![Бабаев Расим Ганифа оглы. (1927–2007) «Автопортрет» 2005 г. Холст, акрил. Собрание семьи художника](https://ruskartina.ru/images/uploaded/86-954422b43639dca952e5850f27a782ce.jpg) Бабаев Расим Ганифа оглы. (1927–2007) «Автопортрет» 2005 г. Холст, акрил. Собрание семьи художника |
— С ранних лет помню стремление изображать видимый мир,— рассказывает заслуженный художник Азербайджанской ССР Расим Ганифович Бабаев.— В нашей семье всегда поощрялись художественные интересы, и я легко, почти без колебаний выбрал своё призвание.
Учился в дорогом сердцу многих мастеров республики Бакинском художественном училище. Затем поступил в Суриковский институт в Москве. По окончании института, получив диплом живописца, всё же долго занимался графикой. Да и сейчас, когда работаю в основном над живописными полотнами, меня приглашают участвовать в графических разделах выставок и включают в выставочные комиссии экспозиций графического искусства. Но мне, конечно, ближе живопись, с ней я связываю цели и надежды художника.
![Бабаев Расим Ганифа оглы. (1927–2007) «Март на даче» 1980-е годы. Бумага, сангина, уголь. Государственный музей Востока](https://ruskartina.ru/images/uploaded/11-373c2767c70df49b4f8f1002e25c4ab9.jpg) Бабаев Расим Ганифа оглы. (1927–2007) «Март на даче» 1980-е годы. Бумага, сангина, уголь. Государственный музей Востока |
Первым, и прежде всего графическим, работам Р. Бабаева были свойственны черты углублённого внимания к натуре. Он рисовал цехи заводов, изображал архитектуру старого Баку, создавал линогравюры на индустриальные темы (серии «Чёрный город», «В горах Дашкесана»). В графике художника сочетаются завороженность красотой древней земли и удивление размахом и мощью промышленных преобразований.
Рассматривая живопись и графику Бабаева последнего десятилетия, ощущаешь уже сознательно ограниченную связь с натурными наблюдениями, новые неожиданные интонации — беспокойство и тревогу за судьбы мира, стремление сказать правду, как бы горька и страшна она ни была.
Действительно, страшная правда заключена в образах, навеянных событиями на Ближнем Востоке, в странах Латинской Америки (полотна «Военный психоз», «Агрессия», «Марш экстремистов»).
И в обобщенных, символических образах последних композиций звучат боль и тревога художника, неприятие зла, жестокости и мракобесия. Эти полотна выполнены в единой тёмной гамме с резкими просверками красного. В них переплетаются традиционные фольклорные образы и мотивы сегодняшней реальности.
![Бабаев Расим Ганифа оглы. (1927–2007) «Голубая лошадь», 2003 год](https://ruskartina.ru/images/uploaded/807-f3ccdd27d2000e3f9255a7e3e2c48800.jpg) Бабаев Расим Ганифа оглы. (1927–2007) «Голубая лошадь», 2003 год |
Что сейчас питает искусство Расима Бабаева, какие впечатления обогащают его палитру, что из окружающего особенно дорого ему? Художник отвечает, перемежая веские слова не менее вескими паузами раздумий:
- Мне всегда симпатично и близко то, что красиво, народно, искренне. Поэтому люблю и изучаю наше древнее искусство: дивлюсь простоте и совершенству наскальных изображений Кобыстана, постоянно обращаюсь к великолепию многоцветной росписи Дворца шекинских ханов. Люблю чудо народной сказки, прислушиваюсь к воспоминаниям детства. Не перестаю путешествовать, подолгу хожу пешком, подмечая интересный типаж, любуясь живописным ландшафтом, запоминая мимолётный образ старого дерева. Часто изображаю фигуру человека в пейзаже: это художник, наблюдающий вечное чудо жизни...
![Бабаев Расим Ганифа оглы. (1927–2007) «Див в аду», 1999 г. Холст, акрил. Собрание семьи художника](https://ruskartina.ru/images/uploaded/300-156005c5baf40ff51a327f1c34f2975b.jpg) Бабаев Расим Ганифа оглы. (1927–2007) «Див в аду», 1999 г. Холст, акрил. Собрание семьи художника |
Таким, сосредоточенным и немного мечтательным, запечатлел однажды своего друга московский живописец Виктор Попков. Автор назвал полотно точно и символично: «Художник, которого не боятся чайки». Птицы, важно разгуливающие по прибрежному песку, почти касаются ног человека, который держит в руках карандаш и бумагу. Они инстинктивно чувствуют, что он добр и чист, как всем сердцем и разумом понимаем это и мы, разглядывая его рисунки и полотна.
Журнал «Юный художник» №9 1982 г.