса со стороны Союза художников Башкирии. В то же время в помещении, где размещается галерея, пустуют две комнаты. В них вполне можно было бы периодически развёртывать выставки произведений башкирских художников, организовывать передвижные экспозиции. Да и пропагандистская работа среди населения тоже находится не на высоком уровне.
Сейчас уже пришло время поднять вопрос о том, что мешает нормальной деятельности народных картинных галерей. И отнестись к его решению нужно со всей серьёзностью. Было бы неплохо, если бы между этими музеями, созданными на общественных началах, установились прочные творческие контакты: обмен выставками или отдельными произведениями, поездки представителей галерей для ознакомления с опытом работы своих коллег. Видимо, полезно созвать республиканский семинар руководителей народных картинных галерей, посвящённый проблемам их деятельности. Но самое, конечно, главное состоит в том, что пора уже разработать специальное «Положение о народных картинных галереях», где был бы определён порядок их устройства, взаимоотношения с государственными и общественными организациями, правила сохранности художественных произведений, обязанности сотрудников, система учёта работ и т. д. Думается, что и секретариат правления Союза художников РСФСР должен постоянно контролировать деятельность народных галерей, поскольку и организованные с его помощью галереи, и те, что открыты по инициативе местных организаций Союза художников, представляют не только материальную, но, главное, большую духовную ценность. А стало быть, и помощь им должна становиться действенней год от года.
Л. ИВАЩЕНКО, А. ДАНИЛОВ
Журнал «Художник» №7, 1984 г.
ОТ РЕДАКЦИИ
Вопрос, затронутый в данной статье, представляется достаточно серьёзным и заслуживающим обсуждения. Видимо, у всех, кто так или иначе связан с народными галереями — работников самих галерей, сотрудников областных музеев и местных организаций СХ РСФСР, — накоплен достаточный опыт, которым они могут поделиться с коллегами. Ждём ваших откликов.