Картины художника Владимира Гремитских

 

Живопись и графика московского художника Владимира Георгиевича Гремитских (1916-1991) Продажа картин без посредников.

Сайт принадлежит сыну художника Александру Гремитских.

Выдаётся сертификат подлинности. 

 

Новости
Графика Фёдора Толстого увеличить изображение
Графика Фёдора Толстого

 

В художественном мире России XIX века граф Фёдор Петрович Толстой (1783—1873) был личностью заметной и яркой. Он окончил Морской корпус и служил военно-морским офицером. Тяга к искусству привела его в классы Академии художеств.

Оставив в 1804 году службу, Толстой посвятил себя искусству, став известным медальером, и подняв это забытое было искусство на большую высоту.

Однако творческие интересы Толстого-художника были разносторонни. Он занимался одновременно скульптурой, живописью, гравюрой, писал акварелью, прекрасно рисовал, владея разными техниками.

Совершенно не случайно его талант рисовальщика более всего раскрылся в рисунке пером. Здесь уместно вспомнить имена учителей Толстого — О. А. Кипренского и И. П. Прокофьева. Оба они — и живописец, и скульптор — превосходно владели мастерством перового рисунка, оба стоят у истоков его творчества.

 

Окончательно индивидуальность Толстого-рисовальщика сложилась несомненно под влиянием медальерного дела. Рисунок пером был той техникой, где художнику с помощью чистых линий удавалось находить самый выразительный, живой контур, вторящий пластике фигур.

Судя по зарисовкам из ранних альбомов, уже в 1810-х годах он великолепно овладевает этой сложной техникой, которая требует специальных навыков, особой подвижности и гибкости руки. Примером тому может служить альбомный лист «Автопортрет с пуделем» (1810—1812). Этот рисунок удивительно артистичен. Именно здесь рождается толстовская неповторимая манера владения пером. Сравнивая перовые рисунки Кипренского, Прокофьева и Толстого, можно сказать, что работы в этой технике у Кипренского «живописны», у Прокофьева — «скульптурны», а рисунок Толстого всегда «рельефен».

Чёткий контур обычно выделяет фигуры из фона, отчётливо «работая на силуэт». Художник находит идеальное равновесие между объёмной пластикой и графической плоскостностью.

 

Ф.Толстой. Автопортрет с пуделем. Лист из альбома. Бумага, тушь, перо, графический карандаш. Русский музей.
Ф.Толстой. Автопортрет с пуделем. Лист из альбома. Бумага, тушь, перо, графический карандаш. Русский музей.

 

Вершиной графического мастерства Толстого стали рисунки к поэме И. Ф. Богдановича «Душенька». В течение тринадцати лет создавалась эта серия, состоящая из шестидесяти двух листов и фронтисписа. Её трудно назвать иллюстрациями в современном понимании. Листы настолько целостны и независимы от текста, что скорее представляются самостоятельной графической сюитой на темы поэмы.

 

Пленительная история любви Амура и Психеи — одно из самых поэтичных созданий греческой мифологии, — не раз воспетая в литературе (Апулей, Лафонтен), была положена и в основу поэмы в стихах И. Ф. Богдановича. Античная легенда, перенесённая на отечественную почву, написана автором игриво, с мягкой иронией, наполнена множеством жанровых примет и мотивов русских народных сказок.

«Душеньку», неоднократно издававшуюся, читали и в конце XVIII, и в первые десятилетия XIX века.

 

Ф. Толстой. Амур примиряется с Душенькой. 1833 г.
Ф. Толстой. Амур примиряется с Душенькой. 1833 г.

 

В поэме Богдановича рассказывается о том, как красота одной из трёх дочерей греческого царя затмила всё вокруг. Все поклонялись Душеньке, забыв даже прелести богини Венеры. Разгневанная богиня добилась, чтобы Душенька была наказана и всеми покинута.

Оракул предсказывает Душеньке загадочного супруга — чудовище, которое «рвёт сердца, питается слезами и страшных стрел колчан имеет за плечами». Покорная оракулу, героиня отправляется на самую высокую вершину, чтобы встретиться со своей судьбой.

Оплаканная родными, она остается там одна, под покровом ночи, среди драконов и зверей.

Но таинственная сила переносит Душеньку в чудесные чертоги. Нимфы ведут её в купальню, амуры развлекают играми и театральными зрелищами, и Душенька пленяется своей красотой и нарядами среди бесчисленных зеркал. Каждую ночь, в темноте, к ней является и исчезает с рассветом её неведомый супруг. Так и живет Душенька в своих чертогах, среди райских садов, наполненных нимфами, зефирами и амурами.

Но однажды к ней приходят завистливые сёстры, которые советуют убить её таинственного супруга, чтобы раскрыть его тайну. Любопытство берёт верх. При свете лампады Душенька узнаёт в своём супруге прекрасного Амура. Залюбовавшись, она проливает горячее масло из лампады и тем будит его. Разгневанный Амур приказывает вернуть Душеньку на землю, а коварная богиня Венера придумывает для неё многие испытания.

С тайной помощью Амура Душенька прошла через все трудности. Но однажды её снова погубило любопытство.

Заглянув в горшочек, который несла она из подземного царства Плутона, Душенька была окутана чёрным дымом, который испортил её прекрасное лицо. Стыдясь своего вида, она бежит от людей, но Амур находит несчастную возлюбленную, которая и в черноте своей по-прежнему кажется ему прекрасной. Амур приводит Душеньку на Олимп. Боги прощают её, Венера возвращает ей прежний облик, а Юпитер, растроганный столь сильной любовью Амура, даёт наказ: «Чтоб век пленялся он душевной красотой и Душенька была б всегда его четою». Так заканчивается античная сказка о торжестве душевной красоты.

 

Ф. Толстой. В темноте к Душеньке является крылатый жених — Амур. 1826 г.
Ф. Толстой. В темноте к Душеньке является крылатый жених — Амур. 1826 г.

 

Мир, воссозданный Толстым в рисунках, конечно, не был, да и не мог быть настоящим античным миром. Своим мировосприятием, художественными взглядами и вкусом Толстой был обязан той эпохе, которая его взрастила. Поэтому в рисунках к «Душеньке» тонко переплетаются черты классицизма, романтизма и реальной жизни. Увлечение античностью было характерно для его времени, искавшего в Древней Греции идеал гармонии и совершенства. Легенда была для художника поводом, чтобы перенестись в древнюю Элладу.

Толстой не реконструирует с археологической точностью, по, сохраняя аромат эпохи, создаёт свой мир, в котором много интимного, поэтичного, где возникают элементы жанра, бытовые ситуации, взятые из самой реальности. Мир древности преображается фантазией художника XIX века.

Именно так оценили сюиту его современники. «Честь и слава художнику, — писал А. Н. Майков, — что он сумел угадать древний колорит сказания [...] проникнуться грацией и духом классических воззрений».

 

Ф. Толстой. Душенька при свете лампы узнаёт в супруге прекрасного Амура. 1827 г.
Ф. Толстой. Душенька при свете лампы узнаёт в супруге прекрасного Амура. 1827 г.

 

Цикл листов был окрашен интимным, лирическим чувством ещё и потому, что вдохновляющим образом для автора рисунков была жена — Анна Фёдоровна Дудина. По свидетельству мемуаристов, этот воображаемый мир Фёдор Толстой воссоздал и в своём быту.

Дочь художника, Е. Ф. Юнге, вспоминала, что вся их квартира «была отделана в греческом вкусе», а «спальня Душеньки прямо срисована с собственной спальни отца моего».

 

Ф. Толстой. Душенька подходит к чертогам небесного селения. 1821 г.
Ф. Толстой. Душенька подходит к чертогам небесного селения. 1821 г.

 

В процессе работы над этим циклом рисунков окончательно оформляется стиль Толстого-рисовальщика в его наиболее известном, классическом варианте. Линия обретает непрерывность движения, музыкальность. Рисунок уплощается, подчиняясь двухмерности листа, можно сказать, он «лежит на плоскости».

После создания сюиты «Душенька» рисунок Толстого, можно сказать, не имел эволюции. Достигнув зрелости и совершенства, художник не меняет своего почерка. Его графический язык настолько постоянен, что предполагает даже некоторое однообразие приёма.

Строгие, чистые по своим формам, ясные по композиции, рисунки могут показаться несколько холодноватыми, «музейными», в них «всё — гармония, всё диво, всё — выше мира и страстей». Но в этом мире успокоенности линий и ритмов, в этом мире графической тишины таятся лирическое чувство, поэзия, большое человеческое тепло.

 

Ф. Толстой. Душенька любуется собою в зеркало. 1825 г.
Ф. Толстой. Душенька любуется собою в зеркало. 1825 г.

 

Мастерство Фёдора Толстого и сейчас очаровывает лёгкостью и грацией, богатством и музыкальностью его линейных ритмов, гармоническим совершенством композиции. Листы к «Душеньке» вошли в историю отечественного искусства как одно из неповторимых созданий русской очерковой графики, как истинный образец рисунка эпохи русского классицизма.

 

Ф. Толстой. Царь, отец Душеньки, пирует в кругу родных и друзей. 1823 г.
Ф. Толстой. Царь, отец Душеньки, пирует в кругу родных и друзей. 1823 г.

 

Все рисунки Ф. П. Толстого к «Душеньке» находятся в собрании Государственной Третьяковской галереи. Они были приобретены в 1895 году П. М. Третьяковым у дочери художника, Е. Ф. Юнге. По этим рисункам в 1829—1840 годах Ф. П. Толстой сам исполнил резцовые гравюры. Серия выходила отдельным изданием в виде альбома. Доски хранятся ныне в Государственном Русском музее.

 

Ф. Толстой. Венера торжествует, заручившись обещанием Амура продать Душеньку. 1820 г. Фрагмент.
Ф. Толстой. Венера торжествует, заручившись обещанием Амура продать Душеньку. 1820 г. Фрагмент.

 

 

Е. ПЛОТНИКОВА

Журнал «Художник» № 7, 1989 г.

 

На аватаре: Граф Фёдор Петрович Толстой. Портрет работы С. К. Зарянко, 1850 г

Все фотографии рисунков графа Фёдора Толстого сканированы из журнала «Художник» № 7, 1989 г.